Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ НАЛОГА В РЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ ЗАДАЧ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, ФНС выполняет также функции органа валютного контроля в пределах своей компетенции. [13]

Расширенный состав полномочий налоговых органов представлен в Разделе II Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506. Налоговая политика - совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, создающей условия для своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Налоговая политика не может оставаться неизменной, она должна постоянно изменяться и подстраиваться под экономические и политические реалии настоящего времени.

Налоговая политика является частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Основные направления налоговой политики России на 2018 и плановые 2019-2020 годы представлены в проекте приказа Минфина «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017. [12, с. 25].

В проекте этого документа декларируется:

– не допущение роста уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;

– завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

– сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет: полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС; интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;

– создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;

– постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;

– интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;

– запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;


– автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;

– предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);

– включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).

– расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;

– установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);

– уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;

– признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);

– пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);

– ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;

– уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;

– закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;

– предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;

– снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;

– уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;

– уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;


– предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;

– продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;

– изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;

– совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;

– сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;

– установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности [36].

Рассмотрим, какова роль налогов при формировании федерального бюджета России.

Доходы федерального бюджета России в 2018г. составили 19454,7 млрд. руб., из них на налоги приходится 11926,6 млрд. руб., т.е. 61,3% доходов федерального бюджета формируют налоговые доходы. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2018г. представлена на рисунке 3.

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

7%

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

51%

НДС 32%

налог на прибыль организаций

8%

прочие налоги и сборы

2%

Рисунок 3 – Структура налоговых доходов федерального бюджета России в 2018г., % [26]

Из рисунка 3 следует, что 51% налоговых доходов федерального бюджета России приходится на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, 32% на НДС, 8 % на налог на прибыль организаций, 7% на акцизы и 2 % на прочие налоги и сборы. Таким образом, очень важна роль налогов в формировании федерального бюджета страны.

Теперь рассмотрим, какую роль налоги играют при формировании местных бюджетов.

Местное самоуправление призвано решать вопросы местного значения. Сущность муниципальных финансов, как и государственных финансов, заключается в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов местного самоуправления, органов государственной власти для покрытия расходов, необходимых для выполнения местными органами и государством своих функций [15, с. 25].


Местное самоуправление является неотъемлемой частью демократии. Местное самоуправление исполняет само население через представительные органы, свободно избранные им [16, c.13].

Финансовая база органов местного самоуправления - это их бюджеты. За счет бюджетных и имущественных прав, предоставленных данным органам, они могут осуществлять составление, рассмотрение, утверждение и исполнение своих бюджетов, распоряжаться предприятиями, которые были переданы в их ведение, а также получать от них соответствующие доходы.

Муниципальные бюджеты являются важным каналом доведения до народа конечных результатов производства. Отметим, что через местные бюджеты происходит распределение общественных фондов потребления между определенными категориями населения. Из местных бюджетов осуществляется финансирование и развитие производственных отраслей, прежде всего, коммунального хозяйства, пищевой промышленности, и др. [29, c.182].

Формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления, является местный бюджет.

Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) местные бюджеты, в соответствии с видами муниципальных образований, подразделяются на местные бюджеты: муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, городских и сельских поселений, внутригородских районов. Стоит отметить, что все элементы данной подсистемы бюджетной системы РФ тесно взаимосвязаны между собой: к примеру, муниципальные районы объединяют в себе городские и сельские поселения [1].

Однако, взаимосвязь элементов системы местного самоуправления России может быть выражена не только в географическом понимании. Все элементы общественной жизни в муниципальных образованиях: городская среда и инфраструктура, предпринимательство, транспортная система, здравоохранение, образование, культура, спорт – все эти сферы общественной жизни напрямую связаны с муниципальными финансами, так как процессы жизнедеятельности общества в рамках этих сфер участвуют в формировании и расходовании местных бюджетов, межбюджетных отношениях и других аспектах муниципальных финансов [7].

В соответствии со ст. 20 БК РФ, едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются: налоговые доходы, неналоговые доходы, а также, безвозмездные поступления [1]. Также в приведенной статье Бюджетный кодекс закрепляет конкретные виды налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.


Создание условий для профицита бюджета должно стать одной из главных целей местного самоуправления и управления муниципальными финансами.

Задачами органов местного самоуправления в данном случае должны быть: обеспечение сбалансированности местных бюджетов, сокращение зависимости от финансовой помощи бюджетов высшего уровня, рациональное использование денежных средств, увеличение эффективности аппарата управления финансами [27, c.177].

В назначении местных бюджетов проявляется их экономическая сущность. Местные бюджеты выполняют следующие функции: формирование фондов денежных средств; распределение фондов денежных средств между отраслями национальной экономики; контроль ФХД учреждений, организаций и предприятий, подведомственных данным органам власти формирование доходов муниципальных бюджетов осуществляется за счет таких источников:

  1. местные налоги и сборы;
  2. отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов; от налогов, предусмотренных СНР;
  3. неналоговые доходы.
  4. безвозмездные поступления [15, c.82]

Местные налоги и сборы — это налоги и сборы, предусмотренные НК РФ.

Отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов в муниципальные бюджеты предусматриваются Бюджетным кодексом на предстоящий финансовый год по нормативам (в процентах).

В настоящее время к местным налогам отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц, торговый сбор.

Неналоговые доходы формируются:

  1. от использования (сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  2. от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;
  3. от доходов от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  4. в местный бюджет поступают и другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и пр.);
  5. неналоговые доходы местных бюджетов формируются также за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления [29, c.8].

Рассмотрим перечисленные местные налоги подробнее. Базой по земельному налогу является стоимость объекта налогообложения в денежном выражении, его стоимостная характеристика. В случае земельного налога база считается равной кадастровой стоимости земельного участка. Переход на кадастровую оценку недвижимости – земельного участка и домов – опосредован долгосрочной концепцией унификации имущественных платежей в единый налог. Удельный показатель взаимосвязан с некоторыми характеристиками земельного участка, среди которых обозначим: вид разрешенного использования земли и принадлежность к соответствующему административно-территориальному округу.