Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальная ею власть - это Органы власть особого присущих рода, которая понимается от государственной муниципальные власти отличается синтетической следующими признаками:

1) менее территориальной ограниченностью;

2) основы более широким ту спектром форм законодательным непосредственной демократии;

3) теории более мягкой муниципальные системой принуждения в идейные местном самоуправлении;

4) ту законодательным ограничением стороны прав местной власти со стороны государства;

5) подконтрольностью государству реализации передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

6) преобладанием в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной. Ведь возможность принимать общеобязательные решения местному самоуправлению нужна постольку, поскольку эти решения обеспечивают функционирование муниципального хозяйства и способствуют созданию благоприятных условий проживания граждан в данном населенном месте.

Так как местное самоуправление является одним из способов реализации публичной власти в Российской Федерации, нельзя говорить о том, что местное самоуправление - это лишь разновидность государственной власти. Народ вправе реализовывать принадлежащую ему власть любым путем, и все эти способы являются равнозначными. Это вытекает из смысла части 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Местное самоуправление функционирует на основе определенных принципов. Принципы - это основополагающие начала, закономерности, отношения взаимосвязи между элементами.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов местного самоуправления. Выделяют два вида принципов местного самоуправления:

Принципы общие - начала, характерные не только для системы местного самоуправления, но и для всей системы государственной власти в целом. К ним относятся: принцип народовластия, демократии, законности, гласности и т.д.

Принципы специальные - начала, характерные только прежде для системы РФ местного самоуправления, структуры позволяющие говорить о значения ее единстве и предполагает уникальности. К ним положение относятся:

1) принцип на самостоятельности;


2) принцип сочетания ответственности органов и Конституции должностных лиц значения местного самоуправления самостоятельность перед населением значения муниципального образования, наиболее государством и юридическими лиц лицами;

3) принцип местное социальной направленности значения деятельности местного говорить самоуправления;

4) принцип только сочетания коллегиальности и Российской единоначалия;

5) принцип российском государственной поддержки законодательстве местного самоуправления и образования другие.

Принцип Под самостоятельности является население наиболее важным в организационная организации и осуществлении Местное местного самоуправления.

пределах Под самостоятельностью в бюджета российском законодательстве принцип понимается, во-первых, налоги организационная самостоятельность власти органов местного деятельности самоуправления. Данное организационная положение закреплено в специальные конституционном требовании: «органы муниципального местного самоуправления социальной не входят в организации систему органов коллегиальности государственной власти».

муниципального Во-вторых, население требовании муниципального образования принцип самостоятельно в определении фондов структуры собственных решение органов местного сочетания самоуправления.

В-третьих, местное населением самоуправление обеспечивает требовании самостоятельное решение обеспечивает населением вопросов должностных местного значения. специальные Местное самоуправление в значения пределах своих кредитных полномочий самостоятельно (ст. ст. 12, 130 ним Конституции РФ).

В-четвертых, налоги понятие самостоятельности должностных предполагает экономическую государством самостоятельность местного Во самоуправления. В Российской государственной Федерации и она характерные обеспечивается прежде перед всего наличием местного муниципальной собственности.

она Наконец, финансовую местного самостоятельность местного принцип самоуправления обусловливают она наличие местного уникальности бюджета, внебюджетных органов фондов, местные перед налоги и сборы, Принцип право органов участие местного самоуправления другие на участие в кредитных отношениях.

Вторым по значимости является принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Ответственность - неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженных в санкциях правовых норм. Выделяют ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.


Принцип гласности - принцип, основные требования которого:

1) обеспечение информированности граждан о решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) обеспечение доступности обсуждения важнейших государственных вопросов и вопросов местного значения;

3) изучение и учет общественного мнения.

Принцип законности - принцип, основное требование которого - это соблюдение Конституции РФ и законов, соответствие всех издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В государственном управлении для законности характерно: общеобязательность законов, их верховенство над правовыми актами управления; единообразное понимание и исполнение законов на всей территории Российской Федерации; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; связь с правовой культурой.

Функции местного самоуправления - это основные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению поставленных целей и задач. Иногда функции именуются вопросами местного значения.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет за каждым типом муниципальных образований собственный перечень вопросов местного значения. Вопросы содержания жилищного фонда, жилищного строительства, обеспечения жильем, застройки территории, землепользования, благоустройства и озеленения территории, охраны исторических памятников, сохранения объектов культурного наследия, организации досуга, развития физкультуры и спорта, пожарной безопасности, уличного освещения отнесены к компетенции городских и сельских поселений.

Вопросы предоставления образования, оказания медицинской помощи, охраны общественного порядка, охраны окружающей среды отнесены исключительно на районный уровень. Вопросы электро- и газоснабжения, содержания и строительства автомобильных дорог, сбора и переработки отходов, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, формирования и содержания архивов, предоставления транспортных услуг, услуг связи, общественного питания, торговли, бытового и библиотечного обслуживания, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства разграничены между поселениями и муниципальными районами. К вопросам местного значения городского округа отнесен комплекс вопросов местного значения поселения и муниципального района.


Глава 2. Анализ перспектив развития местного самоуправления в Российской Федерации

2.1 Современное состояние и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации

Как показывает практика демократических государств, местный уровень власти – это самый короткий и прямой путь к решению насущных, жизненно важных для современного человека проблем. Эффективность власти люди оценивают по элементарным, понятным для каждого критериям – тепло в домах, освещенность улиц, качество дорог, транспортное обеспечение и т.п. Эти вопросы рациональнее решать с учетом мнения населения в местах непосредственного проживания граждан – в городах, поселках, селах, хуторах и пр. Именно поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики России является развитие местного самоуправления, налаживание постоянного и всестороннего взаимодействия муниципальных органов и населения. [18, С. 12]

Формирование эффективной системы местной власти – всегда длительный и довольно сложный процесс. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Российской Федерации данный процесс до сих пор находится в стадии развития и включает множество нерешенных проблем, связанных с законодательным обеспечением деятельности органов местного самоуправления, острым дефицитом квалифицированных специалистов в области муниципального управления, отсутствием надежных материально-финансовых основ деятельности местных органов власти.

На это еще в 2002 г. в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации обратил внимание Президент России В.В. Путин, отметив: «В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах.

Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления. Федеральный закон о местном самоуправлении и соответствующие акты субъектов Федерации в малой степени согласованы как с реальным состоянием местного самоуправления, так и друг с другом.


Кроме того, большой проблемой местного самоуправления остается недостаточность его собственной доходной базы. Но именно с местных органов власти население спрашивает и за исполнение федеральных законов (таких как о ветеранах), и за работу ЖКХ, и за очень многое другое… очень важно, чтобы у местного самоуправления была возможность создавать собственные источники формирования бюджета. За счет развития малого бизнеса, эффективного использования земель, иной недвижимости. При этом государственная власть – учитывая расходные полномочия муниципалитетов – могла бы обеспечить им долгосрочные нормативы отчислений от регулирующих налогов». [13, С. 114]

Оценивая современное состояние местного самоуправления в Российской Федерации, большинство отечественных и зарубежных ученых и практиков отмечают крайне низкий уровень эффективности действующей в стране системы органов местной власти. Несмотря на признание муниципальной реформы в качестве приоритетного направления деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, переход к новой конституционной модели местного самоуправления в нашей стране явно затянулся. До сих пор существуют проблемы в сфере правового обеспечения деятельности в качестве основных причин, сдерживающих развитие местного самоуправления в Российской Федерации, Б.Р. Панкин, например, называет:

- недооценку, недопонимание, а нередко и ошибочное представление о самой сути местного самоуправления, его чрезвычайной важности в деле демократических преобразований всего российского общества. В значительной мере именно этим обстоятельством можно объяснить инертность, пассивность населения, образующего местные сообщества, в организации эффективного местного самоуправления в муниципальных образованиях России;

- низкий уровень научного и методического обеспечения местного самоуправления. Это проявляется, прежде всего, в отсутствии целостной теории местного самоуправления как системы научных знаний, акцентирующих внимание на проблемах территориальной самоорганизации населения. На сегодняшний день имеются теоретические наработки лишь по отдельным вопросам местного самоуправления. Явно недостаточным представляется и уровень методического обеспечения работ по организации местного самоуправления, формированию и применению регламентирующих и обеспечивающих функционирование местных органов власти документов. Практически нет рекомендаций по разработке и реализации местной социальной, экологической, экономической, кадровой, научно-инновационной политики. Отсутствие необходимых научных рекомендаций вносит в местное самоуправление значительный субъективизм и приводит к грубым ошибкам в процессе его осуществления; [16, С. 24]