Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ НАЛОГА В РЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ ЗАДАЧ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Значение налогообложения невозможно недооценивать, так как это один из основных источников которые способствуют развитию и функционированию любого государства. Налоговая система играет первостепенную роль в функционировании национальной экономики. Она является главным звеном финансового механизма, с помощью которого государство осуществляет экономическое и социальное регулирование, именно поэтому необходимо знать налоговую систему при изучении основ экономики.
Актуальность темы данного исследования обуславливается необходимостью поиска новых направлений бюджетно-налоговых преобразований. Особую актуальность имеет проблема, связанная с обеспечением самостоятельности муниципальных бюджетов, так как объемом местных финансов не обеспечивается выполнение роли, которую органы местного самоуправления должны играть в жизни населения, исходя из возложенных на них Конституцией РФ обязанностей. На сегодняшний день можно наблюдать значительное несоответствие между вопросами, за которые отвечают местные органы власти и их финансовыми возможностями. Это связано с недостатками в регулировании налоговых источников доходов муниципальных бюджетов.
Проблема, связанная с поиском оптимального финансово-бюджетного взаимодействия, является актуальной не только для Российской Федерации, но и почти для всех федеративных государств. Причем универсальных решений мировой опыт не дает в каждой стране государственное устройство, методы межбюджетного взаимодействия, распределение бюджетных и налоговых полномочий имеют свои национальные особенности. В то же время, некоторые отдельные проблемы по выбранной тематике имеют решение в мировой практике. Таким образом, учет ее уроков и достижений необходим и целесообразен; обеспечивает возможность определения направлений, по которым следует двигаться, чтобы найти резервы пополнения местных бюджетов, и принять органами власти обоснованные финансовые решения в отношении регулирования доходов бюджета.
Итак, актуальностью разрабатываемой проблематики был предопределен выбор темы выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение роли местных налогов в формировании муниципальных бюджетов.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику и выявить роль налогообложения в решении государственных и местных задач;
- изучить классификацию налогов и проблемы её совершенствования;
Объектом исследования является формирование и регулирование налоговых источников муниципальных бюджетов в условиях развития местного самоуправления в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и регулирования налоговых источников доходной базы муниципальных бюджетов в Томской области.
Теоретической основой работы послужили труды следующих авторов: Викуленко А.Е., Гайсиной А. Ф., Додоновой Н.Е., Похилько Т.А., Шимширт Н.Д., Рябых И. А. и др.
Налоги очень важная и неотъемлемая часть государства и одна из основных составляющих бюджета любого государства. Налоги нам известны ещё с древности. Самым первым упоминанием о них можно считать жертвоприношение, потом, по мере развития.
В настоящее время нет ни одного государства, которое могло бы обойтись без системы налогообложения. Есть люди, которые уклоняются от их уплаты. Однако, есть государства в которых отсутствуют те или иные виды налогов. Например, в ряде стран Ближнего Востока нет налога на доход физических лиц, там бюджет пополняется за счет налога, взимаемого с нефтяных корпораций.
Некоторые люди считают налоги бесполезным и незаконным видом сборов. Это не только неформальные сторонники анархии, но и известные экономисты и мыслители. Среди них известный американский экономист Мюррей Ротбард, который писал, что налоги – это грабеж [43, c.46] Однако такие люди не учитывают изначальную функцию государства и не понимают настоящей сути налогов. Государство возникло в результате общей договоренности и налоги являются необходимым взносом граждан для содержания своей страны. В связи с нестабильной экономической ситуацией в настоящее время, непониманием граждан сути налогообложения, не особо развитым аппаратом налогообложения, налоги являются актуальной и «больной» темой для каждого гражданина [38, с.100].
В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2].
Налоги выступают как основной источник формирования бюджетов всех уровней. Полученные средства необходимы для финансирования государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год. Из этих средств осуществляется социальная поддержка и защита граждан.
Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 1):
- фискальную;
- регулирующую;
- социальную,
- контрольную.
функции налогов |
|||||||||||||
фискальная |
регулирующая |
социальная |
контрольная |
Рисунок 1 - Функции налогов
Фискальная функция обуславливается самой природой налогов. Фискальная функция присуща всем государствам во все периоды их существования и во все периоды их развития. При помощи реализации этой функции на практике осуществляется формирование государственных финансовых ресурсов и создание материальных условий для функционирования страны. Главная задача выполнения этой функции состоит в обеспечении устойчивой доходной базы всех бюджетов. Таким образом, фискальная функция - это более широкое понятие, в отличие от функции обеспечения участия граждан в создании фонда финансирования общенациональных потребностей.
Отметим, что регулирующая функция играет важную роль в современных условиях активного государственного воздействия на социальные и экономические процессы. Во временном аспекте такая функция связана с распределением налоговых платежей между отраслями и сферами экономики, физическими и юридическими лицами, государством и его территориальными образованиями. За счет данной функции возможно регулирование доходов разных групп населения. Реализация налогового регулирования осуществляется через систему налоговых сборов и платежей и через систему льгот [13, c.43].
Что касается цели применения налоговых льгот, то она состоит в сокращении объема налоговых обязательств плательщика. Налоговые льготы подразделяются на налоговый кредит, изъятия, скидки.
Налоговый кредит — это такая налоговая льгота, которая направляется на уменьшение окладной суммы либо налоговой ставки. Изъятия — это такая налоговая льгота, которая направлена на выведение отдельных объектов из-под налогообложения (к примеру, необлагаемый минимум). Скидки – это льготы, которые направлены на уменьшение налоговой базы. Стоит сказать, что скидки, в отношении налогов на доходы (прибыль) предприятий связаны именно с расходами налогоплательщика, то есть, у плательщика есть право на уменьшение подлежащей налогообложению прибыли на сумму осуществленных им расходов на такие цели, которые поощряются государством.
Социальная функция налогов находится в тесной связи с регулирующей и фискальной функцией за счет условий взимания поимущественного и подоходного налога. В большем размере налоги взимаются с обеспеченных групп граждан, причем необходимо, чтобы их существенная доля поступала в виде социальной помощи к малоимущим группам граждан [15, c.56].
Страховые платежи – это конкретные механизмы реализации социальной функции, они были предусмотрены частью второй Налогового кодекса; вместе с тем, применительно к НДФЛ были предусмотрены перечни доходов, которые не подлежат налогообложению; профессиональных налоговых вычетов; стандартных налоговых вычетов.
Контрольной функцией создаются предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций при образовании и распределении доходов различных субъектов экономики. За счет этой функции осуществляется оценка эффективности «налогового пресса» в целом и каждого отдельного налогового канала, осуществляется выявление необходимости вносить изменения в налоговую систему страны, а также в государственную налоговую политику. [23, c.45].
Налоговой системой РФ, в первую очередь, предполагается взаимодействие всех ее составляющих, а также комплексный подход к решению налоговых задач. Всеми составляющими элементами образуется налоговая структура РФ.
Сейчас необходимо более подробно рассмотреть каждый из элементов отечественной налоговой системы.
Элементы системы налогообложения представлены на рис.2.
Налоговое законодательство
Налоговая политика
Налогоплательщики
Государственные налоговые органы
Бюджетное законодательство (бюджеты территориальные и бюджеты внебюджетных фондов)
Рисунок 2 - Элементы системы налогообложения РФ [41, с.10]
Установленные в России налоги и сборы являются обязательными к уплате для таких категорий плательщиков, на которых в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ была возложена обязанность по их уплате.
В качестве субъектов налогообложения выступают налогоплательщики (физические и юридические лица), а также налоговые агенты, иными словами такие лица, которые, согласно Налоговому кодексу, уплачивают налоги и сборы. К примеру, налоговыми агентами являются организации и предприятия, рассчитывающие и перечисляющие НДФЛ с начисленных доходов своих наемных работников, а также подающие в налоговые органы соответствующую налоговую отчетность.
Заметим, что российская налоговая система характеризуется трехуровневой структурой, следовательно, налоговое законодательство тоже подразделяется на три уровня:
- федеральное законодательство Российской Федерации — самый высший уровень нормативно-правовой базы. Действует федеральное законодательство на всей территории Российской Федерации. Ему не должны противоречить подзаконные и иные нормативные и правовые акты. К этому уровню отнесены: Конституция РФ, обе части НК РФ, законы федерального уровня, согласованные с положениями Налогового кодекса, указы Президента России, постановления Правительства России;
- региональное законодательство в себя включает региональные законы в части налогообложения в конкретном субъекте Российской Федерации;
- местное законодательство включает в себя нормативно-правовые акты, которые принимают представительные органы местного самоуправления (советы депутатов, законодательные собрания) [17, c.85].
Вместе с тем, Минфин РФ и ФНС РФ на основании НК РФ осуществляют разработку приказов, разъяснений, пояснений, писем и других подобных документов. Они нужны для конкретизации статей и положений Налогового кодекса РФ и других законов федерального уровня в сфере налогообложения.
Система налоговых органов РФ включает в себя Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее территориальные органы (п. 4 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506).
Структура ФНС представлена следующими звеньями:
- руководство ФНС;
- структурные подразделения центрального аппарата ФНС;
- межрегиональные инспекции ФНС;
- управления ФНС по субъектам РФ.
Система органов налогового контроля на межрегиональном уровне включает в себя:
- межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам;
- межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам;
- межрегиональную инспекцию по централизованной обработке данных;
- межрегиональную инспекцию по ценообразованию для целей налогообложения;
- межрегиональную инспекцию по камеральному контролю.
Управления ФНС по субъектам РФ предполагают дальнейшее разветвление системы налоговых органов на инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня.
Налоговые органы РФ выполняют свои основные функции по контролю и надзору за (п. 1 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506):
- соблюдением законодательства о налогах и сборах;
- правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов и страховых взносов;
- правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет иных обязательных платежей;
- производством и оборотом табачной продукции;
- применением ККТ.