Файл: Выбор стиля руководства в организации (ЗАО МК «Авида»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и факторы формирования стилей руководства в организации
1.1. Сущность понятия «стиль руководства»
1.2. Факторы формирования стилей
1.3. Классификация стилей руководства
Глава 2. Анализ стилей руководства на примере организации ЗАО МК «Авида»
2.1. Характеристика ЗАО МК «Авида»
2.2. Анализ стилей руководства в ЗАО МК «Авида»
2.3. Рекомендации, направленные на совершенствование управления коллективом в ЗАО МК «Авида»
Схема 1. "Теория X и У " Дугласа Мак-Грегора.
Смыслом «эксплуататорского» авторитарного стиля является то, что со стороны руководителя, не доверяющего подчиненным и не нуждающегося в их мнении и советах, осуществляется единоличное решение всех вопросов и несение ответственности за все. Исполнители при этом только получают указания, что и как делать, а наказание является основной формой стимулирования.
Для сотрудников характерно безразличное или негативное отношение к навязанным со стороны руководителя решениям, они рады его ошибкам, по их мнению, такие ошибки подтверждают его правоту. В целом, в результате этого в организации или подразделении происходит формирование неблагоприятного морально-психологического климата, а также формирование почвы для того, чтобы развивать производственные конфликты[9].
Если используется более мягка «благожелательная» разновидность авторитарного стиля, со стороны руководителя проявляется снисходительное отношение к подчиненным, он интересуется их мнением во время принятия решений, несмотря на его обоснованность, им может быть принято свое решение. Если это будет происходить демонстративно, то происходит ухудшение психологического климата. Также подчиненными может быть получена некоторая самостоятельность, даже в ограниченных пределах. Также можно говорить о минимальном мотивировании страхом наказания.
Еще до МакГрегора предложение более объемной одномерной систематизации стилей руководства поступило со стороны К.Левина. Он классифицировал как наиболее крайние полюса автократичное и попустительское руководства, а демократическому стилю была отведена роль компромиссного и наиболее приемлемого варианта.
С континуумом стилей управления, согласно К.Левину, можно ознакомиться на рис. 1.
Рис 1. Стили руководства по К. Левину
Исследователями также было обращено внимание на подчиненность деятельности автократичного руководства производственным задачам, а людям отводится второстепенная роль. А вот демократичный лидер в первую очередь заботится о людях, работниках, организацией взаимодействия которых он и занимается. Также происходит измерение таких характеристики при помощи шкалы, полюсы которой представлены ориентацией руководителя на работу и на людей.
Для организаций с доминированием демократического стиля управления характерна высокая степень децентрализации полномочий, сотрудники принимают активное участие в принятии решений, создаются такие условия, благодаря которым можно говорить о привлекательности выполнения служебных обязанностей, а в качестве вознаграждения рассматривается достижение успеха[10].
На практике можно говорить о существовании двух разновидностей демократического стиля: «консультативной» и «партисипативной». Если говорить о первой, то со стороны руководителя проявляется существенное доверие к подчиненным, осуществляются консультации с ним, стремление использовать все лучшее из предложенного ими. Отмечается преобладание такой стимулирующей меры, как поощрение, а использование наказания характерно только для исключительных случаев. Для сотрудников присуща удовлетворенность такой системой руководства, несмотря на то, что основную часть решений они получают сверху, и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать морально в необходимых случая.
Наконец, "партисипативная" разновидность демократического стиля управления предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все конструктивные предложения, организуют широкий обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.
Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее новизну и творчество.
Специальные исследования показали, что хотя в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в количественном отношении в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но качество работы, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже[11]. Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический для руководства сложными, где на первом месте выступает качество.
Там же, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль управления. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он оставляет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
При этом поощрение и наказание отступают на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, получаемым подчиненными от возможности реализовать свои потенции и творческие способности. Подчиненные избавлены от назойливого контроля, "самостоятельно" принимают решения и ищут в рамках предоставленных полномочий пути их реализации, не подозревая, что руководитель часто все уже заранее продумал и создал для этого процесса необходимые условия, во многом предопределяющие конечный результат[12]. Такая работа приносит им удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
Применение этого стиля находит все большее распространение в связи с растущими масштабами научно-технической деятельности и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых руками высококлассных специалистов, не приемлющих давления, мелочной опеки и пр. Его эффективность обусловлена реальным стремлением подчиненных к этому, четкой формулировкой руководителем задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки результатов и вознаграждения[13].
В то же время такой стиль легко может трансформироваться в бюрократический, когда руководитель вовсе устраняется от дел, передавая их в руки "выдвиженцев", которые от его имени управляют коллективом, применяя при этом все более и более авторитарные методы. Сам же он лишь делает вид, что власть находится в его руках, а на самом деле все больше и больше становится зависимым от своих добровольных помощников.
Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между собой какого-то непреодолимого барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку.
В целом в рамках перечисленных стилей управления возможны следующие варианты взаимодействия руководителя и подчиненных:
- руководитель принимает решение и дает подчиненным команду его выполнить;
- руководитель принимает решение и разъясняет его подчиненным;
- руководитель принимает решение, советуясь с подчиненными;
- руководитель предлагает решение, которое может быть скорректировано после консультации с подчиненными;
- руководитель излагает проблему, получает советы и рекомендации подчиненных, на основе которых принимает решение;
- руководитель принимает решение совместно с подчиненными;
- руководитель устанавливает рамки, в которых подчиненные сами принимают решение[14].
В заключение приведем сводную таблицу характеристик "одномерных" стилей руководства, предложенную отечественным исследователем Э. Старобинским.
Нужно иметь в виду, что в каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существует определенный баланс и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других.
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
|
Способ принятия решений |
Единоличный с подчиненными |
На основе консультаций сверху или мнения группы |
На основе указаний |
Способ доведения решений до исполнителя |
Приказ, распоряжение, команда |
Предложение |
Просьба, упрашивание |
Распределение ответственности |
Полностью в руках руководителя |
В соответствии с полномочиями |
Полностью в руках исполнителя |
Отношение к инициативе подчиненных |
допускается |
Поощряется и используется |
Полностью передается подчиненным |
Принципы подбора кадров |
Избавление от сильных конкурентов |
Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере |
- |
Отношение к знаниям |
Считает, что все сам знает |
Постоянно учится и требует того же от подчиненных |
Безразличное |
Отношение к общению |
Отрицательное, соблюдает дистанцию |
Положительное, активно идет на контакты |
Инициативы не проявляет |
Отношение к подчиненным |
По настроению, неровное |
Ровное, доброжелательное, требовательной |
Мягкое, нетребовательное |
Отношение к дисциплине |
Жесткое, формальное |
Разумное |
Мягкое, формальное |
Отношение к стимулированию |
Наказание с редким поощрением |
Поощрение с редким наказанием |
Нет четкой ориентации |
Таблица 1. таблица характеристик "одномерных" стилей руководства
В современных условиях успех дела предопределяется не только характером отношений между руководителем и подчиненными и степенью свободы, которая им предоставляется, но и рядом других обстоятельств. Отражением этого являются многомерные стили управления, представляющие собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может реализовываться наряду с ними.
Первоначально сложилась идея "двумерного" стиля управления, основывающегося на двух подходах, один из которых ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, а другой — на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек достаточно полно сможет раскрыть свои способности[15].
Модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути. Естественно, что руководитель при этом должен быть правдивым и не обещать то вознаграждение, которое организация не в состоянии будет предоставить.
Модель Митчела и Хауса включает в себя четыре стиля управления, использование которых предопределяется ситуацией, предпочтениями и личными качествами исполнителей, степенью их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию.
Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то наиболее предпочтительным считается "стиль поддержки", аналогичный стилю, ориентированному на налаживание человеческих отношений. Когда сотрудника стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать так называемый "инструментальный" стиль, сходный с ориентированным на создание организационно-технических условий производства. Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы[16].
Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут ах достичь, применяется сталь, ориентированный на "достижение", когда руководитель перед ними ставит посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.
Стиль руководства, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений, по мысли Митчела и Хауса, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управленческой деятельности. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи в процессе подготовки и принятия решений.
В неоднозначных ситуациях, как считают авторы, лучше использовать "инструментальный" стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом указаниями нельзя злоупотреблять, так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.
Существуют также дополнительные стили руководства, к ним относятся патернализм, оппортунизм и фасадизм.
Патернализм (материализм) характеризуется сочетанием высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях, дополняющим его. Он является не интеграцией заботы о производстве и заботы о людях, и отличается от патернализма полом (мужской, женский) руководителя. Одна из характеристик руководителя этого типа - это великодушный автократ.
Мотивация. Удовлетворение выражается в демонстрации того, что этот человек является источником мудрости и знаний для других. Когда подчиненные исполняют то, что от них ожидает патерналист в области производства, то они поощряются руководителем и от них в свою очередь ожидается лояльность (оценка достоинств руководителя). В ином случае руководитель считает, что он вкладывает в работу свою душу, а подчиненные не ценят этого. Поэтому в действиях такого руководителя существует тенденция зависимости подчиненных от его прихотей (желаний), в результате чего они как бы застывают в своем развитии и не стремятся к независимости мышления, суждений, убеждений[17].
Преодоление конфликтов. В условиях управления по типу 9.9 подчиненные учатся думать так, как думает и поступает их руководитель (некоторые даже стараются одеваться так, как их руководитель). Это синдром "отцов и детей".