Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Анализ проблемы участия населения России в местном самоуправлении

Развитие местного са­моуправления в России, имеющее своим началом 90-е года ХХ века, к настоящему времени значительно приблизило данный социальный институт к общемировым стан-дар- там по основному набору нормативно-значимых критери­ев. Право граждан страны на местное самоуправление за­креплено Конституцией, федеральное законодательство определяет основные принципы его осуществления, реги­ональные законы фиксируют базовые положения муници­пального управления на территории субъекта федерации, система местных нормативных источников подчеркивает специфику и конкретизирует тонкости самоуправления в каждом муниципалитете. При этом следует отметить, что выстроенная система муниципального права не является застывшей, а подвергается постоянной модернизации на всех уровнях в зависимости от складывающейся ситуа­ции.

Законодательство России также определяет способы уча­стия населения в муниципальном управлении на принци­пах добровольности и законности. В настоящее время Фе­деральный Закон указывает на существование нескольких форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в таковом. Четыре их них (местный референдум; муниципальные выборы; го­лосование по отзыву депутата или иного выборного лица, изменения границ или преобразованию муниципального образования; сход граждан, осуществляющий полномо­чия представительного органа муниципального образо­вания) имеют высшую степень обязательности, поскольку их результаты подлежат опубликованию и исполнению, если не противоречат иным законодательным актам Рос­сийской Федерации. [9, С. 182]

Вторая группа форм гражданского участия имеет реко­мендательный или информирующий характер. К этим формам относятся публичные слушания, правотворче­ская инициатива, опрос жителей, обращения граждан в органы местного самоуправления, конференции (собра­ния делегатов).

Отдельно от вышеуказанных способов находится тер­риториальное общественное самоуправление, деклариру­емое как форма самоорганизации граждан для решения ими вопросов по месту жительства на части территории муниципального образования через собрания и конфе­ренции.


Вместе с тем, данный список не является исчерпываю­щимся, поскольку нормативно закреплено право граждан участвовать в местном самоуправлении иными спосо­бами, не противоречащими законодательству страны. К таковым способам можно отнести, например, публичные мероприятия, гражданские инициативы, создание обще­ственных совещательных органов.

Перечисленные способы осуществления населением местного самоуправления имеют проработанные ме­ханизмы практической реализации, зафиксированные законодательно или же подзаконными актами. Таким образом, можно сделать вывод о наличии в современной России довольно четкого нормативного закрепления механизмов реализации права граждан на местное самоу­правление через широкий спектр форм участия населения в нем.

В практической сфере ситуация с реальным участием населения в местном самоуправлении может иметь пер­спективы только в случае активности граждан. Для иссле­дования данного вопроса нами было проведено изучение мнения экспертного сообщества, в состав которого вошли действующие руководители органов местного самоуправ­ления, депутаты представительных органов власти, науч­ные работники, исследующие местное самоуправления. В ходе полуструктурированного интервью основной иссле­довательской задачей стала оценка проблематики участия населения в реализации своих гражданских прав на мест­ное самоуправление и определение перспектив реализации данных прав через установленные законом формы.

Результаты проведенного исследования показывают, что отсутствие активности населения - главное препятствие на пути развития гражданского общества в России в це­лом и местного самоуправления, в частности. Низкая явка избирателей на муниципальные выборы является про­блемой практически для всех муниципалитетов страны. Причиной такого электорального поведения является сложный комплекс субъективных представлений населе­ния о результативности выборов, роли отдельного изби­рателя в итоге голосования, недоверие по отношению к избирательным комиссиям, социальная апатия. В итоге к урнам для голосования приходит в лучшем случае 30­40% избирателей, крайне редко такая цифра превышает пятьдесят. Подобная же ситуация наблюдается в ходе проведения публичных слушаний - обязательного меро­приятия для принятия целого ряда решений относительно местных процессов. Нередко встречается ситуация, когда основные участники публичных слушаний - работники администрации, представители бюджетных организаций. Граждан, пришедших на обсуждение жизненно важных вопросов по своему желанию, практически не бывает. Интересная попытка выявления и учета мнения населе­ния предпринята через обязательное обсуждение обще­ственно-значимых проектов с использованием Интернета. Экспертное сообщество напрямую связывает эффектив­ность данной формы с активностью граждан, которые могут подать свои предложения и поправки в тексты про­ектов через электронную почту.


Местный референдум, как и голосование по отзыву де­путата и иного выборного лица, в практике российского местного самоуправления является крайне редким явле­нием, однако эксперты единодушно проводят аналогию активности граждан в данных мероприятиях с активно­стью избирателей в ходе голосования на муниципальных выборах. Менее проблематичным в этом отношении явля­ется сход граждан. Однако причина этого заключается в том, что проводится сход граждан в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек с правом из­бирательного голоса. Жители принимают более активное участие в сходах, поскольку являются носителями тради­ционного электорального поведения, знают друг друга, а принимаемые решения непосредственно затрагивают ин­тересы каждого участника. [13, С. 112]

Оценка экспертами такой формы как «правотворческая инициатива» является неоднозначной. С одной стороны, в крупных населенных пунктах данная форма непосред­ственного участия населения в местном самоуправлении не является редким явлением, по сравнению с сельской местностью, где она практически отсутствует. С другой стороны, правотворческая инициатива в большинстве случаев исходит от одних и тех же субъектов: правозащитных организаций, протестных объединений и крайне редко имеет в качестве инициаторов обычных граждан.

Опрос граждан муниципального образования направлен на выявление мнения населения и его учет при принятии решений. На практике эта форма реализуется крайне ред­ко, и экспертами называются две причины этого. Во-пер­вых, субъективная: должностные лица органов местного самоуправления уверенны, что «знают» мнение населения и проведение опроса не считают необходимым. Кроме того, результаты опроса носят рекомендательный характер. что также вызывает нежелание его проводить. Во-вто­рых, финансовая - проведение социологического опроса требует немалых затрат бюджета, что в условиях россий­ской действительности значительно сокращает возможность его проведения.

Обращения граждан в органы местного самоуправления являются наиболее распространённой практикой. Как по­казывают проведенные нами исследования, число жалоб, предложений, заявлений в крупных городах сопоставимо с числом жителей. Эксперты также считают обращения граждан наиболее распространённой формой их участия в местном самоуправлении. Причина большого количе­ства обращений заключается в относительной простоте и наличии множества способов подачи, кроме того, об­ращения граждан практически всегда имеют в качестве предмета необходимость решения индивидуальной про­блемы жителя. Органы местного самоуправления обязаны своевременно и по существу информировать обративше­гося о принятом в его случае решения, что добавляет при­влекательности данному способу. Однако, как указывают эксперты, обращения чаще всего связаны с желанием граждан улучшить отдельные аспекты своего быта, жилья, и крайне редко заостряют внимание на проблемах насе­ленного пункта в целом. Это наиболее четко проявляется в проблеме деятельности территориального общественного самоуправления. Жители городов крайне неохотно участвуют в его работе, даже решение мелких проблем организации встречает главную трудность в виде низкой активности. Как пример, эксперты в качестве примера приводят собрания жителей многоквартирных домов, ко­торые чаще всего объявляются несостоявшимися в связи с неявкой необходимого числа собственников.


Интересными формами осуществления местного самоу­правления являются относительно недавно появившиеся гражданские инициативы (добровольная деятельность граждан и общественных объединений по достижению общественных значимых целей). Конечно, подобная дея­тельность основывается, прежде всего, на социальной ак­тивности групп граждан, органы местной власти призва­ны лишь помогать реализации гражданских инициатив. Наиболее распространённой формой помощи является совместная деятельность и выделение муниципальных грантов.

Эксперты напрямую связывают активность гражданско­го общества и эффективность местного самоуправления. Формы осуществления народовластия в современной Рос­сии достаточно многообразны, однако не всегда наблюда­ется их практическое использование. Причинами низкой активности населения, помимо уже указанных, являются специфические для страны условия возрождения данного социального института, традиционное недоверие к лю­бой власти и отсутствие доступного информирования о предстоящих мероприятиях с участием граждан.

Как показывают проведенные исследования, в современной российской практики мест­ного самоуправления действительно наблюдается разрыв между декларируемыми возможностями и реализуемым правом на местное самоуправление. Основное противоре­чие заключается в опережающем характере нормативной базы по сравнению с мировоззренческими установками граждан. Неготовность населения принимать деятель­ное и постоянное участие в осуществлении местного са­моуправления обусловлена целым комплексом причин, носящих, прежде всего, субъективный характер. Вовле­чение жителей в решение местных проблем должно осуществляться через развитие добровольных объединений граждан, деятельность которых будет направлена на со­циально значимые задачи

Заключение

В РФ как демократическом государстве признается самоуправление территориальных единиц разных уровней: субъектов Российской Федерации в рамках федеративного государства, местное самоуправление в муниципальных образованиях, территориальное общественное самоуправление в частях муниципального образования. Местное самоуправление в этой системе есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении локальных проблем.

Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.


В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как на одну из необходимых основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.

Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий по отношению к государственной власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление - это не только область гражданской самостоятельности и общественной активности населения, но и специфический уровень власти, организационные формы которой определяются населением муниципального образования самостоятельно на основе федерального законодательства, законодательства субъектов РФ.

Итак, можно отметить, что современная модель при всем многообразии территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Для того чтобы конституционное право населения на осуществление местного самоуправления получило свое реальное воплощение, требуются предпосылки не только законодательного характера. Помимо этого необходимы:

1.   Наличие осознанной воли в осуществлении права на местное самоуправление, т.е. активное участие в процессе организации местного самоуправления не только государства (через официальные решения его органов и реализацию их должностными лицами), но и населения (через широкое участие в процессе, заинтересованность в его результатах).

2.   Наличие механизмов осуществления права на местное самоуправление, т.е. наличие организационных структур, создаваемых населением для решения местных вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции, сходы) и реальной зависимости от населения создаваемых им органов (выборы, различные формы общественного контроля).

3.   Наличие возможности осуществления права на местное самоуправление, т.е. наличие экономических основ для обеспечения реальной самостоятельности населения и создаваемых им органов.

Все три вышеобозначенные составляющие находятся в настоящее время в процессе формирования. Однако правовое и организационно оформление местного самоуправления протекает значительно быстрее. В вопросах формирования эффективной экономической базы местного самоуправления реальные результаты мизерны. Именно проблемы экономического характера являются основным фактором, сдерживающим развитие местного самоуправления в нашей стране. В связи с этим сегодня основные усилия парламента и правительства должны быть направлены на завершение формирования экономических основ местного самоуправления, являющихся гарантом обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности местных органов власти.