Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1.1 Сущность и функции государственного кредита
1.2. Участники кредитных отношений в государственном кредите и виды государственного кредита
1.3. Политика управления государственным кредитом
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
2.1 Анализ размещения государственного кредита и государственного долга в России в 2016-2019 гг
2.2. Динамика выплат по государственному долгу и кредиту
2.3. Проблемы использования государственного кредита в России
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что кредит как самостоятельная экономическая категория с истоков своего зарождения и по сей день занимает особое положение в экономике любой страны. Выполняя роль локомотива экономического роста благосостояния страны, кредит как самостоятельная категория обладает особыми экономическими характеристиками, выступая как приоритетным и наиболее доходным средством в деятельности коммерческих банков, так и одновременно действенным, востребованным и на сегодняшний день в максимальном своем проявлении доступным инструментом удовлетворения потребностей различных возрастных и социальных категорий населения страны. Получивший широкое развитие в своих формах и видах проявления в России кредит объективно носит актуальный и одновременно проблемный характер его дальнейшего развития.
Государственный кредит является рычагом укрепления финансового положения государства и должен способствовать достижению равновесия между доходами и расходами государственного бюджета, и выступать важным источником ускорения социально-экономического развития. Государственные облигации — это не только важный инструмент привлечения кредитных ресурсов для финансирования дефицита бюджета или рефинансирования государственного долга, но они также формируют эталонную кривую доходности для корпоративных долговых ценных бумаг.
Актуальность указанных проблем и недостаточный уровень изучения вопросов развития государственного кредитования в современных условиях обусловили выбор темы, определили объект и предмет исследования, его цель и основные задачи.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение сущности и функций государственного кредита и его перспективных направлений развития в экономике. Задачи написания курсовой работы:
- провести обзор сущности и функции государственного кредита,
- рассмотреть участников кредитных отношений,
- выявить состояние государственного кредитования,
- выявить проблемы и пути развития государственного кредитования в экономике России.
Объект исследования - государственный кредит как экономическая категория. Предмет исследования – механизм реализации государственного кредитования.
Большой вклад в исследование теоретических и практических аспектов потребительского кредитования сделан в трудах Е.Ф. Жукова, О.И. Лаврушина, Г.А. Тосуняна, Н.И. Валенцевой, Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой, Л.А. Бадалова, И.Г. Зайцевой, А.М. Тавасиева, Е.П. Жарковской, Г.С. Пановой и других.
Методологической основой исследования являются такие методы, как анализ и синтез, сравнение, логический подход к изучаемым проблемам.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. В первой части курсовой работы рассматривается сущность государственного кредита, его элементы, выделяются виды государственного кредитования. Во части работы проводится анализ современного состояния государственного кредитования, выделяются проблемы и перспективы ее развития. В заключительной части работы даются прогнозы развития государственного кредита в России.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1.1 Сущность и функции государственного кредита
Под словом кредит многие подразумевают определенный риск, если, конечно, не путают данный термин с беспроцентным дружеским займом. Отдавать обычно приходится больше, чем ты берешь, поэтому перед тем как пойти к кредитору, нужно хорошо все обдумать и просчитать. Игра далеко не всегда стоит свеч, по крайней мере, в суровой взрослой жизни.
Ростовщики существовали еще 3000 лет назад в таких державах как Вавилон, Ассирия и Египет. И если сейчас за несоблюдение договора по возврату кредита к человеку могут быть применены различные санкции от запрета выезжать за границу до ареста имущества, то раньше таких личностей могли лишить всех титулов и свободы, делая из них рабов на всю оставшуюся жизнь. В результате борьбы с таким негуманным подходом, влияние ростовщиков со временем существенно сократилось, и в 16 веке начали появляться первые коммерческие банки, которые узаконили все займы населения. Более того, теперь кредитные операции начали проводиться не только внутри страны, но и за ее пределами, Крупные державы оказывали солидную поддержку своим соседям в различных вопросах, тем самым улучшая взаимоотношения и снижая риск нападения в обозримом будущем.
О.И Лаврушин в учебнике «Банковское дело», со своей стороны, подчеркивает, что финансовая наука о деньгах и займе изучает не сами вещи, а отношения субъектов «объектов по причине этих вещей». Он доказывает разницу между «кредитом» и «ссудой» тем, что кредит является понятием более широким, что обусловливает наличие разных форм и видов организации самих кредитных отношений, как по причине формирования источников ресурсов банка, так и по причине их предстоящего расположения. Ссуда же является только одной из форм организации кредитных отношений. Потому мы согласимся с тем, что кредит как финансовую категорию следует, сначала, разглядывать как определенный вид публичных отношений.
Рисунок 1 – Экономическая сущность кредита
Отдельные авторы признают государственный кредит институциональной формой государственного долга, или формой займа, когда заемщиком выступает государство или органы местного самоуправления[1].
В широком смысле под государственным (муниципальным) кредитом следует понимать форму предоставления денежных средств на возвратной, возмездной и срочной основах юридическому лицу или домохозяйству, иностранному государству на основании соглашения или договора, заключенного от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета. В узком значении понятие государственного (муниципального) кредита будет проанализировано далее.
В финансово-правовой доктрине система урегулированных нормами финансового права отношений, в результате осуществления которых государство, используя вышеуказанные способы воздействия на временно свободные денежные фонды частных и публичных субъектов, добывает необходимые ему, главным образом для покрытия бюджетного дефицита средства, формируя публичный долг, получила название государственного кредита.
В частности, М.В. Карасева под государственным кредитом понимает самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств на условиях добровольности, возвратности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения[2].
Е.Ю. Грачева рассматривает государственный кредит в качестве самостоятельного института финансового права, совокупности финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государством и иным субъектам международного права.
Оперируя понятием «государственный кредит», авторы, с одной стороны, указывают на заемный характер операций по его формированию, а с другой стороны, анализируют три роли публично-правового образования в рамках таких отношений: заемщика, кредитора и гаранта. Несомненно, в первых двух из перечисленных случаев соблюдаются основные принципы кредитования: возвратность, платность и срочность. В отношении предоставления государственных (муниципальных) гарантий указанные принципы могут не соблюдаться вовсе. Более того, отношения по предоставлению и исполнению государственной (муниципальной) гарантии могут даже не относиться к категории кредитных или финансовых.
Анализируя государственный кредит как сложную экономическую категорию, следует обозначить, что он находится на стыке двух типов денежных отношений – «финансов» и «кредита», сочетая при этом их отличительные особенности.
Рассматривая государственный кредит с точки зрения финансов, можно отметить, что он занимает важное место в системе финансовых отношений, объединяя их механизмы, направления и аспекты. С другой стороны, государственный кредит, сохраняя при этом основные свои свойства, базируется на следующих принципах кредитования: срочность, платность, возвратность.[3]
С точки зрения вторичного распределения части стоимости ВВП, национального богатства и доходов от внешнеэкономической деятельности, государственные кредиты выполняют функцию, обратную функции государственного долга.
Специфика государственных (муниципальных) кредитов как экономических отношений наиболее ярко проявляется в их экономических ролях, детализирующих функцию:
- фискальная позволяет планировать и прогнозировать поступления источников финансирования дефицитов бюджетов (для российской практики), а также неналоговых доходов соответствующих бюджетов (в части процентов по кредитам) на протяжении действия соответствующего договора (соглашения);
- регулирующая позволяет воздействовать на деятельность налогоплательщиков внутри страны посредством их прямого кредитования, либо за счет реализации механизма государственных экспортных кредитов;
- политическая реализуется посредством предоставления государственных (муниципальных) кредитов иностранным государствам и иностранным юридическим лицам для реализации крупных инфраструктурных проектов на долгосрочной основе, а также при предоставлении кредитов, фактически являющихся финансовой помощью;
- контрольная позволяет осуществлять контроль за деятельностью получателей государственных (муниципальных) кредитов[4].
1.2. Участники кредитных отношений в государственном кредите и виды государственного кредита
На кредитном рынке возникают сложные взаимосвязи между кредиторами и заемщиками. Причем каждая категория субъектов рыночных отношений может выступать как в роли кредиторов, так и в роли заемщиков. Отношения, которые складываются между кредиторами и заемщиками, отражают их взаимодействие по поводу спроса и предложения кредитных продуктов (рис. 2).
Рисунок 2 - Участники кредитного рынка
Кредиторы предоставляют ссуду на временное использование за плату в виде ссудного процента, а заемщики используют ссуду на временной основы, выплачивая процент. В качестве кредиторов выступает государство, кредитные организации, физические лица и другие хозяйствующие субъекты.
По смыслу ст. 103 БК РФ под государственными (внутренними и внешними) заимствованиями Российской Федерации понимаются:
1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, по которым у последней возникают долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации либо в иностранной валюте;
2) кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым у Российской Федерации возникают долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации либо в иностранной валюте[5].
Получатели (заемщики) государственных кредитов Российской Федерации Статья 92.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень получателей государственных кредитов Российской Федерации:
- юридические лица — в случае реструктуризации обязательств (задолженности) по ранее полученным бюджетным кредитам;
- иностранные государства, иностранные юридические лица — по внешним долговым требованиям Российской Федерации[6].
Глава 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации ограничивает государственные кредиты только кредитами, предоставленными Российской Федерацией в пользу иностранных государств, иностранных юридических лиц (внешними долговыми требованиями Российской Федерации) — узким значением понятия «государственный кредит».
Статья 122 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает два типа государственных кредитов: государственный финансовый кредит и государственный экспортный кредит.
Следует отметить, что в ст. 125 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов» отсутствует положение, согласно которому указанная программа должна утверждаться в составе секретного приложения. Какая-либо иная информация о предоставлении государственных кредитов Российской Федерации не систематизируется и не предоставляется. Исключениями являются: