Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ НАЛОГА В РЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ ЗАДАЧ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
Упрощенная система налогообложения (УСН) – это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса.
Для применения УСН необходимо выполнение определенных условий, что представлено на рис.5.
Рисунок 5 - Условия применения УСН
Отдельные условия для организаций:
- доля участия в ней других организаций не может превышать 25%,
- запрет применения УСН для организаций, у которых есть филиалы
- организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы не превысили 112,5 млн. рублей (ст. 346.12 НК РФ).
В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения:
- организации от:
- налога на прибыль организаций, за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств;
- налога на имущество организаций, однако, с 1 января 2015 г. для организаций, применяющих УСН, устанавливается обязанность уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, п. 1 ст. 2, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ);
- налога на добавленную стоимость. ИП от:
- налога на доходы физических лиц в отношении доходов от предпринимательской деятельности;
- налога на имущество физических лиц, по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности. однако, с 1 января 2015 г. для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, установлена обязанность уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, которые включены в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ (п. 3 ст. 346.11 НК РФ, п. 23 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ)»;
- налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом).
В рамках УСН можно выбрать объект налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (иногда говорят «доходы минус расходы» ст. 346.14 НК РФ).
При объекте налогообложения «доходы» ставка составляет 6%. Налог уплачивается с суммы доходов. Законами субъектов РФ ставка может быть снижена до 1%. При расчёте платежа за 1 квартал берутся доходы за квартал, за полугодие – доходы за полугодие и т. д.
Если объектом налогообложения являются «доходы минус расходы», ставка составляет 15%. В этом случае для расчёта налога берётся доход, уменьшенный на величину расхода. При этом региональными законами могут устанавливаться дифференцированные ставки налога по УСН в пределах от 5 до 15 процентов. Пониженная ставка может распространяться на всех налогоплательщиков, либо устанавливаться для определённых категорий.
Законами субъектов Российской Федерации на два года может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению (п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Период действия этих налоговых каникул - по 2020 г.
В ходе исчисления и уплаты ЕНВД не имеет значения размер реально полученного дохода, налогоплательщик руководствуется размером вмененного ему дохода, установленного НК РФ.
ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 346.26 Налогового кодекса), то есть, в отношении:
- розничной торговли;
- общественного питания;
- бытовых, ветеринарных услуг;
- услуг по мойке, техническому обслуживанию и ремонту автомототранспорта;
- распространения и (или) размещения рекламы;
- услуг по перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом;
- услуг по временному размещению и временному проживанию;
- услуг по передаче земельных участков, торговых мест во временное пользование;
- услуг стоянок.
ЕНВД заменяет для юридических лиц уплату следующих налогов:
- налог на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом;
- налог на имущество организаций в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом;
- налог на добавленную стоимость в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
ЕНВД для индивидуальных предпринимателей заменяет уплату следующих налогов:
- налог на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом;
- налог на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом;
- налог на добавленную стоимость.
В отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Основные характеристики ЕНВД представлены на рис.6.
Налоговая база
Ставка
Уменьшение налога на страховые взносы
Уплата налога
Налоговая база — это величина вмененного дохода.
Налогоплательщики ЕНВД имеют право уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период, на суммы платежей (взносов) и пособий,
15 % от величины вмененного дохода
плачены в польз
р х
которые были
у у
аботников, заняты в тех сферах деятельности
налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог.
Срок уплаты ЕНВД до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (квартал).
Рисунок 6 - Основные характеристики ЕНВД
Система налогообложения для товаропроизводителей сферы сельского хозяйства (ЕСХН) является специальным налоговым режимом, он был разработан и введен в действие специально для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
К сельскохозяйственной продукции в целях налогообложения относят продукцию лесного и сельского хозяйства, растениеводства, животноводства, в частности, полученную вследствие выращивания и доращивания рыб, а также прочих водных биологических ресурсов.
Налогоплательщиками являются сельскохозяйственные товаропроизводители: предприятия и ИП, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства.
При применении патентной системы налогообложения непосредственно предусматривается освобождение от обязанности по уплате (пункт 10, пункт 11 статьи Налогового кодекса):
-
-
- НДФЛ в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения
- Налог на имущество физических лиц в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения
- НДС, кроме налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате:
-
в случае ввоза товаров на территорию России и прочие территории, которые находятся под ее юрисдикцией в случае осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых патентная система налогообложения не применяется в случае осуществления операций, облагаемых согласно статье174.1 Налогового кодекса РФ
Налоговая база при патентной системе - денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения, устанавливаемого на календарный год региональным законом.
Налоговая ставка при патенте - 6%.
Законами субъектов Российской Федерации на два года может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению (п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Период действия этих налоговых каникул - по 2020 г.
Главой 9 БК РФ регулируются доходы местных бюджетов.
В бюджеты городских поселений согласно статье 61 Бюджетного кодекса осуществляется зачисление налоговых доходов от следующих местных налогов, которые устанавливают представительные органы городских поселений согласно налоговому законодательству РФ:
- земельный налог - по нормативу 100 %;
- налог на имущество физических лиц - по нормативу 100 % [1].
В бюджеты городских поселений осуществляется зачисление налоговых доходов от следующих федеральных налогов и сборов, в частности, от налогов, предусмотренных СНР:
- НДФЛ - по нормативу 10 %; ЕСХН - по нормативу 50 %;
- государственная пошлина за выдачу местным органом власти разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, перевозящих опасные, тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы, за осуществление нотариальных действий представителями местных органов власти городского поселения, являющимися уполномоченными согласно законодательным актам РФ на осуществление нотариальных действий, - по нормативу 100 % [1].
В бюджеты городских поселений осуществляется зачисление налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, в частности, от налогов, которые были предусмотрены СНР, и (или) от региональных налогов по нормативам отчислений, предусмотренным региональными органами власти согласно статье 58 Бюджетного кодекса.
Согласно статье 62 Бюджетного кодекса в бюджеты муниципальных районов осуществляется зачисление налоговых доходов от следующих местных налогов, которые устанавливают представительные органы муниципальных районов согласно налоговому законодательству РФ:
- налог на имущество физических лиц, взимаемый на межселенных территориях, - по нормативу 100 %.
- земельный налог, взимаемый на межселенных территориях, - по нормативу 100 % [1].
В бюджеты муниципальных районов осуществляется зачисление налоговых доходов от следующих федеральных налогов и сборов, в частности, от налогов, которые были предусмотрены СНР:
- НДФЛ, взимаемый на территориях городских поселений, - по нормативу 5 %;
- налог на доходы физических лиц, взимаемый на межселенных территориях, - по нормативу 15 %;
- налог на доходы физических лиц, взимаемый на территориях сельских поселений, - по нормативу 13 %;
- ЕНВД для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 %;
- ЕСХН, взимаемый на территориях городских поселений, - по нормативу 50 %;
- ЕСХН, взимаемый на территориях сельских поселений, - по нормативу 70 %;
- ЕСХН, взимаемый на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;
- государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту гос. регистрации, по месту осуществления юридически значимых действий либо по месту выдачи документов) - по нормативу 100 %:
- по делам, рассматриваемым мировыми судьями, судами общей юрисдикции (кроме ВС РФ);
- за государственную регистрацию транспорта, за временную регистрацию прежде зарегистрированного транспорта по месту его пребывания, и т.д.;
- за выдачу разрешений по установке рекламной конструкции;
- за выдачу представителем местного органа власти специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, перевозящих опасные, тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы;
- государственная пошлина за осуществление нотариальных действий представителями местных органов власти, являющимися уполномоченными согласно законодательными актам РФ на осуществление нотариальных действий в таком населенном пункте, который располагается на межселенной территории, и в котором нет нотариуса;
- налог, взимаемый в силу применения патентной системы налогообложения, - по нормативу 100 % [1].
Налоговые доходы от НДФЛ, взимаемого на территориях сельских поселений, а также от страховых взносов, взимаемых на территориях сельских поселений, установленные п.2 статьи 62 БК РФ, подлежащие зачислению в муниципальные бюджет, могут передаваться региональными органами власти согласно региональному законодательству в бюджеты сельских поселений по единым для всех сельских поселений нормативам отчислений в размерах соответственно до 8 % и до 20 % в случае, если региональными законами и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплены другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, решаемых муниципальным районом на территориях сельских поселений.