Файл: Проектирование организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1. Понятие и общие принципы принятия решений

1.2. Технологии и методы принятия решений

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КОМПАНЬОН»)

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2. Анализ методов экономического обоснования хозяйственно-управленческих решений

2.2. Мониторинг и контроль реализации решений

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ООО «КОМПАНЬОН»

3.1. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений на предприятии

3.2. Механизм планирования управленческих решений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, поставленные задачи решены, цель работы достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Эффективность функционирования современной организации в любой области деятельности от бизнеса до государственного учреждения в значительной степени определяется тем, насколько эффективно она управляется. Повысившийся уровень конкуренции в бизнесе и возросшая сложность задач государственного или муниципального управления в быстро изменяющемся, ставшем глобализованном мире предъявляют дополнительные требования к профессиональному уровню того, кто осуществляет управление компанией.

Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений, это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.

Они принимаются в организации и нацелены на проведение требуемых изменений внутри нее и отличаются как масштабом изменений, так и сферами приложения усилий по их реализации и барьерами.

В настоящее время находят широкое решения в нестандартных, сложных ситуациях, в условиях неполной информации и риска. Достижение лидирующих позиций в жесткой конкурентной борьбе или управление в условиях противодействия требуют подчас поиска и принятия уникальных, единственно возможных решений.

Современная практика подготовки и исполнения решений изобилует многочисленными погрешностями на всех уровнях управления экономикой. Причины такого положения разнообразны и складываются из множества простых и сложных ситуаций.

Определяющее место в составе причин неэффективных решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения. Происходит это отчасти из-за недостатка публикаций, в комплексе и детально освещающих все этапы и процедуры разработки решений - важнейшего творческого акта процесса управления.

Целью курсовой работы является изучение процессов принятия решений в организации

Для достижения поставленной цели были намечены следующие основные задачи:

    • исследование теоретических аспектов организации разработки и реализации управленческих решений;
    • проведение мониторинга и контроля реализации управленческих решений;
    • выявление индивидуальных психологических проблем принятия решений на предприятии;
    • разработка рекомендаций по совершенствованию организации разработки и реализации управленческих решений для ООО «Компаньон».

Объектом исследования выступает ООО «Компаньон».

Предметом исследования является процесс организации и реализации управленческих решений в ООО «Компаньон».

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили исследования зарубежных и отечественных авторов, таких как А. Г. Аганбекян, И. В. Афонин, К. В. Балдин, Ю. И. Башкатова, О. С. Виханский, С. Н. Воробьев, М. А. Зайцев, Б. Г. Литвак, относящихся к вопросу развития концепции менеджмента.

В работе применялись диалектический и системный подходы, методы дедукции, индукции, сравнения, структурно – логического моделирования. Информационную систему исследования составили законодательные и нормативные акты РФ, статистические данные организации, справочные материалы, периодическая печать, результаты анкетирования, интернет ресурсы.

Структура работы определена целью, задачами и включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1. Понятие и общие принципы принятия решений

Как было сказано выше, принятие решений затрагивает, практически, все области человеческой деятельности, и является неотъемлемой частью процесса управления.

Рассмотрим место управленческих решений в системе управления организацией (рис. 1).

Принятие решения

Уровень решения

Аналитическая основа принятия решения

Анализ и контроль

Уровень реализации решения

Управленческие импульсы

Уровень действий

Исполнение решения

Рисунок 1 - Стадии принятия решения в процессе управления

Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую (субъекта на объект управления), что в конечном счете ведет к достижению поставленных целей. Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которого предприятие как система функционировать не может. Данное обстоятельство подчеркивает определяющее место управленческого решения в процессе управления.[13, С.48]


Содержание понятия «решение» по своему интерпретируется в разных областях знаний. Так, в психологии исследуются принятие решений и решение проблем. При этом принятие решений рассматривается как этап важного акта, включающего такие психические компоненты, как цели, оценки, мотивы, установки.

Общая теория принятия решений, разработанная на основе математических методов и формальной логики, используется в экономике и имеет предпосылки для широкого распространения.

С позиции данной теории принятие решений - это выбор из множества наиболее предпочтительной альтернативы. Под решением же понимается:

    • элемент множества возможных альтернатив;
    • нормативный документ, регламентирующий деятельность системы управления;
    • устные или письменные распоряжения необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса;
    • регламентируемая последовательность действий для достижения поставленной цели.

Философская наука трактует решение как процесс и результат выбора цели и способа действий.

В экономической литературе понятие «решение» также неоднозначно и рассматривается как процесс, как акт выбора и как результат выбора. Решение как процесс предполагает временной интервал, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как результат выбора - это волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив, сопредельных целей и мотивов поведения лиц, принимающих решения. [12, С.311]

Качество принятого решения при управлении сложной социально-экономической системой в первую очередь зависит от достаточности и своевременности информации, необходимой для принятия решения, а также компетентности принимающего решение.

Для соответствия вышеназванным требованиям решения должны базироваться на принципах обоснованности, своевременности, полноты содержания, полномочности, гибкости и согласованности с ранее принятыми. Рассмотрим эти принципы подробно. [10, С.75]

1. Обоснованность. Управленческие решения должны приниматься, исходя из максимально полной и достоверной информации. При этом выработанная альтернатива решения должна охватывать весь спектр вопросов и всю полноту потребностей управляемой системы. Также по мере возможности органы управления должны предвидеть потребность в информации еще до возникновения проблемной ситуации. Для этого необходимо осознание особенностей, путей развития управляемой, управляющей систем и окружающей среды.


Важно также производить отбор имеющихся данных так, чтобы управляющие органов высшего уровня имели в своем распоряжении только те факты, которые им действительно нужны, и не были перегружены не относящимся к делу фактическим материалом. Всесторонняя обоснованность решений требует поиска новых форм и путей обработки статистической информации.

2.Своевременность. Принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности и задачи социально-экономической системы. Преждевременно принятое решение не будет иметь подготовленную почву для реализации и может породить негативные тенденции. Запоздалые решения приносят не меньше вреда. Они не способствуют решению уже «перезревших» задач и усугубляют и без того болезненные процессы.

3.Полнота содержания. В общей форме управленческое решение должно охватывать всю социально-экономическую систему:

    • цель (совокупность целей) функционирования и развития системы;
    • средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей;
    • основные пути и способы достижения целей;
    • сроки достижения целей;
    • порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями;
    • организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.

4.Полномочность. Субъект управления должен строго соблюдать те права и полномочия, которые ему регламентированы. Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, каждого звена и каждого уровня управления – проблема, связанная с возникновением новых задач управления и отставанием от них системы регламентации и регулирования.

5.Согласованность с ранее принятыми решениями. Необходимо соблюдение ранее принятых законов, постановлений, распоряжений, что обеспечит четкую причинно-следственную связь общественного развития. Если принятые ранее решения вступают в противоречие с существующими условиями развития системы, необходимо пересмотреть или отменить старые решения. Появление противоречащих друг другу решений –следствие плохого познания и понимания законов общественного развития и проявления низкого уровня управленческой культуры.

6.Гибкость. Без гибкости могут остаться неиспользованными многочисленные возможности. При идеальных условиях (наличие точных критериев, ясных целей и полной информации) потребность в менеджерах, принимающих решения, была бы невелика. Экспертная система смогла бы ответить на любой вопрос. К сожалению, мир не идеален и постоянно существует потребность в квалифицированных управляющих, определяющих оптимальные направления действий, системы. [10, С.76]


По своей природе все перечисленные принципы являются универсальными, и соблюдение их позволяет принимать качественные управленческие решения на всех стадиях развития социально-экономических систем, игнорирование (полное или частичное) может привести к ошибочным решениям и неудовлетворительным результатам. Только четкое соблюдение данных принципов способно обеспечить переход социально-экономической системы из текущего состояния в желаемое будущее по оптимальной траектории развития. [7, С.194]

В организации принимается большое количество самых разнообразных решений. Они разнятся по содержанию, срокам действия и разработке, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т. д. С помощью классификации можно выделить классы решений, требующих различного подхода к процессу и методам их принятия, не одинаковых по затратам времени и других ресурсов (таблица 1).

Таблица 1

Классификация решений, принимаемых в организации

Содержание

Критерии

Классы решений

Степень структурированности

Слабоструктурированные (непрограммируемые), структурированные (программируемые)

Способы принятия решений

Интуитивные, основанные на суждениях, рациональные

Экономические, социальные, организационные, технические, научные и т.д.

Количество целей

Одноцелевые, многоцелевые

Длительность действия

Стратегические, тактические, оперативные

Лицо, принимающее решение

Индивидуальное, групповое

Уровень принятия

Организация в целом, подразделения, функциональные службы, отдельные работники

Направление воздействия

Одноуровневые, многоуровневые

Различия, существующие в типах решений, и различия в трудности проблем, требующих решения, определяют уровень принятия решений.

М. Вудкок и Д. Френсис выделяют четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. [6, С.39]

Первый уровень - рутинный. Решения, принимаемые на этом уровне, представляют собой обычные рутинные решения. Как правило, у менеджера имеется определенная программа, как распознать ситуацию, какое решение принять. Функция его заключается в том, чтобы идентифицировать ситуацию, а после этого взять на себя ответственность за начало определенных действий. Руководитель должен верно трактовать имеющиеся указания на ту или иную ситуацию, действовать логично, принимать верные решения, проявлять решительность, обеспечивать эффективные действия в нужное время. Этот уровень не требует творческого подхода, так как все действия и процедуры заранее предписаны.