Файл: Мотивация персонала и проектирование систем стимулирования труда (педагоги).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У педагогов со стажем от 5 до 10 лет доминируют мотивационные факторы, это значит, что для них наиболее важными в процессе работы являются: ответственная работа, возможность самосовершенствоваться, возможность делать работу хорошо и преуспевать в этом, возможность продвижения по службе, признание проделанной работы, уважение к ним и др.

Больше всего мотивационные факторы доминируют у педагогов со стажем выше 10 лет.

Также мы выяснили, что ведущей потребностью для педагогов со стажем до 5 лет, является стремление к власти. Такие сотрудники проявляют агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, часто раздражительны и тревожны. Им нравится иметь влияние на других людей и использовать это преимущество в своих целях. Часто конфликтуют с людьми, которые совершают неприятные для них поступки, любят контролировать происходящее вокруг.

Для педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет тенденция к аффилиации является ведущей потребностью. Для таких педагогов характерным является:

- разговаривать со своими коллегами по работе на «нерабочие» темы;

- любят, когда окружающие хорошо к ним относятся;

- иметь хорошие отношения со своими коллегами;

- предпочитают работать в группе, нежели в одиночку.

А вот педагогам со стажем работы выше 10 лет характерно стремление к успеху. Они прилагают максимальные усилия для улучшения показателей собственной работы по сравнению с тем, что было ранее; склонны выполнять непростую работу; им необходимо знать о том, насколько им хорошо выполняется какое-либо задание в действительности; ими ставятся перед собой реальные задачи, выполняя их; получается удовлетворение от выполнения наиболее сложных заданий.

Таким образом, гипотеза о том, что мотивация профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы имеет особенности проявления, которые определяются степенью выраженности и доминированием отдельных показателей данной характеристики.

Список использованной литературы

  1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272с.
  2. Анисимов, О.С. Потребности и мотивы: сущность и типология [Текст] / О.С. Анисимов // Мир психологии. – 2008. – №1. – С. 229-236.
  3. Бодалев, А.А. Мотивация и личность [Текст]: сборник научных трудов / А.А Бодалев. – М.: АПН СССР, 1982. – 387с.
  4. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович, А.А. Благонадёжина. – М.: Педагогика, 1972. – 180с.
  5. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер, 2002. – 528с.
  6. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием [Текст] / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1991. – 144с.
  7. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас. – Москва: Смысл: Академия, 2009. – 109с.
  8. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании [Текст] / В.И. Герчиков. – М.: ИНТРА-М, 2008. – 280с.
  9. Гущина, И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда [Текст] / И. Гущина // Общество и экономика. – 2005. – №1. – С. 56- 63.
  10. Дмитренко, Г.А. Мотивация и оценка персонала [Текст] / Г.А. Дмитриенко, Е.А. Шарапатова, Т.М. Максименко. – МАУП, 2002. – 248с.
  11. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности [Текст] / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – 1984. – №4. – С. 126-130.
  12. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность [Текст] / Б.И. Додонов – М.: Политиздат, 1978. – 272с.
  13. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности [Текст] / А.П. Егоршин. – М., 2006. – 463с.
  14. Забродин Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности [Текст] / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский // Вопросы психологии. – 1989. - №6. – С. 100-108.
  15. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512с.
  16. Имедадзе, И.В. Потребность и мотив в поведении человека [Текст] / И.В. Имедадзе // Человек в системе наук / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. – 450с.
  17. Кардашов В. Мотивация персонала: теория и практика [Текст] / В. Кардашов // Человек и труд, 2002. - С.80-83.
  18. Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст] /А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева / Под редакцией А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 524с.
  19. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельность [Текст] / В.И. Ковалев. – М.: Наука, 1988. – 192с.
  20. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2006. – 193с.
  21. Лукина, В. Управление рабочей мотивацией [Текст] / В. Лукина // Менеджмент сегодня. – 2002. - №5. – С. 16-19.
  22. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы [Текст] / М.Ш. Магомед-Эминов. – Моска, 2008. – 208с.
  23. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Маклелланд. – СПб.: Питер, 2007. – 326с.
  24. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособ. / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 592с.
  25. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2011. – 165с.
  26. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека [Текст] / В.С. Мерлин. - Пермь, 1972. -76.
  27. Мишурова, И.В. Управление мотивацией персонала [Текст] : учебно-практическое пособие / И.В. Мишурова, П.В. Кутелев. – М.: ИКЦ «МарТ», – 2003. – 224с.
  28. Мотивация и стимулирование персонала / Под ред. С.А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, 2005. – 224с.
  29. Мясищев, В.И. О взаимосвязи общения, отношения и отражения, как проблеме общей и специальной психологии [Текст] / В.И. Мясищев // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми // Тезисы симпозиума. – Л., 1970. – С.114-115.
  30. Никирее, Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: [Текст] : учеб. Пособие / Е.М. Никиреев. – М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2004. – 192с.
  31. Петровский, А.В. Психология [Текст] : словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Политиздат, 2010. – 494с.
  32. Пилоян, Р.А. Мотивация деятельности [Текст] / Р.А. Пилоян. – М., 1984. – 643с.
  33. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К.К. Платонов. – М.: «Высшая школа», 2006. – 494с.
  34. Платонов, К.К. О системе психологии [Текст] / К.К. Платонов. – М.: Мысль, 1972. – 216с.
  35. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов / Отв. ред. А.Д. Глоточкин. – М.: Наука, 1986. – 254с.
  36. Психология [Текст] : полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 896с.
  37. Психология управления [Текст] : учебное пособие / И.П.Чередниченко, Н.В. Тельных. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 608с.
  38. Райгородский, Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых [Текст] / Д.Я. Райгородский. – БахраХ-М, 2010. – 790с.
  39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.
  40. Свенцицкий А.Л., Богданов В.А. Мотивация трудовой деятельности личности [Текст] / А.Л. Свенцицкий, В.А. Богданов / Промышленная социальная психология. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982. – 89с.
  41. Сосновский, Б.А. Мотив и смысл [Текст] / Б.А.Сосновский – М.: Прометей, 1993. – 199.
  42. Урбанович, А.А. Психология управления [Текст] : учебное пособие / А.А. Урбанович. – Мн.: Харвест, 2007. – 640с.
  43. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / X. Хекхаузен. – В 2-х т. – T.I. – М.: Мир, 2006. – 450с.
  44. Херцберг, Ф. Мотивация к работе [Текст] / Ф. Синдерман, Б. Герцберг. – Москва, 2007. – 260 с.
  45. Цветаев, В.М. Управление персоналом [Текст] / В.М. Цветаев. – СПб.: Питер, 2001. – 342с.
  46. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения [Текст] / В.Д. Шадриков. – М., Логос, 2003. – 136с.
  47. Шапиро, С.А. Мотивация [Текст] / С.А. Шапиро. – М.: Гросс-Медиа, Росбух, 2008. – 224с.
  48. Шахова, В.А. Мотивация трудовой деятельности [Текст] / В.А. Шахова, С.А. Шапиро. – М.: Альфа-Пресс, 2006. – 332с.
  49. Шупейко, И.Г. Основы психологии и педагогики [Текст] / И.Г. Шупейко, А.Ю. Борбот, Е.М. Доморацкая, Д.А. Пархоменко. – Минск: БГУИР, 2008. – 375с.
  50. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П.М. Якобсон. – М.: Политиздат, 1969. – 471с.

Приложение

Приложение 1

Тест «Что люди хотят получить от своей работы»

Тест основан на мотивационной теории Херцберга. Его можно использовать для определения того, какие факторы (гигиенические ил мотивационные) актуализированы у испытуемых. Зная это, можно эффективно воздействовать на их мотивацию.

Каждому участнику теста необходимо оценить по пяти бальной шкале степень важности для него каждого из 12 нижеуказанных факторов, влияющих на его отношение к работе. К «гигиеническим» факторам, выявленным Херцбергом и его коллегами, могут быть отнесены непосредственное руководство, межличностные отношения, физические условия труда, заработная плата и премии, политика компании, методы управления и безопасность условий труда.

Когда хотя бы один из этих факторов снизится до уровня, представляющегося работнику неприемлемым, можно ожидать того, что он начнёт испытывать неудовлетворённость своей работой. При этом Херцберг и его коллеги утверждают, что «обратное» не всегда верно. Если контекст работы будет охарактеризован как оптимальный, разочарования в работе не произойдёт, однако говорить о позитивном настрое также не придётся. Итак, несмотря на то, что для обеспечения удовлетворённости работника трудом необходимо наличие требуемых гигиенических факторов, они не могут являться гарантией его мотивации.

Очень важно Важно, но не очень Не важно

5 4 3 2 1

Крайними полюсами этой шкалы являются «очень важно» и «не важно», средней позицией - «важно, но не очень».

Опросник: «Как вы оцениваете влияние каждого из следующих факторов на ваше отношение к работе?

  1. Интересное содержание работы.
  2. Хороший начальник.
  3. Признание проделанной вами работы, уважение к вам.
  4. Возможность продвижения по службе.
  5. Удовлетворённость личной жизнью.
  6. Престижная работа.
  7. Ответственная работа.
  8. Хорошие условия для работы.
  9. Разумные правила и процедуры.
  10. Возможность самосовершенствования.
  11. Работа, которую вы можете хорошо делать и преуспевать в этом.
  12. Чувство безопасности, связанное с работой».

Подведение итогов: «По результатам теста заполните таблицу и выясните, какие факторы (гигиенические или мотивационные) преобладают у вас».

Гигиенические факторы

Мотивационные факторы

Номер фактора

Балл

Номер фактора

Балл

2

1

5

3

6

4

8

7

9

10

12

11

Итого:

Итого:


Приложение 2

Тест «Мотивация трудолюбия»

Стимулирование интереса к работе - весьма важный фактор усиления трудовой мотивации.

Исследуемым предлагалось выбрать из шести вариантов утверждений, три наиболее эффективных, которые способствуют повышению интереса к работе.

Утверждения:

А. Руководство должно подробно информировать коллектив о характере выполняемой им работе.

Б. Время от времени следует менять поручаемую сотрудникам работу, чтобы она не надоедала.

В. Если нужно заставить людей выполнять работу, следует объединить хорошо понимающих друг друга сотрудников в одну группу.

Г. Подробно, в деталях сотрудникам нужно объяснить характер работы, помочь им выполнять её без срывов.

Д. Работу, которую нужно выполнять, следует время от времени дополнять новыми задачами. Неплохо организовывать соревнование за лучший результат.

Е. Точно указать на недостатки положительные моменты выполняемой сотрудниками работы.

Приложение 3

Тест «Что вами движет?»

Тест помогает определить ведущие потребности личности.

Его методологической основой служит теория мотивации Д. Маккленда, а также ряд её более современных интерпретаций. Знание своих основных потребностей – исходный момент самомотивации, личностного менеджмента.

Кроме того, зная ведущие потребности сотрудников и используя соответствующие стимулы, руководитель может повысить трудовую мотивацию сотрудников.

У сотрудников определяем, какие из следующих потребностей являются ведущими.

Инструкция: «Вам предлагается 15 высказываний.

Выразите своё согласие («полностью согласен» - ПС) или несогласие («не согласен» - НС) с каждым из них путём выбора соответствующего количества баллов».

Высказывания

ПС/НС

1

Я прилагаю все усилия для того, чтобы улучшить показатели своей работы (учебы) по сравнению с тем, что было раньше

2

Я получаю удовольствие от того, что мне приходится соревноваться с кем-либо, особенно если я при этом выигрываю

3

Я часто замечаю, что разговариваю со своими коллегами по работе на нерабочие темы

4

Мне нравится выполнять непростую работу

5

Мне нравится брать на себя ответственность

6

Мне нравится, если окружающие хорошо ко мне относятся

7

Я хочу знать, насколько хорошо я выполнил то или иное задание в действительности

8

Я конфликтую с людьми, которые совершают неприятные для меня поступки

9

У меня хорошие отношения со своими коллегами по работе

10

Мне нравится ставить перед собой реальные задачи и выполнять их

11

Мне нравится иметь влияние на других людей и использовать это преимущество в своих целях

12

Мне нравится принадлежать к каким-либо группам или входить в состав тех или иных организаций

13

Я получаю удовлетворение от выполнения сложных заданий

14

Я часто работаю над тем, чтобы контролировать происходящее вокруг меня

15

Мне больше нравится работать в группе, нежели в одиночку