Файл: АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Формы и методы осуществления государственной власти

В сложившейся российской действительности значительно выросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, использование которых позволяет органам государственной власти оказывать воздействие на интересы людей и тем самым подчинять их своей властной воле.

Среди общих (традиционных) методов государственной власти, несомненно, можно выделить убеждение и принуждение. Сочетание данных методов сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.

Убеждение представляет собой метод активного воздействия на волю и сознание человека путем применения идейно-нравственных средств формирования у него взглядов и представлений, которые основаны на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на сознание индивидов и групп за счет усвоения и принятия индивидом, коллективом определенных социальных ценностей[16].

Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями.

Не может обойтись государственная власть и без особого, присущего только ей принуждения - государственного принуждения. Его использование позволяет властвующему субъекту навязывать свою волю подвластным. Это отличает государственную власть, - в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

Государственное принуждение может быть определено как психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных государственных органов и их должностных лиц на личность с целью заставить (принудить) к действию по воле властвующего субъекта, в интересах государства[17].

Так, отметим, что государственное принуждение является острым и жестким средством социального воздействия, которая основано на организованной силе, выражающем ее и способное обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью.


Государственное принуждение может быть как правовым, так и неправовым. Последнее принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым является государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд.

Можно выделить достаточно большое многообразие форм государственного правового принуждения. Среди которых можно отметить меры предупредительного влияния, таких как проверка документов с целью предотвращений правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение - административное задержание, привод, обыск и т.д.; меры запиты - восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

Формы осуществления государственной власти представляют собой однородную деятельность органов государства, за свет которой они реализует свои функции[18].

Различают правовые и организационные формы осуществления функций государства, реализующиеся его органами, должностными лицами.

В Конституции РФ[19] и федеральном законодательстве, а также законодательстве субъектов РФ определены правовые формы деятельности государства. Среди правовых форм можно выделить следующие:

1) правотворческая форма осуществления государственной власти представляет собой деятельность, связную с подготовкой и изданием нормативных актов, которые способствуют осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная форма осуществления государственной власти представляет собой деятельность, направленную на реализация нормативных актов путем принятия актов применения права; это относится к повседневной работе, связанной с выполнением законов и разрешением разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная форма осуществления государственной власти представляет собой деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

Среди организационных форм выделяют следующие:

1) организационно-регламентирующая, которая заключается в текущей работе определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;


2) организационно-хозяйственная, представляющая собой оперативно-техническую и хозяйственную работу, касающуюся вопросов бухучета, статистики, снабжения, кредитования, дотаций и т.д.;

3) организационно-идеологическая, включающая в себя повседневную работу по идеологическому обеспечению выполнения разнообразных функций государства, затрагивающих вопросы разъяснения вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр. [20]

Таким образом, формы осуществления государственной власти представляют собой выражение государственной деятельности на практики по вопросам осуществлению функций государства.

Можно выделить ряд критериев, на основании которых классифицируются государственные органы.

1. По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей) государственные органы делятся на:

- законодательные органы, которые формируют законодательство страны (парламент):

- исполнительные органы, создающие условия реализации изданных в стране законов, с этой целью ими могут приниматься подзаконные акты (к данной ветви власти относится правительство, министерства и ведомства);

- судебные органы, осуществляющие правосудие в стране (к данной ветви власти относятся все суды) [21].

2. Согласно принципа федерализма можно выделить вертикальное разделение властей, которое позволяет выделить:

- федеральные органы государственной власти, веления их являются обязательными на территории всей страны, к ним относится глава государства, федеральный парламент, федеральные суды;

- органы государственной власти субъектов федерации, веления которых являются обязательными на территории соответствующего субъекта федерации, к ним можно отнести Законодательное Собрание субъекта Федерации, Правительство регионов.

3. По признаку порядка формирования можно выделить следующие органы государственной власти:

- выборные (первичные) органы, которые могут быть избраны непосредственно населением на определенный срок или прочим представительным органом (президентом, законодательными органами);

- назначаемые (производные) органы, назначаемые выборными должностными лицами или выборными органами на определенный срок, среди которых такие органы как правительство, прокуратура, суды.

4. По способу принятия решений выделяют такие органы государственной власти как:

- коллегиальные, в которых на основе большинства голосов принимаются решения (парламент, правительство);


- единоначальные, где решения принимаются непосредственно руководителем органа (прокуратура, министерства).

5. Согласно такого критерия как место в системе государственных органов выделяют следующие органы государственной власти:

- вышестоящие, которые издают руководящие акты относительно других органов и имеют право на осуществления контроля за их деятельностью (например, Генеральная прокуратура в отношении нижестоящих органов прокуратуры);

- нижестоящие, которые обязаны следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически составлять отчеты о своей деятельности перед ними (областной департамент образования перед правительством области) [22].

Одновременного государственный орган может быть как вышестоящим по отношению к одному органу, но нижестоящим относительно другого (например, управление внутренних дел региона выступает как вышестоящий орган относительно районных Управлений внутренних дел, однако является нижестоящим к МВД).

6. По территориальному масштабу деятельности государственные органы власти делятся на:

- центральные органы, как правило, расположенные в государственной столице или административном центре региона и являются единичными (например, Федеральная служба безопасности);

- территориальные органы государственной власти, расположенные на территории каждого административно-территориального образования (в субъекте федерации, в муниципальном образовании), однако они находятся в подчинении только центрального органа (например, управления ФСБ в каждом регионе страны).

7. По характеру компетенции органы государственной власти классифицируются на:

- органы общей компетенции, которыми принимаются любые решения по любым государственным и общественным вопросам (Глава государства, парламент, правительство);

- органы специальной компетенции, которые наделены полномочиями принятия решений только в определенной сфере общественной жизни (например, Центральной избирательной комиссией принимаются решения исключительно затрагивающие вопросы организации и проведения выборов, Прокуратурой - вопросы надзора и пр.) [23].

8. По времени функционирования выделяют такие государственные органы как:

- постоянные, которые действуют всегда, меняется только персональный состав (среди таких органов парламент, правительство, суды и т.п.)

- временные государственные органы, созданные на определенный срок для осуществление определенной цели (например, государственная комиссия по расследованию причин аварии)[24].


Подводя итог данному параграфу, отметим, система органов государственной власти многосложна, состоит из разнообразных звеньев, иерархически соподчиненных друг с другом, для них характерны свои отличительные признаки и могут быть классифицированы по разным основаниям.  Можно дать следующее обобщающее определение: орган государственной власти - это составная, относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

Глава 2. Характеристика государственного механизма в России

2.1 Структура аппарата государственной власти в РФ

Система федеральных органов власти установлена Конституцией РФ (ч. 1 ст. 11), и ни один орган, кроме перечисленных в Конституции (сформированных указанными органами), не вправе функционировать на территории Российской Федерации. Несколько сложнее выглядит конституционное регулирование организации системы органов государственной власти субъектов федерации. Установление системы органов государственной власти субъектов Федерации отнесено к ведению субъектов Федерации на основе общих принципов, установленных федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ)[25]. Согласно другой конституционной норме установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерацией и ее субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72). Действительно, общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов федерации определены одноименным федеральным законом. Однако общие принципы организации системы органов государственной власти должны касаться в целом системы органов государственной власти, то есть системы органов государственной власти Российской Федерации, которая, в свою очередь, состоит из двух подсистем. Общие принципы организации системы органов государственной власти, о которых говорится в пункте «н» статьи 72 и общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти как федеральных, так и региональных, должны соотноситься как общее и целое. Соответственно, если следовать тексту пункта «н» ст. 72, должен быть принят еще один федеральный закон, который установил бы общие принципы организации системы органов государственной власти Российской Федерации. На наш взгляд, более логичным кажется «перенесение» указанной нормы в части, касающейся системы органов государственной власти, в статью 71 Конституции, поскольку принципы являются общими для всей системы государственной власти, и устанавливать их должна (вправе) Российская Федерация. В то время как ее нахождение в статье 72, устанавливающей вопросы совместного ведения, предполагает, что и субъекты Федерации вправе принимать законы, устанавливающие общие принципы организации системы государственной власти (ч. 2 ст. 76). Действующий же Федеральный закон (Федеральный Закон от 6 октября 1999 № 184 (в ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации»), следуя положениям части 1 статьи 77 Конституции, оставил за рамками установления общие принципы организации системы органов государственной власти Федерации в целом, и «урегулировал лишь отдельную сферу государственно-властных отношений, связанных с федеративной структурой» [26].