Файл: Процессы принятия решений в организации (Методы управления в организации образования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления изменениями в организации образования
1.1 Особенности управления образовательной организацией в современных условиях
1.2 Методы управления в организации образования
Глава 2. Анализ процесса изменений в образовательной организации
Глава 3. Прогноз развития системы управления оборотом документации в школе
3.1 Новые технологии ведения оборота документов и пути их оптимизации в образовательном учреждении
ВВЕДЕНИЕ
Для достижения успехов в приоритетных направлениях в сфере образования внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты, определяющие требования к содержанию, условиям и результатам обучения.
Для внедрения ФГОС ООО перед руководителями системы образования стоит ряд задач:
Во-первых, в предметном содержании образования, такие как появление новых предметов для формирования компетенций учительского состава, изменение материально-образовательной базы предполагающий переход от бумажного варианта учебника на электронный.
Во-вторых, в связи с внедрением профессионального стандарта педагога необходимо организовать систему повышения квалификаций.
В связи с внедрением системы учительского роста предполагается разделение учителей на 3 категории. Данное изменение связано с поднятием престижности профессии и с проблемой повышения заработной платы в данной сфере.
В связи с изменениями что были перечислены выше руководители образовательных организаций должны периодически обновлять деятельность организации в соответствии с требованиями государственной политики. В процессе данных обновлений руководители образовательной организации зачастую сталкиваются с проблемами управленческого характера в плане изменений в организации.
В мае 2018 года Президент Российской федерации подписал указы часть из которых направлены на систему образования и уже в начале октября будут созданы проекты для реализации.
Основной целью исследования явилось проведение анализа процессов принятия решений в организации на примере образовательной организации.
В задачи исследований входило:
- Определить особенности управления образовательной организацией в современных условиях.
- Описать методы управления в организации образования.
- Привести характеристику инноваций, внедряемых в систему управления документооборотом образовательной организацией.
- Проанализировать состояние автоматизированной системы управления документооборотом в школе.
- Охарактеризовать новые технологии ведения оборота документов и пути их оптимизации в образовательном учреждении.
- Разработать инструкции по делопроизводству в школе.
Объект исследования:
Предмет исследования: процесс принятия управленческих решений на базе данной организации.
Теоретические основы. Теоретическими основами данного исследования послужили многочисленные работы отечественных и зарубежных учёных в области современной организации педагогического процесса, истории развития управления образованием в связи с условиями социума.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме, наблюдение, анализ педагогических процессов, опросные методики, экспертная оценка, моделирование, педагогический эксперимент, методы математической и статистической обработки результатов экспериментального исследования.
Глава 1. Теоретические основы управления изменениями в организации образования
1.1 Особенности управления образовательной организацией в современных условиях
Поскольку в нынешнее время на смену философии воздействия в управлении образовательной организацией приходит новая под названием взаимодействие или сотрудничество. Поэтому под управлением образовательной организацией следует понимать систематическое и планомерное взаимодействие субъектов управления разного уровня в целях эффективной деятельности организации.
В наше время теория менеджмента распространяется, выходя за рамки бизнеса, влияя на другие сферы деятельности в том числе и сферу образования. Теория управления образовательной организацией, в частности, педагогическим коллективом сильно дополняется образовательным менеджментом6. Деятельность управляющего построена на основе подлинного уважения и доверия как сотрудников, так и к сотрудникам тем самым создавая ситуации успеха для своих сотрудников.
Функциональная составляющая управления рассматривается как самостоятельные виды деятельности управления взаимосвязанные друг с другом образуя управленческий цикл. Завершение одного управленческого цикла начинает новый тем самым обеспечивая движение к более качественному состоянию управленческой системы. Лазарев В.С. выделяет среди функций образовательной организации такие как планирование, организацию, руководство и контроль, а Сластенин В.А. добавляет к ним педагогический анализ, целеполагание и регулирование [17].
А.М. Моисеев выделяет три большие группы функций управления образовательным учреждением:
- Поддержание стабильности в плане функционирования учреждения.
- Развитие школы инновационными процессами
- Управление функционирования и саморазвития организации, директора и учителей.
Обобщив взгляды этих ученых раскроем функции управления образовательной организации.
Сутью анализа в управлении образовательной организации является изучение, систематизация и обобщение информации полученной о соц. Экономических условиях, реализации образовательной политики, удовлетворения общественных потребностей и опыта практики управления на всех уровнях, сложившихся в сфере образования.
Самые важные потребности населения выделяются посредством анализа индивидуальных или групповых образовательных запросов. Потребности могут быть разными, как научными, так и культурные, педагогические или бытовые. На основе запросов населения формируется и рынок заказов и потребления.
Педагогический анализ занимает значимое место в управленческом цикле образовательной организации. С него начинается и заканчивается каждый цикл управления. Если остальные функции управленческого цикла не получают логической обоснованности, они прекращают иметь смысл и приводят к распаду самого цикла.
Эффективность деятельности управленца определяется тем, как директора школ владеют методикой педагогического анализа. Несвоевременный проведенный анализ или же непрофессионально выполненный анализ приводит к формированию некорректных целей и задач, которые зачастую приводят к необоснованности принимаемых решений.
Основным назначением такова анализа по мнению Ю.А. Конаржевского, является изучение нынешнего состояния и направленности развития педагогического процесса, а также в оценке результатов процесса с последующей выработки рекомендательной базы по и упорядочению данной системы. Ю.А. Конаржевский и Т.И. Шамова определили основные виды педагогического анализа в зависимости от его содержания:
Параметрический, направленный на изучение ежедневной информации о результатах образовательного процесса и нахождение причин, которые бы нарушали его.
Тематический, направлен на определение повторяющихся зависимостей, которые более устойчивы к устранению, а также тенденций результатов педагогического процесса. нацелен показать управленцу те или иные стороны педагогического процесса, способствуя их изучению и особенности их проявления.
Итоговый является самым временно затратным и ограниченным. Проводится по достижению определенных точек, таких как конец четверти, полугодия или же учебного года. Направлен на изучении основных результатов педагогической деятельности учреждения, предпосылок и условий их достижения [19].
Целеполагание и планирование являются процессами управления любой педагогической системы. Данные процесс в образовательной организации диктуются постоянным развитием и движением педагогической системы.
Сластенин В.А. отмечает, что «цель управленческой деятельности — это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. При определении «дерева» целей управления необходимо общую, или как говорят «генеральную», цель представить в виде ряда конкретных частных целей, то есть декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей» [16].
В деятельности образовательных организаций практикуются 3 основных вида планов:
- Перспективный (разрабатывается на следующие 5 лет на основе информации полученной из анализа деятельности школы за последние годы).
- Годовой (разрабатывается, на следующий год включая и время каникул).
- Текущий план (являясь конкретизацией годового плана составляется на учебную четверть что позволяет координировать деятельность объектов управленческой деятельности в школе).
- Функция организации направлена на обеспечение выбора лучшего пути в выполнении плановых заданий, определения совокупности действий, ведущих к созданию взаимосвязей между частями целого. В организационной деятельности главным вопросом считается нахождение способов воплотить в реальность цели организации.
Ю. Красницкая в своей работе добавляет к вышеперечисленным этапам управленческой деятельности приписывает мониторинг, диагностику и коррекцию. Педагогический мониторинг воплощается через анализ качества образования современных школьников по ступеням обучения, проведение анализа промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе педагогического коллектива. Обуславливая это как необходимость учета современных тенденций мирового развития, побуждающие существенные изменения в системе образования.
Учитывая необходимость мониторинга деятельности образовательной организации основными направлениями мониторинга являются:
Качество результатов образования – в данную категорию входят предметные, метапредметные результаты обучения и личностные результаты.
Качество реализуемых образовательных процессов в организации – в данной категории присутствует реализация образовательных программ, дополнительных образовательных программ, удовлетворенность как учащихся, так и родителей процессом образования, качество условий реализаций процесса, кадровый потенциал, финансирование образовательного процесса, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.
Мониторинг качества образования позволяет не прибегать к сложному профессиональному программному обеспечению. Единые индикаторы мониторинга качества образования в образовательных учреждениях оказал бы сильное влияние на анализ и подготовленные итогов по перечисленным направлениям.
Реформирование и перестройка деятельности образовательной организации в настоящее время привносит множество значительных изменений в управлении школой.
Основной задачей всех школ является обеспечение качественным уровнем образования сформированным Федеральным государственным образовательным стандартом. Что побуждает на создание модели управления качеством образования в образовательном учреждении.
Модель управления качеством образования в образовательной организации включает технологии:
Создание творческого и высокопрофессионально коллектива учителей.
Сочетание администрирования программно-целевого управления с самоуправлением.
Эффективное управление всеми ресурсами учреждения.
Управленческая деятельность в современных условиях очень требовательна к управленцу и субъекту управления. Среди управленцев можно выделить 3 группы:
К первой группе относится администрация образовательного учреждения.
Ко второй группе относится руководители различных подразделений в организации.
К третьей группе относятся учителя.
Руководство педагогическим коллективом предполагает исследование людских ресурсов и становиться источником педагогического опыта. В современных условиях управление педагогическим коллективом требует предъявлять строгие условия в плане работы в социальном аспекте и использование методов, обеспечивающих удовлетворенность работой.
Методами управления являются способы и приемы воздействия для достижения определенного результата на объект управления. Мухин В.И. считает, что есть всего несколько подходов и классификаций методов управления, однако распространены всего лишь три из них.
И первую группу методов составляют экономические методы управления использование которых основывается на экономических интересах личности или коллектива. Экономические методы изменений предполагают повышение качества предоставляемых услуг и обеспечивает конкурентоспособность организации на рынке образовательных услуг, тем самым повышает темпы экономического роста. Если организация использует данные методы в изменении организации, то начинает хромать административная составляющая организации поскольку большая часть правовых актов будет занята дополнительными услугами образовательной организации.