Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.2 Структурные элементы организации заработной платы
1.3 Подходы к выбору форм и систем заработной платы, критериев их эффективности
1.4 Направления совершенствования организации заработной платы на российских предприятиях
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Характеристика предприятия, анализ и оценка основных экономических показателей его деятельности
2.2 Анализ политики предприятия в сфере заработной платы и ее организации
2.3 Анализ форм и систем заработной платы, действующих на предприятии, их эффективности
(1.5)
где ТРпт – темп роста производительности труда (в сопоставимых ценах), %;
– темп роста средней заработной платы (в сопоставимых ценах), %;
– фонд заработной платы на одного работника (Кр):
(1.6)
где – среднесписочная численность работников торгового предприятия;
– интегральный показатель эффективности использования заработной платы (Кинт.з.):
. (1.7)
Повышение эффективности использования заработной платы заключается в том, чтобы увеличение заработной платы сопровождалось опережающим улучшением таких экономических показателей как объем товарооборота и прибыль предприятия [10].
1.4 Направления совершенствования организации заработной платы на российских предприятиях
Переход к рыночной экономике избавляет от коренного порока административно-командной системы распределения, состоящего в разрыве функций производства и распределения (предприятия создают национальное богатство, государство его распределяет). Функции распределения передаются непосредственным производителем или частному владельцу предприятия. Только собственник отныне вправе самостоятельно распоряжаться средствами производства и результатами труда. В новых условиях децентрализованная форма распределительных отношений ориентируется на стоимостные показатели, конкуренцию на рынке и отражает финансово-рыночное положение предприятия.
В отношениях непосредственно оплаты труда стало играть главную роль возникновение организованных форм рынка труда. Величина заработной платы определяется на основе затрат на воспроизводство рабочей силы с учетом спроса на нее, стоимости и цены на рынке труда. Все вопросы оплаты труда теперь решаются на уровне предприятий. Государство устанавливает лишь минимальный уровень почасовой оплаты. С переходом к товарной форме рабочей силы восстанавливаются и значительно расширяются все функции оплаты труда. С переходом к рынку заработная плата становится главным элементом воспроизводства рабочей силы и для предпринимателя, нанимателя рабочей силы социальная функция рабочей силы начинает играть вполне равноправную роль наряду со стимулирующей.
Второй основной уровень реализации социальной функции заработной платы осуществляется непосредственно на предприятиях. Из системы государственного регулирования в переходный период осталась лишь одна составляющая - регулирование минимальной заработной платы. Но она определилась ниже прожиточного минимума, из-за инфляции и падения объемов производства. Таким образом, получается, что рабочая сила как специфический товар все более отдаляется от своей естественной оценки-стоимости. Низкая заработная плата - это деградация имеющейся системы образования, поскольку нет смысла столько времени и средств терять на то, чтобы получив высокую квалификацию, не находить ей применения или получать мизерную заработную плату наравне с работниками самого простого труда.
Таким образом, заработная плата возрождает свою утерянную социальную функцию. Вместе с тем, она становится лишь одним из элементов возмещения стоимости товара “рабочая сила”. Важную роль в общей сумме доходов в новых экономических условиях играют и резко возросшие многочисленные выплаты, доплаты предпринимателей работникам на социальные цели. Фонды социального развития играют все большую роль в улучшении материальных условий жизни работников в связи с необходимостью постоянного все более расширенного воспроизводства рабочей силы как фактора повышения производительности труда.
Главной является стимулирующая, а более точно, мотивационная функция как трудовых доходов работников. Именно эта часть механизма заработной платы и социальных стимулов играет главную роль в интенсивном использовании живого труда, направляет его на реализацию целей управления. Мотивационный механизм непосредственно заработной платы имеет определяющее значение и, в частности в реализации стратегии на перспективу. Однако это значение обусловлено не только рабочей долей заработной платы в общем, доходе работника.
Чтобы заработная плата соответствовала целям управленческой стратегии: развитию чувства общности у работников, воспитанию их в духе партнерства, рациональному сочетанию личных и общественных интересов, требуется изменение ее мотивационного механизма. Психологически, а затем и экономически заработная плата должна нацеливать работника на четкое понимание им взаимосвязи между требованиями к нему предприятия, фирмы и вкладом его в конечные результаты, и как следствие - размером заработной платы. К сожалению, в современной организации заработной платы преобладает экономическая ориентация.
В переходный период происходит отмирание стимулирующей функции оплаты труда. Если в плановой социалистической экономике заработная плата носила уравнительный характер и не выполняла своей стимулирующей функции, то в настоящее время оказалось, что связи между уровнем финансового положения предприятия и заработной платы этих предприятий не существует. Стимулирующая роль заработной плиты выше, когда тарифная часть играет главенствующую роль в оплате труда. В настоящее время роль тарифа снижается, все больше наблюдается использование повременной оплаты труда.
Таким образом, заработная плата как экономическая категория все менее выполняет свои основные функции воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда. Она фактически превратилась в вариант социального пособия, которое практически не связано с результатами труда. Это привело к тому, что организация производства лишилось одного из мощных рычагов повышения эффективности и полноправности выхода на мировой рынок. Чтобы заработная плата выполняла свою стимулирующую функцию, должна существовать прямая связь между ее уровнем и квалификацией работника, сложностью выполняемой работы, степенью ответственности.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Характеристика предприятия, анализ и оценка основных экономических показателей его деятельности
Исследуемым предприятием выступило ООО «Элита-98» (торговая сеть «Командор»).
Генеральный директор
Начальник торгового отдела
Главный бухгалтер
Экономист
Инженер
Начальник отдела кадров
Юрист
Заведующие магазинами
Рис. 2.1 Организационная структура сети «Командор»
Фактически данное исследование будет основано на примере супермаркета Командор ООО «Элита – 98», поэтому в дальнейшем все цифры и представленный анализ относятся исключительно к одному супермаркету, расположенному по ул. Тельмана, д. 43.
Организационная структура супермаркета «Командор» является линейной (рисунок 2.2), которая образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы.
Заведующий магазином
Администратор
Старший продавец
Продавцы-консультанты
Товаровед
Старший кассир
Кассиры
Грузчики
Фасовщики
Уборщики
Рис. 2.2 Организационная структура ООО «Элита-98»
Обобщенная характеристика предприятия представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Организационная характеристика предприятия на 31 декабря 2013 г.
Критерии |
Характеристика |
1 |
2 |
1. Наименование |
ООО «Элита-98» |
2.Форма собственности |
Частная |
3. Организационно-правовая форма |
ООО |
4.Тип предприятия |
Розничное торговое предприятие |
5. Месторасположение |
Г. Красноярск, Тельмана,43 |
6. Режим работы предприятия |
Круглосуточно |
7.Торговая площадь, кв.м. |
1645 |
8. Численность работающих, чел. |
122 |
9. Ассортиментный профиль |
Продовольственные и непродовольственные товары |
10. Основной контингент покупателей по уровню доходов |
Со среднем уровнем доходов |
11. Наличие других видов деятельности |
- |
12. Количество лет работы на рынке |
8 |
13. Стадия жизненного цикла организации |
Развития (3-10 лет) |
14. Рентабельность деятельности, % |
0,1 |
15.Тип структуры управления |
Линейно-функциональная |
На данный момент общая площадь супермаркета составляет 3533,9 м2, в том числе торговая – 1645 м2 и складская – 1303,7 м2. Режим работы супермаркета «Командор» круглосуточный без обеда и выходных.
Небольшая часть торговой площади супермаркета «Командор» сдаётся в аренду различным организациям, к ним относятся: видео – кассеты и фототовары. В магазине имеется световая, печатная и устная реклама. Кроме того, магазин оборудован местным радиовещанием.
Основные показатели деятельности супермаркета «Командор» представлены в таблице 2.2.
В отчетном году торговая площадь предприятия составила 1645 кв.м. и не изменилась по сравнению с прошлым годом, что привело к пропорциональному росту оборота розничной торговли на один квадратный метр торговой площади, который в отчетном году составил 134,01 тыс.руб./кв.м..
Численность работников предприятия в 2013 году составила 125 человек, что на 4 человека больше чем в 2012 году, увеличение численности было обусловлено ростом торгово-оперативного персонала в отчетном году на 2 человека при снижении численности вспомогательного персонала.
Производительность труда торгово-оперативного персонала в отчетном году составила 2449,44 тыс.руб., что на 7 % выше прошлого года, что говорит об эффективном использовании трудовых ресурсов предприятия, данное заключение вытекает и из эффективной политики в отношении оплаты труда персонала.
Таблица 2.2
Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Элита-98»
Показатели |
Ед. изм. |
2011 |
2012 |
2013 |
Абсолютное изменение |
Темп прироста, % |
||||||||
2012 – 2011 |
2013 – 2012 |
2012 / 2011 |
2013 / 2012 |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||||
Выручка |
тыс. руб. |
166071 |
201448 |
220450 |
35377 |
19002 |
21,30 |
9,43 |
||||||
Торговая площадь |
м2 |
1645 |
1645 |
1645 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
||||||
Оборот розничной торговли на 1 м2 торговой площади |
тыс. руб./ кв.м. |
101,00 |
122,50 |
134,01 |
21,50 |
11,51 |
21,29 |
9,40 |
||||||
Среднесписочная численность работников всего |
чел. |
119 |
121 |
125 |
2 |
4 |
1,68 |
3,31 |
||||||
в т.ч. работников ТОП |
чел. |
84 |
88 |
90 |
4 |
2 |
4,76 |
2,27 |
||||||
Производительность труда одного работника |
тыс. руб. / чел. |
1395,60 |
1664,90 |
1763,60 |
269,30 |
98,70 |
19,30 |
5,93 |
||||||
Производительность труда одного работника ТОП |
тыс. руб./чел. |
1977,00 |
2289,20 |
2449,44 |
312,20 |
160,24 |
15,79 |
7,00 |
||||||
Фонд заработной платы |
тыс.руб. |
12566 |
15101 |
17230 |
2535 |
2129 |
20,17 |
14,10 |
||||||
- уровень |
% |
7,57 |
7,50 |
7,82 |
-0,07 |
0,32 |
- |
- |
||||||
Среднемесячная заработная плата одного работника |
тыс.руб. |
8,8 |
10,4 |
11,49 |
1,60 |
1,09 |
18,18 |
10,45 |
||||||
Среднегодовая стоимость основных фондов |
тыс. руб. |
22102 |
37740 |
52734 |
15638 |
14994 |
70,75 |
39,73 |
||||||
Фондоотдача |
руб. / руб. |
7,51 |
5,34 |
4,18 |
-2,18 |
-1,16 |
-28,96 |
-21,68 |
||||||
Фондовооруженность |
тыс. руб. / чел. |
185,73 |
311,90 |
421,87 |
126,17 |
109,97 |
67,93 |
35,26 |
||||||
Среднегодовая стоимость оборотных средств |
тыс.руб. |
46545 |
60095 |
79120 |
13550 |
19025 |
29,11 |
31,66 |
||||||
Время обращения оборотных средств |
дни |
102,30 |
108,89 |
131,00 |
6,59 |
22,11 |
6,44 |
20,31 |
||||||
Скорость обращения оборотных средств |
обороты |
3,57 |
3,35 |
2,79 |
-0,22 |
-0,57 |
-6,05 |
-16,88 |
||||||
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг |
тыс.руб. |
114611 |
133411 |
145900 |
18800 |
12489 |
16,40 |
9,36 |
||||||
Валовая прибыль |
тыс.руб. |
51460 |
68037 |
74550 |
16577 |
6513 |
32,21 |
9,57 |
||||||
- уровень |
% |
30,99 |
33,77 |
33,82 |
2,79 |
0,04 |
- |
- |
||||||
Коммерческие расходы |
тыс.руб. |
38671 |
54051 |
55690 |
15380 |
1639 |
39,77 |
3,03 |
||||||
- уровень |
% |
23,29 |
26,83 |
25,26 |
3,55 |
-1,57 |
- |
- |
||||||
Прибыль (убыток) от продаж |
тыс. руб. |
12789 |
13986 |
18860 |
1197 |
4874 |
9,36 |
34,85 |
||||||
- уровень |
% |
7,70 |
6,94 |
8,56 |
-0,76 |
1,62 |
- |
- |
||||||
Прочие доходы |
тыс.руб. |
436 |
255 |
321 |
-181 |
66 |
-41,51 |
25,88 |
||||||
Прочие расходы |
тыс.руб. |
887 |
9852 |
7450 |
8965 |
-2402 |
1010,71 |
-24,38 |
||||||
Прибыль (убыток) до налогообложения |
тыс.руб. |
12338 |
4389 |
11731 |
-7949 |
7342 |
-64,43 |
167,28 |
||||||
- уровень |
% |
7,43 |
2,18 |
5,32 |
-5,25 |
3,14 |
- |
- |
||||||
Отложенные налоговые активы |
тыс.руб. |
24 |
499 |
520 |
475 |
21 |
1979,17 |
4,21 |
||||||
Отложенные налоговые обязательства |
тыс.руб. |
945 |
-945 |
0 |
-100,00 |
- |
||||||||
Текущий налог на прибыль |
тыс.руб. |
2082 |
3692 |
7450 |
1610 |
3758 |
77,33 |
101,79 |
||||||
Чистая прибыль (убыток) отчетного года |
тыс.руб. |
9287 |
198 |
3761 |
-9089 |
3563 |
-97,87 |
1799,49 |
||||||
Рентабельность конечной деятельности |
% |
5,59 |
0,10 |
1,71 |
-5,49 |
1,61 |
- |
- |
Так на предприятии в 2013 г. сформирован фонд оплаты труда в размере 17230 тыс. руб., что на 14,10 % превышает величину 2012 г., при этом увеличивается уровень фонда оплаты труда по отношению к обороту розничной торговли на 0,32 %, в конечном итоге произошел рост среднемесячной заработной платы на 1090 руб. или на 10,45 %. Таким образом, среднемесячная заработная плата одного работника в отчетном году составила 11,49 тыс.руб. Следовательно, при росте производительности труда на 5,93 % такой рост заработной платы работников не целесообразен.
Среднегодовая стоимость основных фондов в 2013 году составила 52734 тыс. руб., в динамике данный показатель увеличился на 39,73 %. Основные фонды в динамике стали эксплуатироваться менее эффективно. Так каждый вложенный рубль в 2013 году в основные фонды принес на 1,16 рублей дохода меньше, чем в 2012 году.
Отрицательным в работе предприятия также является то, что за три анализируемых года происходит ухудшение показателей эффективности использования оборотных средств, так как их время обращения замедлилось на 22,11 дня или на 20,31 %, что составляет в отчетном году 131 день, что вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств предприятия.
Валовая прибыль в отчетном году выросла на 9,57 % по сравнению с прошлым годом или на 6513 тыс. руб., уровень валовой прибыли увеличился на 0,04 % и составил 33,82 % в 2013 году, это обусловлено ростом уровня торговой надбавки.
Положительно оценивается развитие издержек обращения предприятия, за отчетный период их величина растет медленнее, чем оборот розничной торговли – на 3,03 %. Данная ситуация обусловила снижение уровня издержек обращения в 2013 году на 1,57 % до 25,26 % в общем обороте предприятия.
Таким образом, в результате данных изменений прибыль от продаж супермаркета «Командор» возросла в 2012 году на 9,36 % или на 1197 тыс. руб. и составила 13986 тыс. руб., при снижении рентабельности продаж на 0,76%. Рентабельность продаж супермаркет «Командор» в 2012 году составила 6,94%. В 2013 году прибыль от продаж увеличилась на 34,85 %, рентабельность продаж – на 1,62 %.
В 2012 году прочие расходы супермаркета «Командор» были сформированы в сумме 9852 тыс.руб., что на 8965 тыс.руб. больше чем в прошлом году, при этом наблюдается незначительная величина прочих доходов – 255 тыс.руб. в 2012 году, в условиях их снижения на 181 тыс.руб., что привело к сокращению прибыли до налогообложения на 64,43% и снижению рентабельности предприятия на 5,25%, которая за 2012 год составила всего 2,18%. В 2013 же году прочие расходы снизились на 24,38 %.
В 2012 году после уплаты налога в размере 3692 тыс. руб. предприятие получило чистой прибыли 198 тыс.руб., которая ниже чистой прибыли, полученной в 2011 году на 9089 тыс.руб. В 2013 году чистая прибыль составила 3761 тыс. Руб., что в разы больше уровня 2012 года. Это положительно сказывается на ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.