Файл: Корпоративная культура в ООО "ФЕНИКС».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Корпоративная культура является объединяющим фактором для сотрудников организации вокруг единой цели, установок, направленных на успешное функционирование и развитие организации, способствует формированию имиджа организации.

В настоящее время корпоративная культура рассматривается в качестве управленческого инструмента, в первую очередь, отвечающего за повышение мотивации персонала и выстраивание эффективных корпоративных коммуникаций.

В современных условиях труда, сопряженного с частыми стрессами, высокой конкуренцией, высоким уровнем личной ответственности, традиционных мотиваторов недостаточно для удовлетворения меняющихся потребностей сотрудников. Все это объясняет актуальность изучения вопроса возможности развития корпоративной культуры и поддержания ее на высоком уровне.

Объект исследования – корпоративная культура организации.

Предмет исследования – корпоративная культура ООО «Феникс» как средство повышения эффективности бизнеса.

Целью курсовой работы – исследование сущности корпоративной культуры как организационного феномена, оценка существующей корпоративной культуры в организации, выявление ее слабых сторон, разработка предложений по совершенствованию корпоративной культуры.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:

  • рассмотреть теоретические основы корпоративной культуры в организации;
  • провести анализ корпоративной культуры в ООО «Феникс»;
  • разработать мероприятия, направленные на совершенствование корпоративной культуры в ООО «Феникс» и определить социально-экономическую значимость предлагаемых мероприятий.

Методологической основой исследования выступают общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и сравнения. Также в ходе исследования использовались методы экономического и логического анализа.

Теоретическую основу исследования составили научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий.

В курсовой работе использовались научные работы отечественных и зарубежных авторов: И.В. Андреева, А.А. Ведерников, Л.Н. Жилина, Д.Д. Чалова, С.В. Мациевский, А.В. Пеша, С.А. Шапиро и др.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры

Корпоративную культуру можно рассматривать как относительно новый феномен для российского экономического пространства, в то время как на Западе ее концепция была сформулирована более 20 лет назад.

Значение корпоративной культуры для предприятий связано с усилением роли человеческого капитала как основного субъекта производственных отношений, напрямую влияющего на экономическую эффективность организации.

По мере развития и укрепления рыночных отношений, а также заимствования зарубежного опыта для многих российских компаний корпоративная культура стала эффективным инструментом управления и важным источником конкурентных преимуществ [6, С. 151].

Корпоративная культура – система формализованных и неформализованных правил, норм поведения и ценностей. Корпоративная культура – это еще и определенные отношения участников: персонал и компания, руководитель и подчиненный, персонал и персонал, персонал и дело, персонал и клиент, персонал и конкуренты [14, С. 12].

Корпоративная культура в широком смысле – это междисциплинарное направление исследований, находящееся на стыке нескольких наук, таких как менеджмент, психология, организационное поведение, социология, культурология [8, С. 131].

Корпоративная культура в узком смысле представляет собой систему связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности в конкретной организации; это система символов и образцов поведения, представлений, ценностей, разделяемая большинством членов организации; это совокупность подходов организации к различным действиям и мероприятиям, ее коллективное мировоззрение и дух.

Цель корпоративной культуры – обеспечение высокой прибыльности организации посредством совершенствования управления трудовым коллективом для обеспечения лояльности сотрудников к руководству, воспитания у работников отношения к предприятию как к своему дому [14, С. 12].

Эффективную корпоративную культуру отличают такие характеристики, как слаженность, взаимодействие; удовлетворение работой и гордость за её результаты; преданность организации и готовность соответствовать её высоким стандартам; требовательность к качеству труда; готовность к переменам, вызванным прогрессом и конкурентной борьбой, невзирая на трудности и бюрократические препоны [18, С. 75].


Корпоративная культура является одним из инструментов мотивирования персонала предприятия к работе, так как создает благоприятный климат в организации, что побуждает работников стараться оправдать ожидания руководителя, выполняя возложенное на них задание в необходимом объеме и в срок [13, С. 153].

Корпоративная культура оказывает большое влияние на имидж организации. Она является частью рекламы организации и ее деятельности, повышает её надежность в глазах партнеров и клиентов. Кроме того, потенциальные работники заинтересованы в том, чтобы трудиться на таком предприятии, где ценится труд и поддерживается «командный дух».

Выделяют следующие элементы корпоративной культуры [6, С. 152]:

  • культура условий труда (ценности);
  • культура средств труда (цели);
  • культура межличностных отношений (коммуникация);
  • культура управления (методы управления и символы);
  • культура работника (условий труда и трудового процесса).

Развитая корпоративная культура выполняет следующие основные функции [14, С. 12]:

  • формирование имиджа организации. Культура проявляется в результате взаимодействия сотрудников между собой. Это взаимодействие происходит под влиянием социума и делового окружения, этических факторов, менталитета, национальных факторов. Все эти взаимодействия оказывают огромное влияние на эмоции персонала;
  • интеграционную (целостности, всеобщности). Эта функция оказывает влияние на формирование социально – психологического климата в коллективе организации. Каждый сотрудник ощущает себя частичкой целого. Эти отношения формируют чувство общности, поддержки;
  • адаптационную. Во внутренней среде организации это адаптация новых сотрудников организации к ее новым условиям, к новой культуре, деятельности. Во внешней среде это адаптация сотрудников к условиям внешнего окружения, регуляции отношений с партнерами по бизнесу;
  • охранную. Препятствует проникновению нежелательных тенденций отрицательных ценностей;
  • регулирующую. Эта функция оказывает воздействие на формирование и контроль поведения членов организации. Способствует образованию различных форм обмена информацией;
  • замещения. С помощью этой функции происходит замещение официальных механизмов и потоков информации, отношений на неформальные;
  • образовательную. Выполнение этой функции способствует повышению общего уровня образования в организации, что несомненно приводит к улучшению человеческого капитала, а в конечном итоге к формированию системы социальной стабильности;
  • управления качеством работы и продукции (через качество культуры). Данная функция способствует определению и диагностике качества рабочей среды и микроклимата в коллективе.

Корпоративная культура включает в себя следующие компоненты [11, С. 37]:

– представление о миссии (предназначении) организации, ее роли в обществе, основных целях и задачах деятельности;

– ценностные установки (понятия о допустимом и недопустимом), сквозь призму которых оцениваются все действия сотрудников;

– модели поведения (варианты реагирования) в различных ситуациях (как обыденных, так и нестандартных);

– стиль руководства организацией (делегирование полномочий, принятие важных решений, обратная связь и пр.);

– действующая система коммуникации (обмен информацией и взаимодействие между структурными подразделениями организации и с внешним миром, принятые формы обращения «начальник-подчиненный» и «подчиненный-начальник»);

– нормы делового общения между членами коллектива и с клиентами (другими учреждениями, представителями власти, СМИ, широкой общественностью и т. д.);

– пути разрешения конфликтов (внутренних и внешних);

– принятые в организации традиции и обычаи (например, поздравление сотрудников с днем рождения, совместные выезды на природу и т. д.);

– символика организации (слоган, логотип, стиль одежды сотрудников и пр.).

Данные компоненты должны приниматься и поддерживаться всеми членами коллектива (или подавляющим их большинством).

Таким образом, корпоративная культура – это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, особенностей поведения персонала, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития и т.д.

1.2. Модели и типы корпоративной культуры организаций

Корпоративная культура формируется под воздействием моделей поведения сотрудников в организации. В организации возникают процессы, по которым с определенной степенью вероятности можно определить тип корпоративной культуры.

Специалисты по кросс-культурному менеджменту Ф. Тромпенаарс и Ч. Хэмпден-Тернер разработали набор из семи критериев для определения типа корпоративной культуры, а Г. Хофштед выделил пять параметров, определяющих типы корпоративной культуры. Т. Дил и А. Кеннеди остановились на четырех типах, которые детально описывают деятельность организации. Ч. Хэнди разработал классификацию, разделяющую типы корпоративной культуры коммерческих предприятий на четыре группы. Д. Бек и К. Кован предложили теорию шести видов. Каждая из теорий может быть применена для создания корпоративной культуры организации [9, С. 36].


Согласно теории Д. Бека и К. Кована существуют следующие виды культур в организациях [9, С. 38]:

  • принадлежности. Коллектив – единая семья, на первом месте комфорт психологического климата;
  • доминирования. В приоритете сила и власть, данная лидерам;
  • регламента. Базисы – нормы и правила;
  • успеха. Основная ценность – результат;
  • согласия. Основа – Университет, а главная ценность – способность сотрудников достигать консенсус;
  • синтеза. Сотрудника оценивают с позиции профессионализма.

Согласно типологии корпоративной культуры Г. Хофштеда происходит определение типов корпоративных культур с учетом национальных особенностей ведения бизнеса [12, С. 85]:

  • индивидуализм – коллективизм;
  • дистанция власти;
  • мужественность – женственность;
  • временной горизонт ориентации на будущее.

По Т. Дил и А. Кеннеди основными типами корпоративных культур организации выступают: культура жестких парней, ставь на свою компанию., работа в удовольствие, процессная культура [16, с. 115].

Типология Ч. Ханди наиболее используемая – культура власти, культура роли, культура Задачи, культура личности.

По типологии Р. Акоффа разделяются [10, С. 54]:

  • «корпоративный тип культуры». Работники организаций с культурой этого типа не привлекаются к постановке целей и выбору средств их достижения. Стиль управления – автократический, с централизацией принятия решений;
  • «консультативный тип культуры». Работники активно привлекаются руководством к постановке целей, но отстраняются от выбора средств их достижения. Отношения складываются по типу «доктор-пациент». К организациям с данным типом культуры относятся учреждения системы образования, организации, оказывающие медицинские услуги, социальные услуги и некоторые другие;
  • «партизанский» тип культуры. Сотрудники таких организаций не привлекаются к постановке целей, но достаточно свободны в выборе инструментов и методов их достижения. Это организации, относящиеся к шоу-бизнесу, где цели ставит клиент, и другие творческие организации;
  • «предпринимательский тип культуры». Для организаций с предпринимательским типом культуры характерен демократический стиль управления, активное привлечение сотрудников к постановке индивидуальных целей и дается карт-бланш при выборе средств их достижения. Такие организации ориентированы на достижение результата деятельности, а не на ее процесс.

Р. Куинн и К. Камерон выделяют 4 типа корпоративной культуры: клановая, иерархическая, адхократическая и рыночная [2, С. 138].