Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1. Понятие и общие принципы принятия решений
1.2. Технологии и методы принятия решений
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КОМПАНЬОН»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ методов экономического обоснования хозяйственно-управленческих решений
2.2. Мониторинг и контроль реализации решений
3.1. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений на предприятии
3.2. Механизм планирования управленческих решений
Таким образом, поставленные задачи решены, цель работы достигнута.
Преимущество группового принятия решения заключается: в лучшем понимании существа проблем и путей их решения; в более быстром и «гладком» воплощении принятых решений в практическую деятельность; в эффективном взаимодействии, в установлении атмосферы сотрудничества; в росте самосознания, самоутверждении членов коллектива; в возможности оптимально совместить цели индивидуума, группы и организации в целом.
Однако групповые решения применяются относительно редко, большинство решений руководитель принимает самостоятельно, так как существуют следующие отрицательные стороны такого вида решения проблем: коллективные решения открывают достаточно широкое поле для возникновения взаимного непонимания, дезинформации, групповых стереотипов, ложной групповой солидарности и другое.
Другое дело, что нельзя недооценивать значимость контроля за деятельностью подчиненных. Контроль, сопровождает все стадии процесса решения проблемы. Он закладывается еще на этапе принятия решения в виде основных критериев и показателей, которые позволят отслеживать процесс его реализации, проходит через этапы осознания исполнителями целей и содержания управленческих решений, постоянного мониторинга характера и результатов их действий, и так до подведения итогов исполнения решений и оценки, вновь возникшей управленческой ситуации. 50 % респондентов считают контроль фактором, оказывающим наиболее сильное влияние на эффективность реализации управленческих решений. Эффективность во многом детерминирована характеристиками используемой в ООО «Компаньон» системы контроля, которая служит источником максимально полной и достоверной информации о ходе реализации решений.
Таким образом, обобщая проведенный в данной главе анализ организации, разработки и реализации управленческих решений в ООО «Компаньон»можно сделать следующие выводы. Проблема принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения в деятельности компании. Основными решениями, принимаемыми в ООО «Компаньон», являются решения относительно использования финансовых, трудовых, производственных ресурсов. Основными лицами, принимающими решения являются генеральный директор и руководители подразделений. В процессе принятия управленческих решений на каждом этапе принимаются индивидуальные или коллегиальные решения и используются методы сбора и обработки информации, метод «мозгового штурма», построение сценариев, также часто используются классические формальные методы и неформальные методы финансового анализа.
Можно сформулировать следующие проблемы организации в системе принятия и контроля управленческих решений: отсутствует комплексная автоматизированная информационная система управления, большой объем поступающей информации, нехватка времени для разработки и реализации решений, недостаточный объем знаний, новизна возникающих проблем, используется контроль результата, но не процесса, контроль не охватывает все категории сотрудников.
3.2. Механизм планирования управленческих решений
Для решения вышеуказанных проблем, в первую очередь необходимо обратить внимание на совершенствование системы планирования управленческих решений, основной целью которой является создание взаимосвязи существующего состояния фирмы и тем положением, которого она хочет достичь в будущем.
Для ООО «Компаньон» цели планирования управленческих решений заключаются в повышении производительности и эффективности работы посредством: целевой ориентации и координации всех событий в организации; выявления рисков и снижение их уровня; разукрупнения и упрощения процессов принятия управленческих решений; повышения гибкости, приспособляемости организации к изменениям.
Представляется естественным в условиях существования данной организации классифицировать планирование с учетом реализуемой функции предпринимательства, этапов и фаз рыночного, жизненного цикла.
При этом необходимо четко разделять стратегические и тактическими управленческие решения (см. таблицу 6).
Таблица 6
Отличия тактических и стратегических решений
Область сравнения |
Тактические управленческие решения |
Стратегические управленческие решения |
1 |
2 |
3 |
1. Масштаб действия |
Влияют на один определенный участок деятельности организации. Являются однопрофильными. |
Влияют на все сферы деятельности организации или затрагивают несколько областей (производственная, |
финансовая, коммерческая и пр.) Являются многопрофильными. |
||
2.Продолжительность действия |
Краткосрочные, реже среднесрочные |
Действуют в течение продолжительного времени. |
3. Степень точности в достижении цели |
Направлены на достижение одной конкретной цели. Достаточно точные. |
Определяют решение нескольких целей, формируются с разной степенью точности. |
4. Объем информации |
Опираются на точную, достоверную информацию. |
Принимаются в условиях наличия ограниченной информации общего характера. |
5. Уровень принятия решения |
Принимаются в управленческих структурах организации |
Принимаются только высшим управленческим звеном |
6.Частота принятия решения |
Регулярно на различных уровнях управления |
Только при необходимости изменений перспективных направлений организации |
К числу тактических управленческих решений ООО «Компаньон» можно отнести: эффективное использование ресурсов и их рациональное распределение по структурным подразделениям и направлениям деятельности; обеспечение объемов продаж, максимизирующих прибыль в краткосрочном периоде; формирование ценовой политики; эффективное использование производственных мощностей; прекращение, продолжение, расширение или сокращение деятельности; максимизация прибыли / минимизация убытков в краткосрочном периоде; эффективное комбинирование производственных резервов; формирование ассортимента оказываемых услуг; определение рынков сбыта услуг.
В составе стратегических рассматриваются решения относительно: сокращение затрат под воздействием окружающей среды (клиенты, конкуренты, рыночная конъюнктура); выбора корпоративной стратегии; формирования собственной позиции в условиях конкуренции; оценки стратегических партнеров; анализа инвестиционной привлекательности альтернативных проектов; стратегического (долгосрочного) ценообразования; оценки структуры, прибыльности и рентабельности покупателей и рынков сбыта; оценки портфеля заказов и собственных конкурентных преимуществ; стратегического анализа широты ассортиментной программы, эффективности рекламы, качества, организационно-технологического уровня оказания услуг и его технологии.
В соответствии с определенным выше составом тактических и стратегических решений можно выделить следующие виды планирования, требующие совершенствования:
1. Планирование развития (стратегическое, бизнес планирование).
Разработка эффективной системы стратегического планирования в деятельности фирмы, которой в настоящий момент уделяется недостаточно внимания, и ее реализация создает следующие важные преимущества:
- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
- проясняет возникающие проблемы;
- подготавливает фирму к внезапным изменениям во внешней среде;
- стимулирует управляющих к реализации своих решений в дальнейшей работе,
- улучшает координацию действий в организации;
- создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
- улучшает контроль в организации;
- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
- способствует более рациональному распределению ресурсов;
- четко формализует обязанности и ответственность сотрудников компании.
Варианты стратегий, которые может использовать ООО «Компаньон», представлены в таблице 7.
Таблица 7
Варианты стратегий развития бизнеса
Группа стратегий |
Вид стратегии |
Характеристика |
1 |
2 |
3 |
Стратегии концентрированного роста |
Стратегия усиления позиций на рынке (горизонтальная интеграция) |
Установление контроля над конкурентами путем укрупнения бизнеса в ходе горизонтальной интеграции |
Стратегия развития рынка |
Поиск новых рынков сбыта уже производимых услуг |
|
Стратегия развития продукта |
Производство новых услуг и их реализация на уже освоенном рынке |
|
Стратегии интегрированного роста |
Стратегия обратной вертикальной интеграции |
Рост бизнеса за счет приобретения (усиления) контроля над поставщиками, создание дочерних структур, уменьшение зависимости от колебания цен |
Стратегия прямой вертикальной интеграции |
Рост бизнеса за счет приобретения (усиления) контроля над структурами, находящимися между предприятием и конечным потребителем (системами распределения и продажи) |
|
Стратегии диверсифицированного роста |
Стратегия центрированной диверсификации |
Поиск и использование заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов |
Стратегия горизонтальной диверсификации |
Поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, производство сопутствующих продуктов |
|
Стратегия конгломеративной диверсификации |
Рост бизнеса за счет производства новых видов услуг на базе новой технологии для продажи на новых рынках |
|
Стратегии сокращения |
Стратегия «сбора урожая» |
Отказ от долгосрочных планов в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе |
Стратегия ликвидации |
Продажа или закрытие предприятия |
|
Стратегия сокращения расходов |
Продажа или закрытие подразделения или направления деятельности с целью долгосрочного изменения границ ведения бизнеса |
Для ООО «Компаньон» в текущем положении можно рекомендовать стратегии концентрированного роста – усилений позиций на рынке и развитие рынка. Это может выражаться опережении конкурентов путем закрепления своих позиций и конкурентных преимуществ, повышения информированности целевой общественности, увеличения числа клиентов, расширения объема услуг, а также путем увеличение доли рынка и поиска новых рынков сбыта . Развитие в данном направлении позволит извлечь максимальную пользу из сложившейся ситуации.
2. Планирование производства и менеджмента. Для ООО «Компаньон» рекомендованы стратегии концентрированного роста – усилений позиций на рынке и развитие рынка при обязательном формировании системы сбалансированных показателей (таблица 8) и системы контроля за сбалансированными показателями.
Таблица 8
Элементы системы сбалансированных показателей для ООО «Компаньон»
Элемент ССП |
Стратегическая цель |
Ключевой показатель |
1 |
2 |
3 |
1. Финансы |
1. Прибыльность (рентабельность) бизнеса |
Валовая, операционная, чистая прибыль, рентабельность капитала, производства, продаж |
2. Рост экономической стоимости бизнеса |
Экономическая добавленная стоимость, среднегодовая стоимость основных производственных фондов, стоимость материально-производственных запасов |
|
3. Финансовая устойчивость и платежеспособность |
Коэффициенты ликвидности, платежеспособности, финансовой независимости и устойчивости |
|
4. Рост объема денежных потоков |
Дисконтированная норма поступления наличности |
|
2. Клиенты |
1. Удовлетворение потребностей клиентов |
Сроки выполнения заказов, оперативность постпродажного обслуживания |
2. Рост доли целевого сегмента рынка |
Структура продаж, рентабельность продаж, уровень конкурентоспособности основных видов услуг |
|
3. Привлечение новых клиентов |
Количество новых клиентов, объем дополнительных продаж |
|
4. Предвосхищение новых потребностей клиента |
Объем новых услуг, их доля в общем объеме продаж |
Продолжение таблицы 8
1 |
2 |
3 |
3. Обучение и развитие персонала |
1. Совершенствование информационных технологий |
Срок подготовки управленческой отчетности, качество отчетной информации, качество системы коммуникаций, уровень оперативности принятия управленческих решений |
2. Рост профессионализма, степени активности кадров |
Уровень образования и квалификации персонала, темп роста производительности труда, снижение потерь, количество рационализаторских предложений на одного сотрудника |
|
3. Закрепление кадров |
Среднесписочная численность персонала, средний возраст кадров, коэффициент текучести кадров |
|
4. Материальное стимулирование |
Доля стимулирующих выплат в фонде заработной платы, уровень удовлетворенности персонала работой |