Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В конституции Российской Федерации, в статье 12 признается и гарантируется местное самоуправление. В данной статье также говорится о том, что местное самоуправление не является частью системы государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятельно.

Местное самоуправление в Российской Федерации довольно интересно в качестве объекта изучения, так как является вполне самостоятельной сферой. Также следует отметить, что современное самоуправление в России находится на стадии становления. Этот процесс шёл на протяжении долгих лет и довольно динамично продолжается сегодня.

Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредством самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.

Формирование всех систем муниципального управления связано с двумя основными общественными проблемами: '' вертикальной'' организацией власти и ее взаимосвязями с различными городскими и сельскими общинами, с местным населением различных видов поселения. В классовом обществе местное самоуправление (муниципальное управление) является тем звеном государственно-административных отношений, которое обеспечивает исполнение государственных правовых актов в интересах местного населения и самими населением в различных организационно-правовых формах. Местное самоуправление - это автономная деятельность самоорганизовавшегося населения.

Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления, обеспечение его финансовой и иной автономии и независимости от государственного аппарата, его чиновничества позволяет этому важнейшему политическому институту ускорить формирование и развитие гражданского общества в России, повышение жизненного уровня народа, качества его жизни, и, что очень важно еще, сблизить государственную власть с народом.

Несмотря на срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности.


Целью курсовой работы является местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы его развития.

Исходя из обозначенной цели, ставились следующие задачи:

- Раскрыть понятие местного самоуправления;

- провести анализ проблем информированности о местном самоуправлении;

- выявить тенденции и проблемы развития регулирования местного самоуправления.

Объектом исследования курсовой работы выступают общественные отношения, возникающие в ходе формирования и деятельности органов местного самоуправления.

Методологическую основу исследования составили диалектико-материалистический метод научного познания, методы сравнительно-правового и формально-логического анализа.

Нормативную основу работы составили Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г., Конституция РФ 1993 г., ряд федеральных законов.

Теоретической основой для исследования послужили труды таких авторов, как В.Л. Акимова, Т.М. Бялкина, В.И. Васильев, И.А. Чуп и др.

Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1 Общая характеристика местного самоуправления

1.1 Понятие местного самоуправления

Понятие «самоуправление», как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами понимается неодинаково. Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в XVII столетии в Англии, оттуда был заимствовано Германией и Россией.

В соответствии со статьей 3 Европейской хартии местного самоуправления под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение ни в коей мере не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону.


В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Из определений видно, что как местное самоуправление местного рассматривается именно право как право и XIX реальная способность.

В избранными настоящее время сообщества понятие местного территориальное самоуправления можно носителем раскрывать в следующих свою аспектах.

1) Местное раскрывать самоуправление - это принадлежащей право граждан, значения местного сообщества ученым на самостоятельное суверенитета заведование местными опрос делами.

В соответствии с так частью 2 статьи 32 рассматривается Конституции РФ опрос граждане Российской части Федерации имеют Право право избирать и Российской быть избранными в деятельность органы местного граждане самоуправления. В части 1 настоящее статьи 130 Конституции решение РФ закреплено, может что местное свою самоуправление в Российской источником Федерации обеспечивает волеизъявления самостоятельное решение управлении населением вопросов осуществления местного значения, прямого владение, пользование и рассматривается распоряжение муниципальной Федерации собственностью. Право местного на местное можно самоуправление может опрос быть реализовано имеют как непосредственно граждане через формы как прямого волеизъявления (выборы, что референдум, территориальное элементами общественное самоуправление, граждан опрос и т. д.), так и свою опосредованно через реальная систему органов местными местного самоуправления.

2) суверенитета Местное самоуправление - РФ это деятельность является граждан по Самоуправление самостоятельному разрешению осуществления вопросов местного населением значения.

3) Местное непосредственно самоуправление — форма суверенитета народовластия, т. е. способ рассматривалась осуществления народом значения принадлежащей ему осуществляет власти.


В частях 1, 2 выборность статьи 3 Конституции собственностью РФ закреплено, государственной что носителем части суверенитета и единственным является источником власти в это Российской Федерации признавал является ее пользование многонациональный народ; раскрывать народ осуществляет органы свою власть опрос непосредственно, а также органов через органы вопросов государственной власти и Из органы местного принадлежащей самоуправления.

Самоуправление соответствии как форма РФ участия граждан в пользование управлении рассматривалась в избирать XIX в. русским населением ученым В. Ф. Матвеевым, муниципальной который признавал, определений что существенными можно элементами самоуправления власти является выборность органов и ответственность перед населением

Общая характеристика местного самоуправления в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, действующим законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

4) Местное самоуправление - одна из разновидностей Сущность социального управления, как которое существует оно наряду с государственным значительным управлением. Самоуправление - значение это управление, является субъекты и объекты признать которого совпадают, а форма значит, управляют и значит выступают в качестве вертикали управляемых одни и политической те же демократического лица. Данный словами аспект самоуправления который воплощается в таких политической его социальных (неправовых) значит характеристиках, как Российской самоорганизация, самодеятельность, основ саморегулирование, самоконтроль.

5) законодательном Местное самоуправление - наряду одна из во основ конституционного совпадают строя, основополагающий развитых принцип организации Российской власти, который управлением наряду с принципом самоорганизация разделения власти (деление качестве власти по не горизонтали) определяет объекты систему управления (деление содержания власти по как вертикали).

Наиболее значение значительным представляется системы последний аспект. всех Местное самоуправление власти во всех последний развитых странах таких признается и закрепляется в закрепляется качестве одной власти из основ характер конституционного строя, в ликвидирован качестве демократического управление института, который наряду не может признать быть ликвидирован.


странах Иными словами, горизонтали самоуправление как конституционное форма организации разновидностей принципиально неприкосновенно. закрепляется Сущность местного самоуправления самоуправления обусловливает институтов его трехаспектное гражданского конституционное значение. вертикали Во-первых, оно оформлении является важнейшим Наиболее институтом гражданского последний общества в Российской народовластия Федерации и в этом институтов качестве - одной организации из основ организации конституционного строя; странах во-вторых, это таких форма (сегмент) народовластия, представляется неотъемлемая органическая Данный часть политической совпадают системы; в-третьих, местное управление самоуправление можно важнейшим признать институтом Самоуправление правового положения Местное личности. Этим самодеятельность обусловлены богатство Этим нормативно-правового содержания и те сложный, многоструктурный характер характер институтов социального местного самоуправления в значительным их конституционном и текущем законодательном оформлении.

1.2 Развитие правовой доктрины о местном самоуправлении

Становление и развитие местного самоуправления в России в середине государственное XIX и начале обычно XX в. сопровождалось и института оплодотворялось научными Бельгии идеями зарубежных и время отечественных ученых. ученых Причем направление сопровождалось мысли ученых Ее сосредоточивалось на отечественных уяснении места государственными самоуправления в общей должностные системе государства, сосредоточивалось его роли в государственных осуществлении политических, разное экономических и социальных тремя функций государства.

местном Теория местного российские самоуправления насчитывает мысли не одну направление сотню лет. рамках Она возникла в социальных западных странах как одновременно с появлением общей там нового русских института местной сторонники власти. И естественно, судебной что российские появлением ученые многое роли заимствовали из на идей западных государства предшественников. Главными естественного правовыми доктринами о следует местном самоуправлении, XX развивавшимися в разное субъектом время и в разной государственных степени оказавшими ветвями влияние на права динамику местного трудах самоуправления в России в общинную XIX и начале общинных XX в., обычно общину считают теорию стояли свободной общины, ветвями общественную (хозяйственную) теорию и следует государственную теорию.