Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1.1 Сущность и функции государственного кредита
1.2. Участники кредитных отношений в государственном кредите и виды государственного кредита
1.3. Политика управления государственным кредитом
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
2.1 Анализ размещения государственного кредита и государственного долга в России в 2016-2019 гг
2.2. Динамика выплат по государственному долгу и кредиту
2.3. Проблемы использования государственного кредита в России
- отдельные межправительственные соглашения, текст которых размещен в справочноправовых системах и на официальных сайтах органов государственной власти;
- данные из отчетов об исполнении федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период (в части поступлений и выплат средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов по соответствующим КБК).
Таблица 1
Классификация государственных (муниципальных) кредитов
Поступающие в федеральный бюджет средств от государственных заимствований учитываются в источниках финансирования дефицита федерального бюджета путем увеличения объема этих источников с одновременным увеличением объема долга федерального правительства перед отечественными и зарубежными кредиторами, отражаемого в государственной долговой книге Российской Федерации (долговой книге внутреннего долга и долговой книге внешнего долга Российской Федерации).
В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
- разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года; иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета, указанные в п. 1 ст. 94 БК РФ.
Состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета формируется за счет:
— разницы между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
— разницы между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц; разницы между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
В качестве иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета выступают:
- объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
- разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
1.3. Политика управления государственным кредитом
Управление государственным кредитом - одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.
Управление государственным долгом осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. В качестве генерального агента (агента) Правительства РФ, осуществляющего обслуживание государственного долга, выступают Центральный банк РФ, кредитная организация или другая специализированная финансовая организация, с которыми Минфин России заключил соответствующие агентские соглашения.
В процессе обслуживания государственного долга производятся операции по выплате доходов по государственным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств федерального бюджета. Итак, государство, располагая собственными финансовыми ресурсами, образуемыми главным образом за счет налоговых, а также неналоговых поступлений, тем не менее (в силу своей природы) регулярно с целью покрытия бюджетного дефицита обращается к заимствованиям. Параллельно, при избыточности денежной массы подобным поведением может достигаться, с одной стороны, улучшение денежного обращения и снижение инфляции, с другой – долговой рост.
Предельный объем государственного долга Российской Федерации, как это сделано для государственного долга субъекта Российской Федерации и муниципального долга, БК РФ не устанавливает. Как следует из п. 4 ст. 98 БК РФ, в объем внутреннего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства, по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
4) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий, выраженных в валюте Российской Федерации;
5) объем иных долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации по правилам п. 5 ст. 98 БК РФ включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства, по которым выражены в иностранной валюте, в т.ч. по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте. Иными словами, плата за пользование заемными средствами, размер которой определяется условиями заимствований (срок и объем заимствований, стоимость займов и порядок их возврата), не включается в объем национального государственного долга.
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
2.1 Анализ размещения государственного кредита и государственного долга в России в 2016-2019 гг
В настоящее время правительство и общественность нашей страны все лучше осознают остроту проблемы государственного внутреннего долга и кредита России. Для понимания ситуации и выявления проблемы в Российской Федерации рассмотрим таблицу 2, где более наглядно представлены на период 2018-2020 гг. в таблице 2.
Таблица 2
Показатели объема государственного внутреннего долга по субъектам Российской Федерации на 2018-2020 гг[7]
Субъекты РФ |
Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации (тыс. руб.) |
||
2018 г |
2019г |
2020г |
|
Центральный федеральный округ |
484 651 281,5 |
493 607 409.2 |
486 399 843 |
Северо-Западный федеральный округ |
244 058 986,5 |
213 752 615.1 |
196 997 548 |
Южный федеральный округ |
281 011 615 |
253 903 425.2 |
200 752 353 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
83 184 385,2 |
74 290 862.7 |
68 826 598 |
Приволжский федеральный округ |
545 008 182,1 |
531 606 857.5 |
506 621 625 |
Уральский федеральный округ |
153 765 080,3 |
140 812 105.3 |
142 187 783 |
Сибирский федеральный округ |
364 701 203,6 |
292 489 083.1 |
276 277 194 |
Дальневосточный федеральный округ |
158 750 851,6 |
205 850 927.4 |
205 186 132 |
ИТОГО |
2 315 131 586,6 |
2 206 313 285.5 |
2 083 249 076 |
Проанализировав таблицу 2, видим, что сумма долга в Центральном федеральном округе на 2019 год, по сравнению с 2018 годом, в котором сумма составила 484 651 281,5 тыс. руб., выросла на 8 956 127,7 тыс. руб. ( на 2%) и составила 493 607 409,2 тыс. руб.
На 2020 год ситуация немного меняется и сумма уменьшилась на 7 207 566,2 тыс. руб. В процентах это рано 1,5% и сумма составила 486 399 843 тыс. руб. В Северо-Западном федеральном округе сумма долга на 2019 год уменьшилась, по сравнению с 2018 годом, на 30 306 371,4 тыс. руб. и составила 213 752 615,1 тыс. руб. Сумма на 2020 год также снижается на 16 755 067,1 тыс. руб. (7,8%) и равна 196 997 548 тыс. руб. В Южном федеральном округе также демонстрируется ситуация по снижению государственного долга.
В Приволжском федеральном округе сумма налога на 2019 год составила 531 606 857,5 тыс. руб. По сравнению с 2018 годом, сумма снизилась на 13 401 324.6 тыс. руб. В 2020 году сумма снизилась еще на 24 985 232,5 тыс. руб. и составила 506 621 625 тыс. руб. В Сибирском федеральном округе сумма налога снизилась 2019 году на 72 212 120,5 тыс. руб. и рана 292 489 083,1 тыс. руб. 2020 год также характерен снижением государственным долгом на 16 211 889,1 тыс. руб. и составит 276 277 194 тыс. руб. Уральский федеральный округ также характерен снижением суммы долга на исследуемый период с 2018-2020 гг.
Таким образом, делая вывод по ситуации с государственным внутренним долгом, видим, что ситуация в Российской Федерации налаживается. Меры по снижению государственного долга, которыми занимается Правительство РФ и как оказывается очень эффективно. Рассмотрим ситуации Росси с государственным долгом и проведем анализ в период с 2018-2020 года, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели внешнего долга на 2018-2020 гг
Совокупный внешний долг России |
2018 г |
2019 г |
2020 г |
млрд. долларов США |
529,084 |
453,749 |
481,473 |
млрд. рублей |
33 332,292 |
28 586,187 |
30 332,799 |
Проведя анализ таблицы 3, видим что сумма внешнего долга 2019 году в млрд. долларов США уменьшился на 75,335 млрд. долларов США и составила 453,749 млрд. долларов США.
В рублях это составляет 28 586,187 млрд. руб. В 2020 году сумма выросла на 27,724 млрд. долларов США и равна 481,473 млрд. долларов США, что составляет 30 332,799 млрд. рублей. Таким образом проанализировав ситуацию внутреннего и внешнего долга России мы видим, что ситуация с внутренним долгом намного лучше, нежели ситуация с внешним.
Как видно из таблицы 3, сумма внешнего государственного долга Российской Федерации на 2020 год выросла, однако если сравнение его с 2018 годом показывает, что ситуация России все же улучшается и Правительство Российской Федерации всеми способами пытается уменьшить данную сумму. Рассмотрим таблицу 4, где распишем категории внешнего государственного долга на сегодняшний день.
Таблица 4
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 2020 год
Категория долга |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) |
54 616,7 |
49 629,0 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба |
419,5 |
381,2 |
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами |
485,5 |
441,2 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
40 611,7 |
36 902,9 |
Задолженность по ОВГВЗ |
2,7 |
2,5 |
Прочая задолженность |
20,7 |
18,8 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
13 076,6 |
11 882,4 |