Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вовлечение учащихся в самоуправление и в общественную жизнь является одним из важных направлений отечественной педагогики. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, ученическое самоуправление должно быть обязательной составной частью педагогического процесса.
На современном этапе реализации государственно-общественного управления образованием ученическое самоуправление является одним из самых перспективных направлений. В быстро меняющихся условиях жизни меняются и приоритетные направления образовательной деятельности, влекущие за собой изменения интересов и потребностей школьников. Самостоятельная деятельность учащихся при этом является основой развития их интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей. В результате действия различных современных стрессоров социализация школьников очень важна, и для её успешного осуществления в образовательных организациях необходимо создание условий для активной самостоятельной жизнедеятельности учащихся, на что и направлено ученическое самоуправление.
Согласно современным педагогическим исследованиям, ученическое самоуправление успешно развивается только тогда, когда оно отвечает интересам школьников и призывает их к самостоятельным действиям. При этом для обеспечения успешной социализации важно, чтобы в процессе реализации ученического самоуправления происходило формирование личностных качеств (физических, духовно-нравственных, интеллектуальных, эстетических, волевых).
В современных образовательных учреждениях существует устав ученического самоуправления, соответствующий уставу данной организации. Педагоги отмечают положительное влияние ученического самоуправления на развитие личностных качеств учащихся, их приобщение к общественной жизни, что благоприятно сказывается на педагогическом процессе. Однако работ, посвящённых перспективным формам ученического самоуправления, в настоящее время недостаточно, поэтому тема данной магистерской диссертации является актуальной.
Несмотря на многочисленные доказательства эффективности ученического самоуправления на развитие личностных качеств учащихся, существует ряд противоречий в данном направлении:
- При положительных аспектах ученического самоуправления существует опасность одновременного формирования негативных качеств личности учащихся (неадекватно завышенной самооценки, повышенной агрессии, тревожности и др.).
- В современных условиях реализации образовательной деятельности ученическое самоуправление может стать деструктивным стрессором при его нерациональном внедрении в педагогический процесс.
Существующие на сегодняшний день противоречия связаны с проблемой недостаточного проведения эмпирических исследований в данном направлении. Следует отметить, что для такой формы ученического самоуправления, как исследовательская деятельность учащихся, особенно необходимо определение перспектив развития в системе государственно-общественного управления образованием. Ведь исследовательская работа школьников является основой формирования их научного мировоззрения и развития наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Для наиболее полного проявления потенциала ценных качеств, заложенных в личности школьника, необходимо учитывать их индивидуальные способности и наиболее актуальные интересы, а также их взаимоотношения со сверстниками, педагогами, родителями. При этом важная роль отводится дополнительному образованию, которое во многом определяет развитие форм ученического самоуправления, однако к настоящему времени комплексного исследования по этому вопросу не проводилось.
Цель и задачи исследования. Основной целью исследования явилось проведение анализа целесообразности инновационных форм ученического самоуправления в условиях реализации государственно-общественного управления образованием как спосба принятия решений в организации. Исследования проводили с 2016 по 2018 гг.
Гипотезы исследования:
- Эффективное развитие форм ученического самоуправления способствует совершенствованию личностных качеств школьников.
- Формы ученического самоуправления должны усложняться по мере развития необходимых личностных качеств учащихся.
В задачи исследований входило:
- Определить роль ученического самоуправления в современных образовательных организациях.
- Выявить главные критерии эффективного развития ученического самоуправления в условиях реализации государственно-общественного управления образованием.
- Проанализировать содержание дополнительного образования с целью оптимизации форм ученического самоуправления.
- Обосновать необходимость исследовательской деятельности учащихся как формы ученического самоуправления.
- Обобщить результаты проведённых исследований и сделать выводы о целесообразности ученического самоуправления в условиях реализации государственно-общественного управления образованием.
Объект исследования: ученическое самоуправление.
Предмет исследования: развитие форм ученического самоуправления.
Методологические основы. В педагогических экспериментах мы использовали методические рекомендации Коньковой Н. Л. «Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных организациях» (Биробиджан, 2012), а также «Методические рекомендации по проведению психологического исследования» (Л. В. Куликов, 2001) [46]. Математическую обработку полученных результатов проводили с использованием рекомендаций Грабарь М.И., Краснянской К.А. «Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы» (1977) [18], а также с помощью программы Microsoft Office Exel 2010.
Теоретические основы. Теоретическими основами данного исследования послужили многочисленные работы отечественных и зарубежных учёных в области современной организации педагогического процесса, истории развития управления образованием в связи с условиями социума.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме, наблюдение, анализ педагогических процессов, опросные методики, экспертная оценка, моделирование, педагогический эксперимент, методы математической и статистической обработки результатов экспериментального исследования.
База исследования. Исследовательская работа проводилась в Государственном учреждении МБОУ «СШ №29» отдела образования города Норильска Красноярского края.
Глава 1. Теоретические основы развития ученического самоуправления в системе государственно-общественного управления образованием
Характеристика основных принципов государственно-общественного управления образованием
В современных условиях развития общества государственно-общественный характер управления образованием является его важной характерной особенностью. Идея государственно-общественного управления образованием состоит в консолидации усилий общества и государства с целью решения основных проблем образования, предоставлении родителям, педагогам и учащимся больше прав и свобод в отборе содержания образования, форм и методов его реализации, в возможности выбора предпочтительных образовательных организаций [17].
По мнению В. А. Сластёнина, государственный характер управления образованием реализуется посредством проведения единой государственной образовательной политики, гарантируемой Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 3).
В главе 12 ст. 89 п. 3 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» содержатся сведения о том, что государственное управление образованием осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках своих полномочий. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления [35, 63].
Общественное управление образованием основано на том, что параллельно с органами государственной власти, создаются общественные коллегиальные органы, в которые включаются представители педагогических и ученических коллективов, родителей и общественности. К основным органам общественного управления общеобразовательной школой относят Совет школы, попечительский совет, педагогический совет, родительский комитет, актив школы, конференцию и др. Работа указанных органов управления способствует коллегиальности принимаемых управленческих решений, обеспечивает создание позитивного психологического климата и атмосферы творчества в образовательной организации.
В теории и практике государственно-общественного управления образованием выделяют основные управленческие принципы. К данным принципам относятся:
1.Принцип научности управления образованием. Данный принцип означает опору управленческой деятельности руководителя на современные достижения психологии, педагогики, менеджмента, социологии, психофизиологии. Учёт достижений данных наук в организации управления образованием делает его научно обоснованным и результативным.
2. Принцип гуманизации управления образованием состоит в том, что каждое управленческое решение должно принимать во внимание личность педагога и учащихся. В основе этого принципа уважение к человеку, вера в его способности, возможности и силы, создание благоприятных условия для развития качеств его личности.
3. Принцип демократизации управления образованием означает инициативность руководителя, учащихся, педагогов и родителей. Это возможно лишь при регулярном анализе состояния педагогического процесса, наиболее значимых результатов его осуществления и принятии коллективных управленческих решений. Условиями реализации данного принципа являются деятельность коллегиальных органов управления в образовательной организации (Совет школы, педагогический совет, родительский комитет и др.) и открытость информации. Каждый участник педагогического процесса должен знать о реальном состоянии дел в учреждении образования, о проблемах, препятствующих достижению необходимого качества образовательной деятельности.
4. Принцип системности в управлении образованием признаёт необходимость управления образовательной организацией как единой педагогической системой. В связи с этим руководитель должен иметь чёткое представление об образовательной организации как о целостной системе, содержащей в себе компоненты, связанные между собой и с окружающей средой. Принцип системности отмечается также во взаимосвязи управленческих решений и исключение односторонности в управлении.
5. Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации в управлении образованием сформулирован на основе исключения решающей роли администрирования, а также на развитии инициативы нижних уровней управления, педагогов и обучающихся. При односторонней централизации отмечается дублирование управленческих функций, что приводит к значительной потере времени, перегрузке всех членов коллектива образовательной организации. Однако при этом отрицание централизации может привести к понижению статуса руководителя, значительным проблемам в функционировании школы, созданию конфликтных ситуаций. Таким образом, лишь сочетание централизации и децентрализации в управлении способны обеспечить принятие управленческих решений на должном уровне, с учётом интересов всего коллектива.
6. Принцип объективности и полноты информации означает определение эффективности управления образованием наличием объективной и достоверной информации об актуальном состоянии педагогического процесса. Эту информацию можно разделить на группы по соответствующим основаниям: по времени (ежегодная, ежемесячная); по функциям управления (конструктивная, аналитическая, оценочная); по целевому назначению (директивная, ознакомительная, рекомендательная); по источникам поступления (внешкольная, внутришкольная) [13, 19].
«Ученическое самоуправление»: определение понятия, формы и методы реализации, критерии развития
Под ученическим самоуправлением понимают систему, которая даёт возможность учащимся принимать участие в управлении образовательной организацией.
Определение форм ученического самоуправления – одна из существенных задач педагогической практики. Формы во многом определяют эффективность и результативность ученического самоуправления.
Согласно ряду исследований, к сожалению, многие современные педагоги не придают серьёзного значения вопросу о формах самоуправления. Для практикующих педагогов эта проблема особенно важна, потому что на первых порах именно за ними решающее слово в определении количества, состава, структуры и функций самоуправления. Конкретные педагогические работники устанавливают связи между указанными элементами, определяют пути их формирования и совершенствования. Также следует отметить, что данная задача не сводится к составлению единой, идеальной для всех образовательных организаций и любого коллектива, схемы ученического самоуправления. Речь идёт о разработке общих требований, главных принципов создания системы школьного самоуправления с учётом его специфики развития на различных этапах коллектива школьников [8, 21, 38, 43 ].