Файл: Выбор стиля руководства в организации (ЗАО МК «Авида»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и факторы формирования стилей руководства в организации
1.1. Сущность понятия «стиль руководства»
1.2. Факторы формирования стилей
1.3. Классификация стилей руководства
Глава 2. Анализ стилей руководства на примере организации ЗАО МК «Авида»
2.1. Характеристика ЗАО МК «Авида»
2.2. Анализ стилей руководства в ЗАО МК «Авида»
2.3. Рекомендации, направленные на совершенствование управления коллективом в ЗАО МК «Авида»
Избежание конфликта. Конфликта можно избежать, если усиливать подчинение посредством похвал и комплиментов, т.е. если подчиненный начинает ожидать и чувствовать, что похвалы и комплименты ему гарантированы, патерналист может отказаться от похвал и комплиментов, показывая свое недовольство. Если подчиненный продолжает противиться или сопротивляться подчинению, руководитель может сделать ему замечание, давая понять, что его неправильное поведение замечено. Затем руководитель повторяет, чего он хочет от подчиненного, и обещает поощрение в случае подчинения.
Устранение конфликта при его возобновлении. Один из методов ослабления конфликта - отвлечение внимания от несогласия посредством различных приемов (изменение темы разговора и т.п.).
Инициатива. Руководитель проявляет немалую инициативу до тех пор, пока подчиненные смогут ему довериться и выполнять то, что от них требуется. Руководитель-патерналист считает своим долгом учить людей. В связи с этим он имеет твердые убеждения и активно их пропагандирует.
Решения. Руководитель-патерналист является единственным человеком, принимающим решения, которые не принимаются, а выдаются как команды. При этом используются обучение и тренировка подчиненных. Таким образом, руководитель кажется не грубым и жестким, а, наоборот, добрым, мягким и полезным[18].
Критика (анализ). Персональная обратная связь является односторонней - от руководителя к подчиненным, т.е. он считает подчиненных частью организационной семьи. Распознавание патерналистского поведения: великодушный диктатор; снисходительный; постоянно дает советы; выполняет обязательства; ожидает слепой лояльности; снисходительно предъявляет требования; ревностно отстаивает прерогативы; руководит, проявляя вдохновенный энтузиазм; управляет толпой; заставляет чувствовать себя виноватым того, кто с ним не согласен; мучитель; моралист; покровитель; любит поучать; сторонник предписаний; самодовольный; терпим к конфиденциальному высказыванию несогласия, но не терпит публичных возражений.
Оппортунизм. Имеет место, когда полагаются на все стили ГРИД, не основываясь на определенных принципах. Каждое действие руководителя-оппортуниста осуществляется по "тактическим" причинам и является средством для достижения личного успеха.
Мотивация. Желание быть исключительным (первым номером), человеком, который хочет быть наверху, потому что те, кто наверху, по его мнению, находятся в центре внимания, т.е. в положении, которое обеспечивает внимание и поклонение. Поведение оппортуниста непредсказуемо. Движение "вверх", способы достижения целей зависят от того, с кем он имеет дело (месть, порабощение, увольнение и т.п. - все направлено на достижение главенствующего положения). Преодоление конфликтов. Предпочитает избегать конфликтов всеми возможными способами, но не прячется, когда конфликт возникает, пытается урегулировать разногласия без конфронтации или поляризации[19].
Если возникает конфликт с человеком более высокого ранга, руководитель-оппортунист первым делает шаг к примирению. С равным по рангу ведет себя вкрадчиво. Делается попытка найти компромисс.
Когда возникает конфликт с подчиненными, позиция оппортуниста заключается в капитуляции или уходе подчиненного.
Инициатива. Проявляет инициативу на основе точно рассчитанного риска. Инициатива направлена на эгоистические интересы с дальним прицелом. Он является самовлюбленной звездой, часто подчеркивает личную значимость, хвастается своими достижениями.
Критика (анализ). Избегает обратной связи, которая может указать на слабость, ограниченность или ошибки руководителя-оппортуниста. Просит высказывать критические замечания только в том случае, если предполагает, что отзыв будет благоприятным[20].
Признаки оппортунистического поведения:
стремление угодить всем и каждому; надменность по отношению к тем, кто стоит ниже по рангу; стремление привлечь внимание; создает репутацию посредством хвастовства; уклончив в ответах; заискивает перед другими; оказывает внимание, ставя условия; от него трудно добиться обещания; льстив; знает слабости людей и использует их в своих целях; хвастовство знаменитыми знакомыми; заранее обдумывает каждое действие; обещает все, но выполняет только тогда, когда ему это выгодно; ловкий делец; учтивое отношение к тем, кто выше по рангу, но притеснение тех, кто ниже; предпринимает те действия, которые показывают его с хорошей стороны; считает, что очень важно быть первым номером.
Фасадизм. Имеет место, когда нужно показать внешнюю сторону явлений и процессов (фасад).
Мотивация. Человек избегает раскрывать свои мысли, хотя создает впечатление, что он честный и откровенный.
Уловки руководителя-фасадиста могут изменяться в зависимости от того, что является выгодным. Основная цель создания "фасада" состоит в том, чтобы скрыть стремление к контролю, господству и власти.
Негативная мотивация состоит в стремлении избежать саморазоблачения путем сокрытия истинных целей, по этой причине держит в тайне свой опыт и мотивации.
Создатель фасада не только избегает раскрывать свои намерения, но и создает позитивную репутацию, помогающую поддерживать обман[21].
Преодоление конфликтов. Руководитель-фасадист не избегает конфликтов. Однако цель заключается не в их разрешении, а получении определенных для себя выгод. Существует множество способов манипулирования конфликтами.
Инициатива. Характерным для создателя фасада является то, что он действует, проявляя инициативу, и продолжает действовать таким образом до тех пор, пока не будет обеспечен успех. Когда нужно достичь преимуществ, действия со стороны фасадиста не заставляют себя ждать. И, если одно действие не приводит к успеху, предпринимается следующая попытка, и так до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель.
Принятие решений. Неполная передача полномочий и принятие ключевых решений характерны для руководителя-фасадиста.
Критика (анализ). Возможность критики между руководителем и подчиненным неприятна фасадисту, который использует обратную связь как метод контроля посредством похвалы и наказания. Критика в его адрес ему неприятна[22].
Распознавание поведения фасадиста: неясные амбиции; расчет; предпочитает окольные пути; пользуется доверием человека против него самого; постоянно играет роль, чтобы произвести эффект; хитрость; двурушничество; тайно упивается властью; фальшивый фасад; скрывает истинные намерения; лицемер; уклончив; манипулятивный; охотно слушает похвалы, но не выносит критики; чрезмерно развито чувство личной власти; практичный; склонен к обману; дорожит своей положительной репутацией; нарушает законы, но не хочет быть признанным как государственный деятель; боится разоблачения.
Глава 2. Анализ стилей руководства на примере организации ЗАО МК «Авида»
2.1. Характеристика ЗАО МК «Авида»
Российский агропромышленный холдинг, выпускающий молочную продукцию под торговой маркой «Авида». Данное предприятие действует на рынке с 2003 года. В настоящее время ассортимент выпускаемой продукции под торговой маркой «Авида» представлен во всех региональных и федеральных торговых центрах не только на территории Белгородской области, но и в Центральном Черноземье, г. Москва, г. Санкт-Петербург, г.Ростов и др. Агрохолдинг производит кефир, зернёный и обычный творог, сметану, творожную массу, фруктовые йогурты, ряженки, простокваши, и редких на российском рынке традиционных русских пахты и варенца.
Все полученное в хозяйствах компании молоко перерабатывается на молочном комбинате. Цеха оснащены современным итальянским оборудованием по производству цельномолочной продукции и твердых сыров. Сейчас ЗАО МК «Авида» выходит на лидирующие позиции по России. Каждые сутки комбинат выпускает около 25-28 тонн готовой продукции, обрабатывая до 50 тонн цельного молока, что представляет собой более 50 наименований цельномолочной продукции, творога, сливочного масла, различных видов сыра твердых сортов «Российский», «Голландский», «Гауда Премиум», «Пошехонский». Вся продукция распространяется как в Московской области, так и за ее пределами.
ЗАО МК «Авида» располагается по адресу 309540, Область Белгородская, Город Старый Оскол, Промышленная Зона Северная. На сегодняшний день предприятие возглавляет Ушаков Сергей Геннадьевич.
Производственные мощности предприятия рассчитаны на:
- переработку молока - 150 тонн/сутки;
- выработку цельномолочной продукции - 50тонн/сутки;
- выработку сухого обезжиренного молока - тонн/сутки;
- выработку масла животного - 5 тонн/сутки;
- сыры - 2,4 тонн/сутки.
За 2018 год на ЗАО МК «Авида» для переработки поступило 12 240 тонн сырья (среднедневной объем - 34 тонн/сутки). Из общего количества поступившего сырья выработано цельномолочной продукции 1 780 тонны, масло - 496 тонн, сыра - 20,6 тонн. Объем реализации готовой продукции составил 97,78 млн. рублей. По окончании года остатки готовой продукции составили: масло - 91,5 тонны, сыр - 9,5 тонны.
Затраты на производство продукции за год составили 145,612 млн. рублей. В структуре затрат наибольший удельный вес занимают затраты на сырье - 61 %, услуги сторонних организаций - 18 %, вспомогательные материалы - 4,4 %, заработная плата с начислениями - 16,6 %. По результатам деятельности ЗАО МК «Авида» в 2018 году получен убыток от реализации готовой продукции 30,032 млн. рублей.
За 2019 год на ЗАО МК «Авида» для переработки поступило 13 852 тонны сырья (среднедневной объем - 38 тонн/сутки). Из общего количества поступившего сырья выработано цельномолочной продукции 5 733 тонны, масло - 246 тонн, сыр - 259 тонн. Объем реализации готовой продукции составил 141 млн. рублей. По окончании года остатки готовой продукции составили: масло - 51 тонна, сыр - 34 тонны, сыворотка молочная сухая - 24,2 тонны на общую сумму 14,4 млн. рублей.
По результатам деятельности ЗАО МК «Авида» за 2019 год получена прибыль от реализации произведенной продукции 2,317 млн. рублей. В целом произошло сокращение себестоимости переработки одной тонны молока с 6,2 тыс. рублей в 2018 году до 5,3 тыс. рублей в 2019 году.
С 2018 по 2019 год прослеживается тенденция постепенного увеличения загрузки производственной мощности: 22,6 % в 2017 году, 25,3 % в 2018 году и 30,6 % в 2019 году. Что положительно сказывается на финансовом результате предприятия в целом.
Итак, проведем анализ оценки имущественного состояния ЗАО МК «Авида» в таблице 2.1. Для рассмотрения имущественного состояния предприятия мы берем данные бухгалтерских балансов за 2017-2019 года.
Относительное изменение структуры баланса
СТАТЬЯ БАЛАНСА |
31/12/2017 г. |
31/12/2018 г. |
31/12/2019 г. |
АКТИВ |
|||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||
Основные средства |
27.7% |
33.1% |
36.5% |
Итого по разделу I |
27.7% |
33.1% |
36.5% |
II ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||
Запасы, в том числе: |
63.3% |
58.2% |
49.1% |
- сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
2.1% |
2.7% |
2.0% |
- готовая продукция и товары для перепродажи |
59.5% |
53.4% |
45.5% |
- расходы будущих периодов |
1.7% |
2.0% |
1.6% |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
1.5% |
3.0% |
2.8% |
- в том числе покупатели и заказчики |
0.5% |
0.4% |
0.3% |
Денежные средства |
5.9% |
4.0% |
10.1% |
Прочие оборотные активы |
1.6% |
1.7% |
1.5% |
Итого по разделу II |
72.3% |
66.9% |
63.5% |
БАЛАНС (сумма строк 190+290) |
100.0% |
100.0% |
100.0% |
Таблица 2.1
ПАССИВ |
31/12/2017 г. |
31/12/2018 г. |
31/12/2019 г. |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|||
Добавочный капитал |
0.3% |
0.2% |
0.2% |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
77.4% |
79.0% |
80.8% |
Итого по разделу III |
77.7% |
79.3% |
81.0% |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
0.0% |
0.0% |
0.0% |
Итого по разделу IV |
0.0% |
0.0% |
0.0% |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||
Займы и кредиты |
3.5% |
3.5% |
2.3% |
Кредиторская задолженность, в том числе: |
18.9% |
17.2% |
16.7% |
- поставщики и подрядчики |
14.9% |
13.5% |
12.5% |
- задолженность перед персоналом организации |
2.9% |
2.6% |
2.9% |
- задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
0.4% |
0.3% |
0.3% |
- задолженность по налогам и сборам |
0.7% |
0.8% |
0.9% |
Итого по разделу V |
22.3% |
20.7% |
19.0% |
БАЛАНС (сумма строк 490+590+690) |
100.0% |
100.0% |
100.0% |