Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ НАЛОГА В РЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ ЗАДАЧ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
Для обложения налогом кадастровая стоимость исчисляется по каждому земельному участку отдельно и вычисляется на начало каждого года. Когда земельный участок появился в течение года, то оценка и исчисление его цены проводится в момент внесения записи об объекте в ЕГРН Федеральной регистрационной службы. Физические лица самостоятельно не исчисляют налоговую базу земельного налога, а вносят платежи по налоговым уведомлениям, которые ИФНС высылает на адреса граждан. Предприятия определяют и рассчитывают налоговую базу самостоятельно. Организации обязаны перечислить налоговый платеж до 1 февраля, а граждане – до 1 декабря будущего года, т.е. за налоговый год уплата производится в наступающем году в начале и в конце предприятиями и гражданами соответственно.
Следующий вид местного налога – налог на имущество физических лиц. Отечественная политика в сфере налогообложения в настоящее время направлена на кардинальные изменения в сфере обложения имущественным налогом и приведение всех действующих платежей по имуществу – земельного, с физических лиц и предприятий, возможно, транспортного – к единому платежу с дифференцированными тарифами, соотносящимися со стоимостью объектов (налог на роскошь, который в настоящее время подвергается активному обсуждению). Для реализации такой цели на всей территории государство осуществляются работы по оценке недвижимости и переводе стоимости в кадастровую. Так, и для налога на имущество физических лиц, прежде рассчитываемого от инвентаризационной стоимости, осуществляются процедуры перевода оценки в кадастровую.
Еще один вид местного налога – это торговый сбор. По данному платежу не имеется статьи, которая была бы посвящена непосредственно налоговой базе. Этот платеж схож с ЕНВД и патентной системой. Базой можно считать физический показатель, который используется в исчислении налога – объект недвижимого или движимого имущества, или площадь данных объектов. На сегодняшний данный этот платеж имеется лишь в Москве – с июля 2015 года.
В таблице 1 рассмотрим основные показатели местных бюджетов в РФ на 01.01.2019.
Итак, доходы местных бюджетов за 2018 год исполнены в объеме 4 245,7 миллиардов руб. или с увеличением на 10,4 процентов к аналогичному периоду предыдущего года. В структуре собственных доходов муниципальных бюджетов собственные доходы бюджетов муниципальных районов занимают 33,9 процентов, бюджетов городских округов - 52,3 процентов, бюджетов городских поселений - 5,5 процентов, бюджетов сельских поселений - 7,3 процентов, бюджетов внутригородских районов - 0,1 процентов, бюджетов внутригородских муниципалитетов - 0,9 процентов.
Собственные доходы муниципальных бюджетов, используемые муниципалитетами для финансирования решения вопросов местного значения, в 2018 году увеличились на 11,2 процентов в сравнении с показателями предыдущего года и составили 2 783,2 миллиардов руб.
Таблица 1 - Основные показатели местных бюджетов в РФ на 01.01.2019, млрд. руб. [18]
Наименование показателя |
Исполнено за 2017 год |
Запланировано на 2018 год |
Исполнено за 2018 год |
Доходы, всего |
3 845,70 |
4 296,80 |
4 245,70 |
- собственные доходы |
2 504,80 |
2 891,50 |
2 791,20 |
из них налоговые и неналоговые доходы |
1 392,80 |
1 472,60 |
1 500,10 |
из них налоговые доходы |
1 122,90 |
1 167,00 |
1 231,40 |
- межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней (без субвенций) и другие безвозмездные поступления |
1 112,00 |
1 418,90 |
1 291,10 |
Субвенции |
1 340,90 |
1 405,30 |
1 454,50 |
Расходы |
3 882,20 |
4 443,90 |
4 226,90 |
Дефицит/профицит |
-36,5 |
-147,1 |
18,8 |
В объеме доходов муниципальных бюджетов, поступивших в 2018 году, налоговые бюджетные доходы составили 1 231,4 миллиардов руб. (29,0 процентов), неналоговые доходы составили 268,7 миллиардов руб. (6,3 процентов), безвозмездные поступления, в том числе, межбюджетные трансферты, составили 2 745,6 миллиардов руб. (64,7 процентов).
В 2018 году можно наблюдать существенный рост налоговых доходов (в сравнении с показателями предыдущего года) в виде налога на прибыль предприятий – 14,9 процентов, по налогу на имущество ФЛ – на 14,5 процентов, по ЕСН – на 14,8 процентов.
Увеличение поступлений от НДФЛ произошло на 11,4 процентов, они составили 780,9 миллиардов руб.или 63,5 процентов в объеме налоговых доходов муниципальных бюджетов, а это выше, чем аналогичный показатель за 2017 год (62,4%).
Объем межбюджетных трансфертов муниципалитетам (без учета субвенций и без учета прочих безвозмездных поступлений, в том числе, возвратов остатков) в 2018 году увеличился в сравнении с 2017 годом на 15,5 процентов (или на 172,5 миллиардов руб.) и составил 1 283,1 миллиардов руб.
В объеме межбюджетных трансфертов, поступивших в 2018 году в муниципальные бюджеты (без учета прочих безвозмездных поступлений, в том числе возвратов остатков) субсидии составили 688,6 миллиардов руб. (25,2 процентов), субвенции - 1 454,5 миллиардов руб. (53,1 процентов), дотации – 390,8 миллиардов руб. (14,3 процентов) и прочие межбюджетные трансферты 203,7 миллиардов руб.– (7,4 процентов).
На бюджеты городских округов (538,4 миллиардов руб. (43,5 процентов)) и бюджеты муниципальных районов (531,9 миллиардов руб. (41,5 процентов)) приходится наибольшая доля межбюджетных трансфертов, предоставленных муниципальным бюджетам.
В 2018 году бюджетам сельских и городских поселений были предоставлены межбюджетные трансферты в общем объеме 185,1 миллиардов руб. (14,4 процентов), бюджетам внутригородских муниципальных образований и бюджетам внутригородских районов – 7,7 миллиардов руб. (0,6 процентов) [18].
Таким образом, в формировании доходов местных бюджетов налоги имеют важную роль, в 2018г. они составили 29% доходов местных бюджетов.
Таким образом, доходы местного бюджета состоят из налоговых и неналоговых доходов, а также из безвозмездных поступлений, при этом налоги являются важной составляющей доходов местных бюджетов.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются: по характеру налогового изъятия, по уровням управления, по объектам налогообложения, по субъектам налогообложения, по целевому назначению налога, по признаку соотношения между ставкой налога и доходом.
Прямые налоги непосредственно устанавливаются на вид деятельности, доход, имущество. К прямым налогам в Российской Федерации могут относиться все подоходные налоги (налог на прибыль (доход) организаций, НДФЛ), имущественные налоги (налог на имущество ФЛ, налог на имущество предприятий), социальные отчисления во внебюджетные фонды, и некоторые другие налоги.
Классификация налогов представлена в табл.2.
Таблица 2
Классификация налогов
№ п/п |
Признак классификации |
Классификационные группы налогов |
1 |
Способ изъятия |
Прямые налоги, Косвенные налоги |
2 |
Характер ставок |
Пропорциональные налоги, прогрессивные налоги, дегрессивные налоги, |
3 |
Назначение |
Общие налоги, специальные налоги |
4 |
Принадлежность к уровню власти и управления |
Федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги |
5 |
Субъект уплаты |
Налоги, взимаемые с физических лиц, Налоги, взимаемые с юридических лиц |
В цену товара или в цену услуги включаются косвенные налоги в виде надбавки.
С имуществом или доходом налогоплательщика косвенные налоги непосредственно не связаны.
Косвенные налоги в российской практике: акцизы, НДС.
Пропорциональные налоги. Установление ставок этих налогов осуществляется в определенном фиксированном проценте (доле) к стоимости либо доходу имущества плательщика вне зависимости от их размера.
Прогрессивные налоги. Рост ставок этих налогов происходит с увеличением стоимости объекта налогообложения.
Регрессивные налоги. Отметим, что размер налогового изъятия обратно пропорционален стоимости объекта обложения. В зарубежной практике регрессивное обложение присуще обычно косвенным налогам.
Федеральные налоги. Это такие налоги и сборы, которые устанавливаются, изменяются и отменяются согласно Налоговому кодексу. Они обязательны к уплате на всей территории России. Статьей 13 Налогового кодекса определен перечень федеральных налогов.
Большая часть от собранных федеральных налогов и сборов поступает в бюджет Российской Федерации (федеральный бюджет), например, НДС полностью поступает в федеральный бюджет. В то же время высшим представительным органом государства может быть предусмотрен особый порядок распределения доходов, поступающих от федеральных налогов и сборов, между бюджетами разных уровней.
Региональные налоги- это такие налоги и сборы, которые устанавливаются согласно статье 14 Налогового кодекса, и которые вводятся в действие региональными законами. Они обязательны к уплате на территории соответствующих регионов.
При установлении регионального налога, представительными органами власти регионов определяются такие элементы налогообложения: налоговая ставка (в пределах, установленных Налоговым кодексом), налоговые льготы, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога, форма отчетности по нему.
Местные налоги - их устанавливают и вводят в действие на основе нормативных правовых актов местных представительных органов власти. Они обязательны к уплате на территории соответствующих муниципалитетов.
К местным налогам и сборам относятся:
- местные лицензионные сборы;
- земельный налог;
- налог на наследие или дарение;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.
Федеральные, региональные и местные налоги представлены на рис.4.
Федеральные
- Налог на доходы физических лиц
- Налог на прибыль организаций
- Налог на добавленную стоимость
- Акцизы
- Налог на добычу полезных ископаемых
- Водный налог
- госпошлина
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Региональные
- Налог на имущество организаций
- Налог на игорный бизнес
- Транспортный налог
Местные
- Земельный налог
- Налог на имущество физических лиц
- Торговый сбор
Рисунок 4 - Федеральные, региональные и местные налоги и сборы
Из рисунка 4 следует, что выделяют в РФ 9 федеральных налогов, 3 региональных и 3 местных налогов и сборов, также в России существует 5 специальных налоговых режимов.
В условиях рыночной экономики налоговая система представляет собой не только финансовый источник для осуществления государством своих функций, но и основа механизма государственного регулирования экономики. Эффективность функционирования всего хозяйственного комплекса страны во многом зависит от грамотного и обоснованного построения ее налоговой системы.
Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.
Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- акцизы;
- водный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- госпошлина;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Как уже отмечалось выше, в России также существуют специальные налоговые режимы: УСН, ЕНВД, ЕСХН и ПСН (патент).
Рассмотрим подробнее специальные налоговые режимы, действующие в России в связи с тем, что налоги при применении ЕНВД, ЕСН и ПСН зачисляются в местные бюджеты в соответствии с нормативами, определенными БК РФ, а налоги, уплачиваемые при применении УСН по БК РФ зачисляются 100% в бюджеты субъектов РФ, но по решению регионов часть налогов от применения УСН может зачисляться в местные бюджеты.
Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, начинающие свою профессиональную коммерческую деятельность, могут выбрать один из двух вариантов системы налогообложения: общую либо упрощенную.