Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1.1 Сущность и функции государственного кредита
1.2. Участники кредитных отношений в государственном кредите и виды государственного кредита
1.3. Политика управления государственным кредитом
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
2.1 Анализ размещения государственного кредита и государственного долга в России в 2016-2019 гг
2.2. Динамика выплат по государственному долгу и кредиту
2.3. Проблемы использования государственного кредита в России
3. Расширить каналы коммуникаций с российскими и международными инвесторами;
4. Разработать нормативную и правовую базы для более доходного инвестирования части средств Фонда национального благосостояния. Огромное влияние проблемы долговой задолженности оказывают на социально – экономические процессы.
Они могут стать отрицательным фактором, который препятствует экономическому росту страны. При обслуживании государственного внешнего долга выявляется необходимость снижения расходов на развитие национального производства, социальную сферу, что в итоге негативно отражается на жизненном уровне населения.
В настоящее время можно назвать такие отрицательные характеристики государственных займов:
- возвратность и платность привлекаемых таким способом финансовых ресурсов – результатом становится то, что возвращать средства приходится в большем количестве, чем сам кредит;
- возникновение риска неустойчивости бюджетной системы в будущем;
- при слишком длительном финансировании бюджета с помощью кредитов возникает финансовая пирамида (текущие выплаты производятся за счет новых заимствований);
- большие объемы заимствований могут привести к быстрому расходованию финансовых резервов и несвоевременному реагированию на возникающие шоки;
- при осуществлении внешних заимствований положительная курсовая разница может увеличить сумму, необходимую к возврату, а также осложнить обслуживание долга;
- при неконтролируемом (существенном) увеличении госдолга ухудшаются ожидания экономических агентов касательно налогового бремени, что увеличивает потенциал теневого сектора, а это, в свою очередь, уменьшает величину налоговых доходов бюджета;
- ослабление позиций России на мировых рынках товаров и услуг и уменьшение доверия со стороны кредиторов.
Существование и возрастание государственного долга не ограничивается отрицательными последствиями. К ним можно отнести и положительное влияние заимствований России у зарубежных кредиторов, как:
- появление возможности фактического перенесения недостатка финансовых ресурсов в бюджетной системе на будущее;
- возникновение дополнительных финансовых ресурсов, необходимых бюджетной системе в данный момент времени;
- предоставление некоторого времени для осуществления бюджетных маневров с целью стабилизации ситуации в системе в текущем периоде и т.д[13].
Для борьбы с распространением коронавирусной инфекции с 28.03.2020 был введен режим самоизоляции, что привело к приостановке деятельности компаний в различных отраслях. Это сформировало риски снижения экономической активности, рост безработицы и сокращение доходов населения. С начала марта 2020 г. ситуация на финансовых рынках ухудшилась из-за роста числа заболевших коронавирусной инфекцией и снижения цен на нефть. Заметно снизился аппетит к рисковым активам со стороны инвесторов. Это привело к оттоку средств с развивающихся рынков, росту доходностей государственных облигаций в этих странах и ослаблению национальных валют.
Миниэкономразвития России опубликовало список отраслей, больше всего пострадавших от пандемии. В перечень вошли:
- воздушные перевозки и обслуживающая инфраструктура;
- досуговые, развлекательные, культурные сектора;
- физкультурно-оздоровительная деятельность;
- профессиональный спорт;
- туризм и сопутствующие ему сервисы;
- общественное питание;
- гостиничный бизнес;
- образование, в том числе дошкольное;
- бытовые услуги (парикмахерские, прачечные, химчистки);
- общественный транспорт и др.
Полную информацию опубликовали на сайте ведомства в середине марта 2020 года. Всего в списке оказалось 22 отрасли. Схематично комплекс мер выглядит следующим образом:
Рисунок 7 - Льготные ставки по страховым сборам
Снижение тарифов по взносам во внебюджетные фонды затронет только добросовестных работодателей. Предполагается, что мера не ограничится периодом пандемии, а будет действовать длительное время. Организации и предприниматели, выплачивающие сотрудникам зарплату выше МРОТ, смогут отчислять в ПФР и ФОМС РФ по 10% и 5% соответственно. При этом пониженные ставки разрешат применять только к суммам, выходящим за пределы минимальной оплаты труда.
Меры поддержки бизнеса в России из-за коронавируса предполагают временное снижение фискальной нагрузки. До 1 мая 2020 года ФНС РФ приостанавливает начисление штрафов и пени за несвоевременную оплату налогов. Воспользоваться преференцией вправе лица, отвечающие следующим критериям:
- Отнесение к малому и среднему бизнесу. Сведения о компании должны содержаться в государственном реестре.
- Включение в правительственный перечень. Претендовать на отсрочку вправе представители 22 отраслей. Ознакомиться с документом можно на официальном сайте Минэкономразвития РФ.
Кроме того, для этой категории плательщиков предусмотрели «каникулы» на 6 месяцев. Сроки сдвинули в отношении налогов на прибыль, ЕСХН и УСН за 2019 год. На аналогичный период перенесли дату оплаты авансовых взносов за март и первый квартал 2020. Исключения сделали только для НДС, НПД и НДФЛ, перечисляемого налоговыми агентами.
Отсрочка на 4 месяца предусмотрена для взносов по патентной системе обложения и авансов по УСН, ЕСХН и прибыли за 2 квартал. Получить дополнительное время смогут также предприниматели по НДФЛ за 2019 год. Для них сроки сдвинут на 3 месяца.
Рассчитаться с бюджетом по налогам на землю, транспорт и имущество организаций разрешат до 30.10.2020 и 31.12.2020 года. В виду имеются авансовые платежи за 1 и 2 кварталы соответственно.
Подавать заявления или иным образом подтверждать право на отсрочку не потребуется. Налоговая служба представит льготы, опираясь на оценку сведений о бизнесе. Компаниям, не попавшим в перечень отраслей Минэкономразвития РФ, предложат воспользоваться базовыми положениями ст. 64 НК РФ. Отсрочку оформят после предоставления обеспечения на основании заявления. Финансовые затруднения придется доказывать.
Помимо «налоговых каникул» надзорный орган предпринял еще ряд шагов. Все они направлены на снижение риска распространения covid-19.
В официальном обращении Президент РФ пообещал коммерсантам дополнительное финансирование. Глава страны говорил о краткосрочных займах работодателям, столкнувшимся с резким снижением выручки. Получить средства компании и предприниматели смогут на выплаты наемному персоналу. Договоры будут носить целевой характер. Отдельного закона или постановления по этому вопросу пока нет.
Юристы поясняют, что речь идет о дешевых коммерческих займах. Их выдают при поддержке государства по ставке до 8,5 % годовых. В кризисный период максимальные суммы таких кредитов увеличатся до 2 миллиардов рублей. Правовая же основа останется неизменной.
Кроме того, в стране продолжится практика грантов. Отечественные бизнесмены могут рассчитывать на различные субсидии при запуске новых перспективных проектов, а также помощь в модернизации производства.
На период борьбы с covid-19 правительство смягчило условия государственных закупок. Постановлением № 443от 03.04.2020 года членам конкурсной комиссии разрешили принимать решения дистанционно. Кроме того, на время повышенной готовности заказчики получили право приобретать товары у единственного поставщика (письмо Минфина РФ № 24-06-06/21324). Процедуру закупки максимально упростили.
По договорам аренды государственного, регионального или муниципального имущества бизнес получит отсрочку. Соответствующее распоряжение содержится в постановлении Правительства России № 439.
В период действия режима повышенной готовности налоговая служба не будет подавать иски о банкротстве должников. Мораторий введен на 6 месяцев. Однако применяется ограничение только к представителям отраслей, включенных в перечень Минэкономразвития РФ. Запрет распространяется и на остальных кредиторов (правительственное постановление № 428).
В завершение отметим указание о пролонгации разрешительных документов. В срочном порядке собирать справки коммерсантам не потребуется. Все допуски и лицензии автоматически продляются до конца 2020 года.
Отдельно вводится механизм Банка России по поддержке кредитования субъектов МСП на 500 млрд. рублей - 150 млрд. из них пойдет на поддержку «зарплатного» кредитования банками малого и среднего бизнеса (то есть на выплату зарплат). Предприниматель, желающий воспользоваться программой, должен обратиться в банк, зарплатным клиентом которого он является. При этом компания должна существовать уже не менее одного года. Кредит выдается до 1 октября 2020 года под ноль процентов из расчета численности сотрудников предприятия, умноженной на МРОТ и на шесть месяцев.
Оставшиеся 350 млрд. рублей пойдут по обычной программе поддержки кредитования МСП, только максимальный объем денег для каждого банка будут считать по-новому - как разницу между объемом рублевого кредитного портфеля банка субъектам МСП на первое число текущего месяца (за вычетом задолженности по предоставленным кредитам на обеспечение расчетов по заработной плате) и объемом этого портфеля на 1 апреля 2020 года, уменьшенного на пять процентов (ранее в качестве базы предполагался размер портфеля на 1 марта 2020 года). Кроме того, снижение рублевого кредитного портфеля субъектам МСП (включая задолженность по предоставленным кредитам на обеспечение расчетов по заработной плате) на первое число текущего месяца ниже 95% объема соответствующего портфеля на 1 апреля 2020 года теперь не будет основанием для требования досрочно погасить привлеченные банком средства.
Кредиты в рамках нового механизма поддержки кредитования субъектов МСП будут представляться кредитным организациям с высоким кредитным рейтингом без обеспечения, а кредитным организациям, не имеющим такого рейтинга
По оценкам автоматизированного сервиса интернет-бухгалтерии «Мое дело», работающего с малыми компаниями, за март 2020 года оборот предприятий серьезно упал. В среднем за это время на счета всех наших клиентов поступило на 31 процент меньше оплат, чем в прошлом году. Отдельно давят на доходы компаний каникулы из-за коронавируса с сохранением зарплат: по расчетам аналитиков FinExpertiza, выплата зарплат неработающим сотрудникам на недельных «каникулах» обойдется в 123,6 млрд. рублей, а если отдых затянется на месяц, то такие выплаты обойдутся предприятиям уже в полтриллиона рублей.
В 2020-2021 годах денежно-кредитная политика России, которую проводит Центральный банк РФ, возьмёт свой курс в первую очередь на поддержание достигнутой ценовой и финансовой стабильности в интересах повышения уровня жизни населения страны и обеспечения потребностей растущей национальной экономики.
Существенное влияние в прогнозе реализации денежно-кредитной политики до 2022 года уделяется процентному каналу трансмиссионного канала ДКП, что соответствует стратегии реализации денежно-кредитного регулирования по сдерживанию инфляции. Предсказуемая динамика процентных ставок способствует достижению макроэкономической стабильности и сохранению низких показателей инфляции.
Рисунок 8 - Прогноз инфляции в России до 2021 года
После перехода к инфляционному таргетированию Банку России удалось довольно быстро снизить инфляцию до целевого уровня. Это произошло уже в первой половине 2017 г., то есть менее чем через 2,5 года после смены режима ДКП. Таким образом, целевой уровень был достигнут существенно быстрее, чем в среднем в развивающихся странах, перешедших к таргетированию инфляции. Проведенный нами на основе данных МВФ анализ динамики инфляции в развивающихся странах с инфляционным таргетированием показал, что в среднем инфляция замедляется до целевых значений спустя более чем 4,5 года после перехода к инфляционному таргетированию .
Что касается инфляционных ожиданий в России, то они также устойчиво снижались до середины 2018 г., но спустя более чем 4 года после перехода к таргетированию инфляции по-прежнему не заякорены и превышают целевой ориентир Банка России по инфляции в 4% примерно на 5 п. п. Для сравнения: в 11 странах (Чили, Мексика, Перу, Турция, ЮАР, Гватемала, Сербия, Румыния, Чехия, Колумбия, Венгрия), для которых доступны достаточно длинные ряды статистических данных, по прошествии аналогичного периода времени с момента перехода к инфляционному таргетированию инфляционные ожидания превышали цель по инфляции в среднем на 1,7 п. п.
Таким образом, хотя цель по инфляции была достигнута Банком России быстрее многих развивающихся стран, борьба с повышенными инфляционными ожиданиями продвигается более сложно. Опыт тех же 11 стран показывает, что развивающимся странам в среднем удается закрепить инфляционные ожидания у целевого уровня спустя 7 лет после перехода к инфляционному таргетированию.
При этом отчетливо выделяются две группы стран: в одних (например, Чили, Мексике, Перу) данный процесс занимает не более 3 лет, в других на приведение инфляционных ожиданий к таргету уходит почти десятилетие. С учетом продолжительной истории высокой инфляции в России весьма ожидаемо, что здесь не удалось пройти данный путь по сценарию первой группы. Отклонение инфляционных ожиданий от целевого значения инфляции часто используется в исследованиях как мера доверия к политике центрального банка. С этой точки зрения Банку России уже в значительной мере удалось заручиться доверием экспертного аналитического сообщества и участников финансового рынка, но в меньшей степени – доверием предприятий и населения[14]