Файл: Процессы принятия решений в организации (Межрайонная ИФНС России №16 по Новосибирской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 364

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты процесса принятия управленческих решений в организации

1.1. Понятие и виды управленческих решений

1.2. Этапы и методы принятия управленческих решений

Содержание

1.3. Качество и эффективность управленческих решений

Глава 2. Оценка процесса принятия управленческих решений в Межрайонной ИФНС России № 16 по Новосибирской области

2.1. Характеристика Межрайонной ИФНС России № 16 по Новосибирской области

2.2. Анализ процесса принятия управленческих решений Межрайонной ИФНС № 16 России по Новосибирской области

2.3. Анализ эффективности работы Межрайонной ИФНС № 16 России по Новосибирской области

Глава 3. Направления повышения эффективности принятия управленческих решений в Межрайонной ИФНС России № 16 по Новосибирской области

3.1. Рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в Межрайонной ИФНС № 16 России по Новосибирской области

3.2. Оценка социально-экономической эффективности мероприятий по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в Межрайонной ИФНС № 16 России по Новосибирской области

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность тематики данной курсовой работы обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, несомненной важностью такой сферы деятельности как государственная гражданская служба, так как от эффективности её осуществления прямо зависит результативность осуществления государством ряда своих функций. К сожалению, в Российской Федерации эффективность государственной гражданской службы не слишком велика. Более того, именно в этой сфере побиваются исторические рекорды уровня коррупции, причем даже на самых высших её уровнях. Об уровне её бюрократизации также следует сказать, однако это малое зло по сравнению с масштабами коррумпированности российских чиновников.

Во-вторых, несомненно, важным является для любой организации процесс разработки и принятия управленческих решений, так как от этого зависит функционирование организации в перспективе. Неверные шаги в данном направлении могут привести к кризису в организации, который может даже закончиться для неё наиболее печально, то есть наступлением банкротства.

Целью представленной курсовой работы является исследование процессов принятия решений в организации.

В соответствии с поставленной целью в представленной курсовой работе решается ряд следующих задач.

  1. Рассмотреть понятие и виды управленческих решений.
  2. Описать этапы и методы принятия управленческих решений.
  3. Изучить условия и факторы качества, эффективность управленческих решений.
  4. Привести характеристику организации.
  5. Проанализировать процесс принятия управленческих решений в организации.
  6. Провести анализ эффективности работы организации.
  7. Выявить направления повышения эффективности принятия управленческих решений в организации.

Объектом исследования в представленной курсовой работе является Межрайонная ИФНС России №16 по Новосибирской области, предметом исследования – процессы принятия решений в организации.

Информационной базой в процессе написания представленной курсовой работы явились труды российских и зарубежных исследователей в области менеджмента, управленческих решений, материал периодических изданий, источники Интернет.

Структура представленной курсовой работы представлена введением, основной частью, заключением и списком использованных источников. В состав основной части входят три главы: теоретическая, аналитическая и рекомендательная.


Представленная курсовая работа выполнена с использованием технических средств Microsoft Office.

Глава 1. Теоретические аспекты процесса принятия управленческих решений в организации

1.1. Понятие и виды управленческих решений

Управленческое решение (УР) являет это взвешенный шаг, итогом которого являются осуществление действия для достижения цели организации либо воздержание от него. Оно представляет необходимую составляющую работы менеджера. Это понятие представляется как: конкретный управленческий акт, постановление, приказ и т. д.; процесс разработки и осуществления решения по разрешению проблемы; выбор альтернативы в процессе разрешения проблемы.

В качестве объекта управленческого решения обычно выступают проблемы, увязанные с разрешением теоретических либо практических вопросов [17, c. 39].

Разработка и принятие решений являют творческий процесс в работе руководителей любого уровня, включающий ряд этапов (рис. 1).

Этапы разработки и принятия УР

Выработка и постановку цели

Изучение проблемы на основе получаемой информации

Выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения

Обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения

Конкретизация решения для его исполнителей

Рис. 1. Этапы разработки и принятия УР [6, c. 218]

Если же вести речь об управленческом решении как о процессе, то с позиции менеджмента в нём выделяют 3 стадии (рис. 2).

Рис. 2. Стадии процесса управленческого решения

На стадии подготовки УР проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.


На стадии принятия УР осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации УР принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое УР имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах [18, c. 54].

Логично предположить, что если рассматривать управленческое решение более тщательно, то в процессе его принятия и реализации можно выделить большее количество этапов, на которых мы остановимся более подробно в следующем разделе.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления [10, c. 68].

Перечислим требования, предъявляемые к управленческим решениям [1, c. 70]:

  1. всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);
  2. правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);
  3. непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);
  4. своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);
  5. обеспеченность ресурсами;
  6. ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).

Произведём обзор критериев классификации управленческих решений (рис. 3).

Рассмотрим типологию управленческих решений по каждому критерию в отдельности.


По степени влияния на будущее организации:

а) стратегические – конкретизируют общие направления развития организации, а также её долгосрочные цели;

б) тактические (конкретные методы достижения стратегических).

Рис. 3. Критерии классификации управленческих решений

По масштабам [23, c. 89]:

а) глобальные – охватывают всю организацию в целом;

б) локальные – затрагивают определенные аспекты её деятельности.

По продолжительности периода реализации:

а) долгосрочные (более 5 лет);

б) среднесрочные (1-5 лет);

в) краткосрочные (< 1 года).

По направленности воздействия [25, c. 167]:

а) внешние;

б) внутренние.

По широте охвата:

а) общие – распространяются на всю организацию в целом;

б) специальные – затрагивают отдельные вопросы.

По способам принятия [11, c. 203]:

а) интуитивные – принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты;

б) адаптивные – принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом;

в) рациональные – опираются на научный анализ проблемы.

В следующем разделе представленной работы изучим этапы и методы принятия управленческих решений.

1.2. Этапы и методы принятия управленческих решений

Принятие УР реализуется во времени, а потому используется такое понятие как процесс ПУР, который формируется их последовательности этапов, а также принципов. Его целью является разрешение какой-либо проблемы.

Позиционирование процесса ПУР в качестве логически организованного перечня как неформальных, так и формальных процедур представляет характеристику технологической схемы реализации указанного процесса. Указанная характеристика дает возможность организовать структуру процесса ПУР, также осуществить выбор методов, посредством применения которых будет оптимально проведен поиск, а также принятие максимально эффективного УР [16, c. 137].

Упорядочение процесса ПУР в какой-то степени обеспечивает компенсацию минусов, наличие которых объясняется отсутствием возможности разрешить проблемную ситуацию только лишь с использованием количественных методов анализа на базе точных недвусмысленных алгоритмов. Изучение создавшихся проблем в четком логическом порядке позволяет эффективно комбинировать формальные методы с эвристическими в ходе подготовки и принятия УР, обеспечивая ему максимально возможное качество [14, c. 152].


Основываясь на том, какие именно аспекты позиционируются наиболее важными в процессе ПУР, имеется возможность его разбить на ряд отдельных этапов на основании разного рода принципов (рис. 4).

Выявление и описание проблемной ситуации

Анализ проблем

Этап выработки предположений (гипотез)

Этап определения целей

Выбор допустимых альтернатив

Этап предварительного выбора лучшей альтернативы

Оценка альтернатив со стороны лица, принимающего решение

Экспериментальная проверка альтернатив

Выбор единственного решения

Рис. 4. Основные этапы процесса ПУР [4, c. 121]

Следует отметить, что в трудах различных отечественных и зарубежных исследователей количество этапов процесса управленческого решения является различным, варьируясь от трех до десяти.

После прохождения этапов принятия управленческого решения уже непосредственно начинается деятельность по реализации принятого решения.

В приведенной схеме этапов процесса принятия решения специально не выделены этапы построения моделей, выбора оценочных критериев, сбора информации. Все это осуществляется практически на всех рассмотренных этапах принятия решения. Например, модели и критерии необходимы практически для всех этапов выработки. Так, без использования соответствующих критериев не представляется возможным выделить ключевые проблемы, определить приоритетность отдельных целей, осуществить выбор допустимых, а затем и наилучших альтернатив [12, c. 192].

То же касается поиска и анализа информации. Эта работа осуществляется практически на всех этапах процесса принятия решений, а не только на начальном, как иногда предлагается. Чтобы руководитель знал, в какой информации он нуждается, он должен отчетливо представлять себе каждый тип решений, которые ему следует принимать, и у него должна быть адекватная модель каждого решения. Эти условия редко бывают выполнены. В науке известно, что чем меньше мы понимаем то или иное явление, тем нам больше требуется переменных, чтобы его объяснить. Потому руководитель, не понимающий полностью управляемого им явления, действует «наверняка» и хочет получить как можно больше информации. Системным аналитикам, которые, скорее всего, понимают решаемую проблему в целом хуже руководителя, даже самая полная информация кажется недостаточной. Чтобы избежать стремления собирать информацию вообще, лучше осуществлять это прицельно, привязывая сбор информации к отдельным этапам процесса принятия решения, к тем моделям, которые на них используются [13, c. 184].