Файл: АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы объясняется важностью в современных условиях обеспечения организации и деятельности органов государственной власти в нашей стране на основе системы взаимозависимых и взаимообусловленных принципов, которые необходимы и достаточны для развития и совершенствования государственной власти в стране.

Феномен государственной власти является одной из наиболее актуальных проблем в обществоведческой мысли. Это обусловлено тем, что именно власть обеспечивает государству важнейшую роль и особое место в жизни общества. При этом значение государственной власти закономерно возрастает по ходу исторического процесса и на сегодняшний день оно достаточно велико. Это связано с тем, что современные социально-экономические, геополитические, экологические и иные реалии предъявляют повышенные требования к деятельности государственных органов, причем во всех сферах общественной жизни.

Система государственной власти России, особенности ее организации и функционирования напрямую связаны с федеративным устройством государства. Федеративная организация государственной власти, то есть федерализм как принцип территориальной организации власти и федеративное устройство как политико-территориальная организация государства, закреплены в двух главах Конституции РФ (статьи 1 и 5 главы I и глава III). Государственная власть в федеративном государстве осуществляется на двух уровнях: федеральном и уровне субъектов федерации. При всех различиях в подходах к определению признаков федеративного государства двухуровневая организация государственной власти является общепризнанным и несомненным признаком федеративного государства.

Цель курсовой работы – проанализировать структуру аппарата государственной власти и принципы его деятельности.

Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть теоретические основы государственной власти и ее характерные признаки;

- рассмотреть методы и формы и осуществления государственной власти;

- проанализировать структуру аппарата государственной власти в России;

- охарактеризовать основные принципы организации и деятельности органов государственной власти.

Объектом исследования являются современное состояние аппарата государственной власти в Российской Федерации.

Предметом – конституционно-правовые нормы, регулирующие деятельность органов государственной власти в РФ.


При написании курсовой работы были использованы следующие методы: исторический, логический, описательный, формально-логический, а также метод сравнительного анализа.

Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ 1993 г.[1] и федеральное законодательство, связанное с координацией деятельности государственной власти, а также публикации периодической печати.

При написании курсовой работы были использованы труды и публикации по теме исследования таких авторов как: В.О. Лучина, А.Л. Миронова, Ю.В. Одинцовой, П.П. Сергунов, А.А. Гамалей, А.А. Коновалова, М.В. Саулаханова, И.А. Алебастровой и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Общая характеристика государственного механизма

1.1. Понятия государственной власти и ее признаки

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти образуют систему органов государственной власти (систему государственной власти) Российской Федерации. Вместе с тем понятие «система органов государственной власти» не имеет четкого и однородного истолкования[2]. Законодательство не дает определения понятия «системы органов государственной власти». Можно лишь опираться на положения пункта «г» статьи 71 Конституции РФ, относящей к ведению Российской Федерации: установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности, и пункта «н» части 1 статьи 72, относящей к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов: установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления[3].

В связи с этим проблемы определения понятия «системы органов государственной власти» представляются вполне актуальными и современными. Этой проблеме уделено достаточно много внимания, но даже беглый взгляд позволяет увидеть, что при всей схожести определений все же имеются существенные отличия в акцентуации на деталях.


Так, П.П. Сергунов отмечает, что система органов государственной власти представляет собой сочетание трех ветвей власти, которые структурно и организационно разделены исходя из их функций и уровнях, а вместе с тем связанных интегрирующим институтом главы государства, правовыми нормами и реализующих функции государства[4].

Согласно определению Ю.В. Одинцова, «система органов государственной власти представлена совокупностью всех органов государственной власти, которые взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе осуществления государственной власти»[5].

А.А. Коновалов определяет системы органов государственной власти как совокупность разных организационно-правовых форм осуществления государственной власти» [6].

То есть, если П.П. Сергунов указывает на интегрирующую роль главы государства, то, к примеру, А.А. Коновалов увязывает понятие системы органов власти с федеративным устройством государства.

Государственный орган представляет собой относительно самостоятельную, структурно обособленную часть государственного аппарата, которые наделен компетенцией выполнения государственных функций и имеет свою материальную базу, которая создана на уровне закона.

Можно перечислить ряд признаков органов государственной власти среди которых можно выделить следующие:

1) создание и осуществление деятельности от имени государства (в целом от имени Российской Федерации или же ее субъекта);

2) функционирование на основе законов и иных нормативно-правовых актов;

3) выполнение свойственных для него задач и функций;

4) осуществление собственных компетенций;

5) организационная обособленность и самостоятельность государственной власти;

6) наделение властными полномочиями (его решения принимаются от имени государства, носят общеобязательный характер)[7].

Наличие представленных выше признаков государственной власти дает основание для отнесения того или иного органа к числу государственных.

Итак, государственную систему органов государственной власти Российской Федерации формируют взаимосвязанные органы российского государства, функционирующие и взаимодействующие между собой при осуществлении государственной власти.

Российская Федерация является федеративным государством, которое сочетает в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку (республики, автономные округа, автономная область – в общей сложности 27 национально-государственных образования; края, области, 3 города федерального значения – всего 58 государственно-территориальных образований); в общей сложности 85 субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ, субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа[8].


При этом все субъекты РФ соответствуют следующим конституционным принципам:

1) не обладают суверенитетом;

2) не имеют права на выход из состава государства;

3) граждане абсолютно любого субъекта РФ имеют равные права и обязанности на всей территории РФ;

4) локальные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам;

5) на уровне федеральной власти все субъекты равноправны[9].

Государственная власть представляет собой руководство обществом с помощью государственного аппарата, который опирается на легализованное принуждение, осуществляемое с целью реализации воли доминирующих социальных сил. Выделим следующие признаки государственной власти.

1. Публичность государственной власти заключается в распространении на все население государства и ее осуществления специально созданным аппаратом управления;

2. Универсальность государственной власти представляет собой ее распространение на все сферы общественной жизни;

3. Верховенство, которое заключается в подчинении прочих видов социальной власти, кроме власти своего народа;

4. Легитимность государственной власти, которое заключается в соответствии ожиданиям народа, который населяет государство, интересам большинства;

5. Законодательная прерогатива государственной власти, проявляющаяся в наличии монопольного права на создание юридических норм;

6. Легальность государственной власти – соответствие основного закона государства и действующего законодательства;

7. Легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию);

8. Опора на государственное принуждение;

9. Использование системы налогов;

10. Деление населения по территориальному признаку[10].

Существенной и немаловажной особенностью осуществления государственной власти неизменно выступает интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать волю и поведение подвластного, должен быть постигнут последним, воспринят его сознанием[11].

Еще одной важнейшей особенностью государственной власти является ее опора на силу[12]. Как раз существование силы обусловливает положение того или иного субъекта в качестве властвующего.

К особенностям государственной власти можно отнести следующие:


1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая прочая власть аналогичными средствами влияния не обладает.

2. Государственная власть публична. В обширном смысле публичной, является всякая власть. Однако в теории государство ведения в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а как раз то, что государственная власть реализовывается профессиональным государственным аппаратом, как объекта власти.

3. Государственная власть является суверенной, что определяет ее независимость вовне, а внутри страны ее верховенство, которое заключается в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они обязаны подчиняться власти государства.

4. Государственная власть является универсальной и распространяет свою силу на территории всей страны относительно всех граждан государства.

5. Государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения, т.е. юридических норм.

6. Во времени государственная власть функционирует устойчиво и непрерывно[13].

Государственная власть является особенностью одного из значительных признаков государства. Разгадка специфики государственной власти, приращение всякого нового познания о природе власти и механизмах властвования - едва ли не самые ключевые проблемы в науке государство ведения. Более того, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна. Никакое общество не может нормально существовать, если любому предоставляется возможность беспрепятственно творить произвол.

Таким образом, подводя итог отметим, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти образуют систему органов государственной власти (систему государственной власти) Российской Федерации. Вместе с тем понятие «система органов государственной власти» не имеет четкого и однородного истолкования[14]. Законодательство не дает определения понятия «системы органов государственной власти». Можно лишь опираться на положения пункта «г» статьи 71 Конституции РФ[15], относящей к ведению Российской Федерации: установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности, и пункта «н» части 1 статьи 72, относящей к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов: установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.