Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1. Анализ классических теорий мотивации
1.2 Внешняя и внутренняя мотивация
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМ МОТИВАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РИТЕЙЛА
2.1 Краткая характеристика и история компании
2.2 Материальные методы стимулирования персонала в компании H&M
2.3 Социальные методы стимулирования персонала в компании H&M
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ КОМПАНИИ H&M
М. Мароши в своей работе классифицирует стимулы не только на материальные и нематериальные, но и в зависимости от их отношения к самому действию или к поставленной цели. Стимулы первой группы могут подразумевать как материальные, так и нематериальные аспекты. Их используют после совершения конкретного действия в качестве поощрения достижения результата или поставленной цели. Стимулы второй группы, наоборот, применяются до совершения самого действия и направлены на создание условий, приводящих к желаемым действиям. Если кратко обобщить, то стимулы, относящиеся к первой группе, определяются после стимулируемого действия, а стимулы, входящие во вторую группу, вызывают само стимулирующее действие.
Д. С. Синкв своей работе различает экономические стимулы, которые, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные, и неденежные. Все вместе они подразделяются на групповые и индивидуальные. Более детально все методы стимулирования можно рассмотреть в Таблице 1.
Таблица 1
Методы стимулирования сотрудников по Д.С Синку
Виды методов |
Индивидуальные |
Групповые |
Экономические (прямые) |
Сдельная заработная плата; Премии за достижение результатов; Плата за отсутствие прогулов; Плата за обучение; |
Распределение прибыли между компанией и работниками; |
Экономические (косвенные) |
Льготное (бесплатное) питание; Доплата за стаж работы; Премии; |
Дополнительные выплаты; Групповые премии; |
Неденежные |
Заработанные отгулы; Гибкий график работы; Оценка результативности; Продвижение по службе; Обучение |
Охрана труда; Кружки качества; Информация от потребителей; Различные программы по повышению качества трудовой жизни и т.п. |
Отметим, что Синк выделил несколько положений:
- В любой организации существует определенная система стимулирования, которая оказывает определенное влияние на достижение необходимых результатов индивидуального или коллективного труда.
- Экономические стимулы не имеют абсолютной силы влияния на результативность труда сотрудников. Для достижения необходимого уровня результативности работников необходимо комбинировать различные методы стимулирования.
- Степень влияния одного и того же метода стимулирования может быть различной для разных работников или групп.
В настоящее время методы стимулирования, выделенные Синком, называют:
а) Материальными (выражающиеся в денежном или стоимостном виде);
б) социальными (предоставление определенного социального пакета сотруднику);
в) моральными (моральное признание результатов и достижений сотрудника);
г) организационными (выражающиеся в режиме труда и отдыха).
Последние два вида для удобство обычно называют в компаниях нематериальными, либо неденежными и объединяют в одну группу[9].
Важно заметить, что на сегодняшний день исследований, посвященных мотивационному отклику на различные вида стимулирования, крайне мало. Поэтому, в основном, на практике менеджеры могут оценивать ее разными способами: следить за показателями компании, личными KPIсотрудника, оцениватьего обратнуюсвязь и т.п.
После рассмотрения всех основных теорий мотивации и стимулирования, можно сделать вывод о том, что, в основном, они не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют, тем самым показывая многогранность и разнообразность процессов мотивации. Поэтому при решении проблемы стимулирования сотрудников необходимо прибегать к комплексному подходу, используя различные стимулы.
Основной целью создания и использования системы мотивации в компании является обеспечение получения заданных результатов через вовлечение и сохранение профессиональных и замотивированных сотрудников в организации. Система мотивации, которая образуется путем комплексного подхода к стимулированию, должна представлять интерес для всех групп работников в компании. Под этим подразумевается вознаграждение сотрудников в соответствии с их значимостью для компании, которую можно измерить через их нынешний и потенциальный вклад в достижения организации. Более того, управленцам необходимо осознавать, что у каждого сотрудника есть свои потребности, цели и интересы, поэтому эффективно компания будет функционировать только тогда, когда заложенные в мотивационную систему методы стимулирования будут совпадать с профессиональными, психологическими, социальными и культурными характеристиками и ожиданиями сотрудников[10].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМ МОТИВАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РИТЕЙЛА
2.1 Краткая характеристика и история компании
Для анализа нами была выбрана компания H&M (HennesandMauritz, со шведского – «Для нее и для него»), относящаяся к H&M Group–шведской компании, являющейся вторым по величине ритейл-брендом одежды в мире после испанской компании Inditex. Штаб-квартира компании находится в Стокгольме. В H&MGroup, помимо самогоH&M, входят такие компании, как COS, Monki, &OtherStories, CheapMonday, Weekday, Arket, H&MHome, Afound. Все компании отличаются по стилю и посылу бренда. В России на сегодняшнее время существуют только H&M, H&MHome, COS и Monki.
Начало компании было положено в 1947 году Эрлингом Престоном, когда тот открыл магазин женской одежды Hennes (что в переводе означает «для нее») в Вестеросе. (H&M.com, 2019) В 1968 году он покупает магазин для охотников и рыболовов MauritzWidforss, и, таким образом, в ассортимент добавляется мужская и детская одежда, а сам магазин получает название Hennes&Mauritz. Впоследствии в 1967 году открывается магазин в Лондоне, а в 2010 – в Нью-Йорке, что означало для компании выход за пределы Европы. На сегодняшний день компания присутствует в 71 стране и насчитывает 177 000 сотрудников в 4900 магазинах, ее выручка за 2018 год составляет 210,4 млн. шведских крон, а председателем совета директоров является внук Эрлинга Престона – Карл-Йохан Престон.
В настоящее время H&Mкрайне популярен благодаря своими ежегодным коллаборациям с такими известными дизайнерами и брендами, как Карл Лагерфельд, Balmain, Erdem, Moschinoи т.д. Также H&Mсчитается одним из самых экологичных современных брендов, так как он занимается переработкой одежды.
В России H&MGroup начал свое существование в 2009 году (открыт первый магазин в ТЦ Метрополис), на сегодняшний момент бренд находится под управлением SupportOffice (офис поддержки), который подчиняется главному офису в Швеции. Глава офиса поддержки в России– countrymanagerСаэд Эль-Ашкар. В России юридическое название организации звучит как «ООО Эйч энд Эм Хеннес энд Мауритц», однако мы для удобство обозначения далее в нашей работе будем называть российский филиал сокращенным популяризированным названием – H&M.
Кроме того, для удобства контроля за более чем 90 магазинами, вся страна разделена на 7 территориальных зон, в каждой из которых есть AreaOffice. Сотрудники представляют некоторые отделыSupportOffice’а для быстрой коммуникации с магазинами и удобным отслеживанием результатов. Важно заметить, что AreaManagerнапрямую подчиняетсяCountrymanager'у.Таким образом, AreaOfficeслужат связующим звеном между SupportOfficeи магазинами торговой сети.
В российских магазинах H&M представлены следующие ассортиментные концепты: LADIES, MEN, KIDS, DIVIDED, ACCESSORIES,UNDERWEAR, HOME, SPORT.
В рамках нашей работы мы будет рассматривать систему мотивации в координатах локального магазина, так как именно там необходима постоянное мотивирование линейного персонала.
2.2 Материальные методы стимулирования персонала в компании H&M
Рассмотрим основные материальные методы стимулирования сотрудников, на которых акцентирует внимание сама компания:
1. Ставка заработной платы
Компания полностью отказалась от концепции составления заработной платы в качестве фиксированной частис прибавкой процента от продаж.Каждый сотрудник в компании имеет определенную денежную ставку в час.Система достаточно проста: чем больше часов сотрудник работает, тем больше будет его заработная плата.Самая минимальная смена в день должна составлять 4 часа, максимальная – 8. За превышение максимальной по продолжительности смены сотруднику обязательно оплачивается переработанное им время. Доплачивается 20% от часовой ставки и за время пребывания на работе в ночное время (с 22:00 до 06:00). За работу в праздничные дни ставка сотрудника увеличивается в 2 раза. Всего для продавцов-консультантов существует три уровня ставки. Если сотрудник успешно выполняет все возложенные на него обязанности, укладывается в установленные стандарты компании, проявляет инициативу в процессе работы, то по истечении года пребывания на должности по решению менеджерского состава ему поднимают уровень ставки, соответственно, заработная плата увеличивается на определенную сумму. Такой вариант материального стимулированиядолжен вовлекать сотрудников в работу. Более того, такой же метод используется и для менеджерского состава магазина.
2. Белая заработная плата
В качестве еще одного метода стимулирования, касающегося материального аспекта, компания использует понятие «белой заработной платы». H&Mактивно пропагандирует среди сотрудников значимость такого вида зарплаты, который подразумевает полный объем и своевременность всех положенных сотруднику выплат. С помощью нее персонал также имеет возможность взять кредит, от суммы заработной платы H&M совершает все необходимые отчисления в пенсионный фонд и т.п. Все перечисления происходят на личную карту с целью избегания мошенничества. Официальная заработная плата также гарантирует работникам организации оплату больничных и отпускных. Стоит упомянуть, что первые 5 дней больничного компания оплачивает по полной ставке сотрудника.
Благодаря такому виду стимулирования, сотрудники могут быть спокойны и уверены в своей стабильности, что создает положительное настроение в коллективе каждого магазина сети.
3. Программа долгосрочного поощрения сотрудников (H&MIncentiveProgram, HIP).
Программа является глобальной системой поощрения, в которую сотрудники вступают, проработав 5 лет в компании. Суть ее заключается в том, что после 5 лет работы каждому сотруднику во всех странах мира начинает начисляться определенное количество HIPUnit, стоимость которых зависит от цен акций H&M. Цена одного HIPUnitна30 июня 2018 года составляла примерно 154 SEK. Устанавливается определенная дата, когда сотрудники могут обналичивать положенные им HIPUnits. На сегодняшний день персонал, задействованный в программе, сможет получить свои средства в 2021 году. При этом накопления сохраняются даже после того, как сотрудник покинет компанию. Каждый участник программы может отслеживать состояние своих HIPUnits в специальном приложении. Такая программа рассчитана на удержание высококвалифицированных и опытных сотрудников, которые представляют для компании особую ценность в силу глубоких знаний всех нюансов и особенностей их деятельности в компании.
4. Соревнования в магазинах
По случаю важных событий или праздников сотрудникам предлагается поучаствовать в различных соревнованиях. Например, в преддверии Нового года в компании проводился конкурс по продаже подарочных карт. Сотрудник, который предложил и продал покупателям наибольшее количество карт за определенных срок, награждался подарком стоимостью 10 000тыс рублей, который он выбирал себе сам. Такой метод стимулирования, во-первых, способствует увеличению ежедневной выручки магазина, а во-вторых, создает атмосферу геймификации, которая, хотя бы в краткосрочном периоде, может повышать интерес и вовлеченность сотрудников в работу. В новогоднем соревновании в магазине в ТЦ Авиапарк, по нашим наблюдениям,активно участвовали около 50% от общего числа продавцов (63 человека). Победитель продал подарочных карт на сумму 170 000 руб. за месячный период. А в целом, в период акции, карт было продано на сумму около 500 000 руб.
5. Скидка для персонала компании
Каждый сотрудник по истечению одного месяца работы получает корпоративную скидку 25% на всю продукцию H&Mи всех брендов, входящих в H&MGroupпо всему миру, а также в онлайн-магазине. Более того, сотрудник может оформить дополнительную скидочную карту для супруги(га) по истечении шести месяцев работы.