Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ НАЛОГА В РЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ ЗАДАЧ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ст. 61.2 БК РФ регулирует налоговые доходы бюджетов городских округов.

В бюджеты городских округов осуществляется зачисление налоговых доходов от следующих местных налогов, которые устанавливают представительные органы городских округов согласно налоговому законодательству РФ:

  • земельный налог - по нормативу 100 %;
  • налог на имущество физических лиц - по нормативу 100 %.

В бюджеты городских округов осуществляется зачисление налоговых доходов от следующих федеральных налогов и сборов, в частности, от налогов, которые были предусмотрены СНР:

  • НДФЛ - по нормативу 15 %;
  • ЕНВД для отдельных видов деятельности - по нормативу 100%;
  • ЕСХН - по нормативу 100 %;
  • государственная пошлина–согласно п.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса;
  • налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, - по нормативу 100 % [1].

В бюджеты городских округов осуществляется зачисление налоговых доходов от следующих федеральных налогов и сборов, в частности, от налогов, которые были предусмотрены СНР, и (или) от региональных налогов по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов Российской Федерации для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов в соответствии с пунктом 1 статьи 58 БК РФ. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 58 БК РФ.

Таким образом, в местные бюджеты поступают налоговые доходы, как от федеральных, так от региональных, так и о местных налогах.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. На сегодняшний день нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики.


В то же время, отечественная налоговая система еще достаточно противоречива и страдает рядом принципиальных недостатков, которые препятствуют ее нормальному функционированию. Остановимся на некоторых проблемах налоговой системы страны.

Система создает два различных налоговых режима. Первый — финансовый прессинг — для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве кормильцев мира; второй — сравнительно льготный — для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики.

Необеспеченность региональных и местных бюджетов собственными стабильными и значительными источниками финансирования при значительной доли федеральных трансфертов, дотаций. Сложившаяся в России ситуация, при которой на долю собственных доходов муниципальных образований приходится около 20 %, а остальное — это средства вышестоящих бюджетов, свидетельствует о значительном отклонении от состояния, характеризующем бюджетную самостоятельность региональных и местных образований. Считается, что бюджетная самостоятельность имеет место при условии, когда соотношение собственных доходов и безвозмездных перечислений близко к пропорции 50:50.

Несовершенство налогового законодательства. Действительно, многие недостатки налоговой системы являются следствием несовершенного законодательства, противоречивости и запутанности нормативной базы, процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной и законодательной властей. Несовершенство правового механизма регулирования налоговых отношений в Российской Федерации обусловлено отсутствием целостного (системного) взгляда на многие проблемы функционирования системы налогообложения, ее правовую основу, а главное — отсутствием серьезных разработок налоговых проблем как в юридической, так и в экономической науках. Налоговое ведомство непрерывно латает дыры в юридических конструкциях налогов, вводит и меняет критерии добросовестности компаний — налогоплательщиков, выступает ответчиком по тысячам судебных исков — и все это с единственной целью: пополнить государственную казну. Однако собираемость налогов, несмотря на принимаемые меры, растет весьма скромными темпами. Неудачи нововведений объясняются, вероятно, тем, что Правительство — в лице налоговой службы — действует исходя из ведомственной экономической эффективности, не пытаясь найти эффективный баланс фискальной и стимулирующей функций налогов.


Недостаточное качество налогового администрирования. К сожалению, нет нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретно администрирование, а в существующих правовых нормах имеются значительные недостатки, пробелы, и разрабатывались они без единого концептуального подхода к содержанию. Невысокое качество проведения проверок, слабая доказательная база о взыскании налоговых санкций при рассмотрении дел в суде, широкое применение «фирм–однодневок», большое участие в обороте наличных денег и т. д. — все это указывает на неотлаженный механизм администрирования. Неразумное налоговое администрирование ведет к массовому уклонению от уплаты налогов, «бегству» капитала. Система налогового администрирования в России нуждается в совершенствовании. Одним из основных вопросов для обсуждения является упрощение требований к составлению подтверждающей документации.

Отсутствие целенаправленной налоговой политики, которая бы отвечала приоритетам экономического развития. Если задача — модернизация и диверсификация экономики, а принимаемые меры, в том числе в налоговой сфере, стимулируют только один сектор экономики, говорить об эффекте трудно. Кроме того, при снижении нагрузки на высокодоходные сектора возникает необходимость компенсировать снижающиеся бюджетные доходы другими мерами. В результате налоговая нагрузка на те сектора, которые действительно нужно стимулировать, не снижается либо, наоборот, повышается.

Одной их главных проблем налоговой системы РФ является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов, главной причиной чего является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации сегодня представляет большую опасность для бюджета страны и граждан и угрожает экономической безопасности государства. Общественная опасность данного преступления заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.


Налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины. Тезис, согласно которому соблюдение налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ее повышения.

Значительный теневой оборот. Россию захлестнула волна разоблачений, связанных с незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика — это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и «сокрытий», требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных деяний в налоговой сфере.

Система национальных счетов показывает свершение экономических сделок, отраженных в отчетной документации, но наряду с этим существует теневая деятельность − различные виды экономических потоков, не отраженных официальной статистикой.

Теневой оборот оказывает серьезное влияние на достоверность оценки налогового потенциала. Легализация «серого» оборота по мере совершенствования законодательства и оптимизации контроля за его соблюдением может существенно пополнить налогооблагаемую базу. Таким образом, отечественная налоговая система, действительно, имеет ряд серьезных недостатков. Среди них превалирование фискальной функции налогов; неравномерное распределение фактической нагрузки по различным видам экономической деятельности; необеспеченность региональных и местных бюджетов собственными источниками финансирования.

По-прежнему остро стоят проблемы уклонения от уплаты налогов, неплатежей налогов, слабой налоговой дисциплины и низкой налоговой культуры населения, проблема взаимной социальной ответственности и сотрудничества гражданина, бизнеса и государства.

Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики. То есть, трудность и, в то же время, важность решения проблемы, связанной с совершенствованием налоговой системы России, очевидна.

От решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге стабилизация экономики нашей страны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы было выявлено, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований Налоги выступают как основной источник формирования бюджетов всех уровней. Полученные средства необходимы для финансирования государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год. Из этих средств осуществляется социальная поддержка и защита граждан.

В ходе работы было выявлено, что 51% налоговых доходов федерального бюджета России приходится на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, 32% на НДС, 8 % на налог на прибыль организаций, 7% на акцизы и 2 % на прочие налоги и сборы. Таким образом, очень важна роль налогов в формировании федерального бюджета страны

Всего в нашей стране насчитывается 15 налогов: 9 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных налоговых режимов. В настоящее время в России существует всего 3 местных налога: земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор 01.07.2015 вступила в силу новая гл. 33 Налогового кодекса РФ, посвященная торговому сбору. Это местный платеж, установленный для таких городов федерального значения, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Пока в последних 2 городах специальный закон о торговом сборе не принят, что означает, что платить его не нужно. В других регионах России торговый сбор пока не введен. За 2016-2018гг. поступившая в бюджет сумма налогов по специальных налоговым режимам увеличилась на 34,79% или на 132351 млн. руб., что произошло за счет роста поступлений по налогу с связи с применением УСН на 47,07% или на 135123 млн. руб., а также поступлений ЕСХН на 19,15% или на 2191 млн. руб., увеличения поступлений суммы налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на 4909 млн. руб. или на 64,94%. За 2016-2018гг. сильно уменьшилась сумма поступлений по ЕНВД на 9868 млн. руб. или на 13,28%. 65 Основная часть налогов, взимаемых в связи с применением специальных налоговых режимов, в 2018г., приходится на налог в связи с применением УСН – 82,34% от всей суммы поступивших налогов, 12,57% приходится на ЕНВД, 2,66% - на ЕСХН, 2,43% - налог с связи с применением патентной системы налогообложения.