Файл: менеджмент человеческих ресурсов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические основы управления человеческими ресурсами на предприятии

1.1 Сущность и значение человеческих ресурсов и трудового потенциала предприятия

1.2 Элементы и методы управления человеческими ресурсами

1.3 Значение управления человеческими ресурсами в организационном развитии

2 Анализ и оценка системы управления человеческими ресурсами на примере ТОО «Сартан» 

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Анализ существующей системы управления человеческими ресурсами

2.3 Оценка существующей системы управления человеческими ресурсами

3 Пути совершенствования системы управления человеческими ресурсами на примере ТОО «Сартан»

3.1 Проблемы организации системы управления человеческими ресурсами предприятия

3.2 Направления совершенствования системы управления человеческими ресурсами предприятия

Заключение

Список использованных источников

Введение

Конкурентоспособность организаций находится в зависимости от квалифицированности, производительности и гибкости человеческих ресурсов. Помимо этого, обострение кадровой проблематики, которое может быть вызвано социализацией экономики, будет требовать своевременной реализации таких мероприятий, как создание стабильного кадрового ядра, трансформация профессионально - квалификационной структуры человеческих ресурсов, учитывая конъюнктуру, которая формируется на рынке труда и под воздействием факторов внешней среды.

Стихийная либерализация рынка труда будет выдвигать неотъемлемость проведения последовательной организационной политики, целенаправленного формирования совокупности социальных амортизаторов, которые помогают адаптировать организации и их системы трудоиспользования к разным трансформационным влияниям. Одной из важных целей в разработке и развитии эффективной системы управления человеческими ресурсами в организации считается совокупное исследование и осуществление социально-экономических резервов, которые направлены на увеличение роли человеческого фактора в системе управления организацией.

В Казахстане существуют свои характерные особенности управления человеческими ресурсами:

- практика принятия кадровых решений - отсутствие формализованной процедуры принятия кадровых решений на альтернативном основании (нечеткая установка целей и задач, неопределенные критерии утверждения решений, отсутствие подробного анализа разных альтернатив). Преобладают волевые решения, которые основаны на интуиции. Наиболее значительна роль руководства в принятии кадровых решений. В большинстве случаев не производится оценка эффективности осуществляемых решений .

- стратегическое планированием - основная цель предприятий часто является не осмысленной, нет четкой стратегии и кадровой политики, отсутствует увязка ее с целями и задачами предприятия. Основное внимание сосредотачивается непосредственно на текущих оперативных аспектах.

Суть подсистемы управления формированием человеческих ресурсов заключена в обеспечении сотрудникам организации возможности получения и повышения образования, ротации работников и делегировании полномочий, планировании и развитии карьеры и т.д. Эта подсистема может расширить функции отдела кадров, что будет требовать от его сотрудников обширного диапазона знаний в областях производства, экономики, психологии, юриспруденции и т.д. Подсистема управления формированием человеческих ресурсов приобретает все большую значимость.


Цель курсовой работы - анализ системы управления человеческими ресурсами организации и выработка практических рекомендаций по ее совершенствованию.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

- рассмотреть теоретические основы управления человеческими ресурсами на предприятии;

- провести анализ и оценку системы управления человеческими ресурсами на примере ТОО «Сартан»;

- предложить пути решения по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами на примере ТОО «Сартан».

Объектом исследования является ТОО «Сартан» - строительно – монтажное предприятие.

Предметом исследования является система управления человеческими ресурсами организации.

Информационную базу курсовой работы составили: финансово – экономические показатели ТОО «Сартан»  за 2016 – 2018 года.

При написании курсовой работы использовались труды таких авторов как: Гендлер Г., Куншенко В. Грачев М.В., Дикарева А.А., Мирская М.И. Поршнев, А.

1 Теоретические основы управления человеческими ресурсами на предприятии

1.1 Сущность и значение человеческих ресурсов и трудового потенциала предприятия

Управление человеческими ресурсами - это управление работниками предприятия, либо человеческими ресурсами. Предприятие является ответственным за привлечение, отбор, обучение, оценку и деятельность работников, а также наблюдение за управлением бизнесом и жизнью, обеспечение гарантий соотношения правил приема на работу и внутреннего трудового распорядка [12, с.5].

Эффективность деятельности организации обусловлена не только количеством человеческих ресурсов, но и соотношением квалификации и способностей сотрудников занимаемым ими должностям.[1]

Формировать кадровый состав необходимо согласно с такими показателями, как:

- фактической численностью сотрудников, которая включает в себя постоянных и временных сотрудников, а также совместителей;


- составом сотрудников по характеру осуществляемых видов деятельности (основным, вспомогательным, административным);

- составом сотрудников по социально-демографическим характеристикам (полу, возрасту, религии, национальности и т.д.);[2]

- квалификационным уровнем человеческих ресурсов [9, с.81].

Для роста эффективности использования человеческих ресурсов, особенно в крупнейших организациях, формируется отдел кадров, который осуществляет разработку образующихся потребностей в сотрудниках, их набором и отбором.[3]

Более распространенным методом оценки эффективности человеческих ресурсов считается анализ издержек. При данном подходе применяются термины первоначальных и восстановительных издержек [6, с.75].

Периодический рост квалификации человеческих ресурсов считается необходимым фактором эффективной деятельности организации. Эффективность использования человеческих ресурсов может быть определена наличием качественной информационной базы, компетентностью работников и осознанием важности этого аспекта в управлении организацией. Является необходимым регулярное совершенствование знаний и навыков работников [13, с.57].

Условия эффективного управления человеческими ресурсами: 1) четкость и достижимость установленных целей; 2) глубина, объективность и совокупность анализа влияния на систему управления человеческими ресурсами и предприятия, в общем; 3) ясность и взаимодействие планов деятельности предприятия, а также обеспечение их всеми видами ресурсов; 4) соотношение уровня квалификации работников осуществляемой деятельности; 5) совместное принятие участие наибольшего числа работников в создании и осуществлении стратегических планов;[4] 6) высокое качество контроля осуществления стратегического плана и требований оценки его социально-экономической эффективности; 7) введение и применение современных средств труда и технологий; 8) делегирование полномочий, формирование гибких условий трудовой деятельности. Нужно обогащать трудовую деятельности, особенно формировать благоприятный социально-психологический климат, недостаток которого будет способствовать образованию высокой степени конфликта между работниками [2, с.32].

Факторы оценки профессионализма управления человеческими ресурсами: 1) профессиональная подготовка сотрудников; 2) компетенция и мотивация профессиональной деятельности; 3) организационная среда осуществления профессионализма.


В результате расширения и усложнения системы управления человеческими ресурсами в Казахстане появляется неотъемлемость совершенствования системы подготовки руководства, формирования условий проявления профессионализма. Правительство осуществляет с данной целью активную политику [8, с.114].

1. Рабочие создают материальные ценности либо услуги производственного характера.[5]

Они также подразделены на: основных, которые непосредственно заняты созданием товара (услуги), и вспомогательных, которые заняты обслуживанием рабочих мест и оборудования.

2. Служащие – это сотрудники, которые занимаются непосредственно умственным трудом [10, с.98].

Классификация служащих: [6]

1) руководство составляют администрацию и подразделены на: руководство всей организации (высшее звено), руководство подразделений (среднее звено), руководство, которое работает преимущественно с исполнителями (низшее звено);

2) специалисты осуществляют разработку указаний, которые отданы руководством (экономисты, бухгалтеры, инженеры, юристы и т.д.);

3) иные сотрудники, которые осуществляют подготовку, обработку, учет, контроль и архивацию документации (секретари-референты, кассиры, техники и др.).

Структура человеческих ресурсов охарактеризована профессиональным и квалификационным составом и компетенцией [3, с.10].

Квалификация - это объем знаний, который позволяет осуществлять конкретный уровень работ. Компетентность - это степень накопленных человеком профессиональных качеств [14, с.92].

Виды компетенции: функциональная (профессиональные знания (умения) и способность их осуществлять); интеллектуальная (аналитическое мышление); ситуативная (умение работать по обстоятельствам); социальная (коммуникабельность и умение достигать установленных целей).[7]

1.2 Элементы и методы управления человеческими ресурсами

Управление человеческими ресурсами - это комплекс принципов, методов и средств целенаправленного влияния на работников, которые обеспечивают предельное использование их интеллектуальных и физических способностей при осуществлении трудовой для достижения целей организации [9, с.22].

Субъект управления человеческими ресурсами - это тот, от кого зависимо качество определения управленческих решений, и, разумеется, следующий итог работы сотрудника, подразделения и всей организации, в общем.[8] Субъект управления человеческими ресурсами - это тот, кто может обладать функциями управления человеческими ресурсами; занимает активное положение по отношению к объекту управления; обладает для этого неотъемлемыми возможностями. Субъекты управления человеческими ресурсами можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренними субъектами управления человеческими ресурсами являются следующие:


- функциональный аппарат, который управляет процессами подготовки, приема, отбора, адаптации, ротации производственных кадров и т.д.;

- линейный управленческий аппарат, реализующий руководство подчиненными подразделениями и трудовыми коллективами;

- разные рабочие, профсоюзные и иные общественные организации, осуществляющие определенные функции по сплочению трудового коллектива, воспитанию его членов, развитию их творчества и новаторства;

- неформальные лидеры, которые имеются в трудовом коллективе.

К внешним субъектам деятельности по управлению человеческими ресурсами относят: государство и его органы, которые могут принимать законы, регламентирующие область трудовых отношений; ассоциации предпринимателей, разрабатывающие рекомендации в сфере управления, в частности и в сфере управления человеческими ресурсами; организации, которые занимаются аспектами труда, и, прежде всего, профсоюзы; собственники организаций, которые часто устанавливают особые правила в сфере управления человеческими ресурсам [5, с.70]. Объект (управляемый элемент, то есть, это то, что исследуется) - это главные элементы системы управления человеческими ресурсами: подбор, расстановка, ротация, оценка, стимулирование и т.п. [9, с.5].

Методы управления человеческими ресурсами организации подразделены на 3 группы:[9]

- административные (формирование структуры управления человеческими ресурсами; подбор и отбор работников, правовое регламентирование и т.д.) [11, с.75];

- экономические (материальное стимулирование и утверждение материальных дотаций; утверждение экономических норм и нормативов, участие в прибылях и капитале и т.д.);

- социально-психологические (социально-психологический анализ сотрудников трудового коллектива; моральное стимулирование работников, удовлетворение культурных и духовных потребностей работников и т.д.).[10]

Следует различать принципы управления человеческими ресурсами, под которыми подразумевают правила, главные положения и нормативы, которым необходимо следовать руководству и специалистам в процессе управления человеческими ресурсами. Главные принципы формирования и функционирования системы управления человеческими ресурсами организации представлены в таблице 1.

Таблица 1

Принципы формирования и функционирования системы управления человеческими ресурсами

Содержание