Файл: Мотивация персонала и проектирование систем стимулирования труда (педагоги).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- предоставление возможности к периодическому повышению собственной квалификации, к осуществлению направления на курсы по направленностям в педагогической деятельности, которые есть наиболее перспективными;

- привлечение педагогов к участию в возможной инноваторской деятельности;

- поощрение у работников инициатив, а также самостоятельности;

- включение работников в коллективную деятельность (например, в составе креативных проблемных групп, а также команд по разработке проектов);

- корректность в поведении со стороны руководителей того или иного образовательного учреждения с демонстрацией с их стороны поддержки;

- привлечение педагогов к коллективному анализу проблем организации.

Потребности и мотивы сотрудников: обеспечение собственного существования, желание быть социально защищённым в случае заболевания либо потери трудоспособности, наличие желания быть защищённым при возможных экономических спадах, наличие желания формального признания заслуг.

Экономически методы:

- премирование из внебюджетных фондов;

- присвоение надбавок;

- предоставление бесплатного оздоровительного отпуска;

- предоставление возможности коммерческой деятельности на территории ДОУ (репетиторство, платные кружки);

- содействие в участии сотрудников в грантовой деятельности по написанию проектов.

Потребности и мотивы сотрудников: мотивы признания, самоуважения – мотив получения уважения, признания заслуг – мотив достижения успеха – желание карьерного роста – потребность в признании уникальности, уникального вклада в труд – потребность в самостоятельном принятии решений, в доверии руководства и др.

Социально-психологические методы:

- обобщение опыта работы, сообщение о нем во всевозможных средствах массовой информации;

- содействие аттестации сотрудников на высшую квалификационную категорию;

- включение в резерв руководящих кадров;

- регулярная работа над повышением имиджа учреждения в глазах общественности;

- тренинговые мероприятия направленные на сплочение педагогического коллектива;

- систематическое проведение корпоративных встреч, совместное проведение досуга (вечера встреч, спортивные игры, выезды на природу и т.д.);

- перевод работников на самоконтроль с предоставлением большей самостоятельности в их действиях;

- предоставление дополнительных полномочий (совместная разработка над концепцией программы развития ДОУ, внесение предложений по вопросам финансовой политики учреждения, участие в утверждении критериев распределения стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников, совместное составление плана воспитательной работы учреждения);


- организация внутри учреждения конкурсов профессионального мастерства;

- направление на областные конкурсы профессионального мастерства;

- благодарственные письма, грамоты.

Таким образом, в ходе эмпирического исследования по изучению особенностей мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы нами было установлено, что ведущей потребностью для педагогов со стажем до 5 лет работы является стремление к власти. В данной выборке гигиенические факторы доминируют над мотивационными.

Для педагогов со стажем от 5 до 10 лет тенденция к аффилиации является ведущей потребностью. А среди факторов, доминирующую позицию занимают мотивационные.

Педагогам со стажем выше 10 лет характерно стремление к успеху. У них, также как и в выборке педагогов со стажем от 5 до 10 лет доминируют мотивационные факторы.

Таким образом, полученные данные указывают на определённую специфику в проявлении мотивации профессиональной деятельности педагогов с различным стажем работы.

По результатам данного исследования были составлены рекомендации, которые направлены на повышение мотивации педагогов с учётом стажа их профессиональной деятельности.

Глава 3. Эмпирическое исследование мотивации профессиональной деятельности педагогов с разным стажем работы

3.1. Организация и методы исследования

Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного дошкольного учреждения «Детский сад №10» г. Бийск.

В исследовании принимали участие 20 педагогов с разным стажем работы.

Выборка: 20 воспитателей, имеющие стаж работы до 5 лет, 5 - 10, от 10 и выше.

Цель исследования – изучение особенностей мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы.

Применяемые методики.

Тест «Что люди хотят получить от своей работы?» (по В.П. Пугачеву) (приложение 1). Тест основан на мотивационной теории Херцберга. Его используют для определения у испытуемых актуализированных факторов (гигиенических или мотивационных).


Тест «Мотивация трудолюбия» (по В.П. Пугачеву) (приложение 2). Испытуемым предлагалось выбрать из шести вариантов утверждений три, которые наиболее эффективно повышают интерес к выполняемой работе.

Тест «Что вами движет?» (по В.П. Пугачеву) (приложение 3). Тест помогает определить ведущие потребности личности. Его методологической основой служит теория мотивации Д. Мак Клелланда, а также ряд её более современных интерпретаций.

Испытуемым предлагается 15 высказываний, по каждому из которых путём выбора соответствующего количества баллов они должны выразить своё согласие или несогласие:

- «полностью согласен» – ПС,

-«не согласен» – НС.

Полученные результаты соотносятся с тремя ведущими потребностями:

  1. Достижение успеха в целом.
  2. Стремление к власти.
  3. Тенденция к групповому признанию.

На основе полученных данных результаты методик соотносятся и выстраиваются графики особенностей мотивационной сферы педагогов для каждой из выборок испытуемых, т.е. с разным стажем работы.

3.2. Описание результатов эмпирического исследования по изучению особенностей мотивации профессиональной деятельности педагогов с разным стажем работы

В рамках исследования каждому респонденту был выдан лист, содержащий три опросника, разъяснены цели исследования и методика проведения.

На первом этапе мы определили три группы испытуемых (рис.3,4), ими стали:

  1. Воспитатели, имеющие стаж работы до 5 лет (7 человек);
  2. Воспитатели со стажем от 5 до 10 лет (8 человек);
  3. Воспитатели со стажем свыше 10 лет (5 человек).

Рисунок 3. Диаграмма распределения педагогов дошкольного образования по стажу работы (№=20)

Рисунок 4. Диаграмма процентного соотношения распределения педагогов дошкольного образования по стажу работы (№=20)

На следующем этапе нами в каждой из трех групп испытуемых с помощью теста «Что люди хотят получить от своей работы?» были выявлены особенности проявления трудовой мотивации.


Данные представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Графическое изображение выраженности мотивационно-гигиенических факторов у педагогов с различным стажем работы (№=20)

По результатам методики выявлено следующее. У 7 (35%) респондентов со стажем до 5 лет гигиенические факторы доминируют над мотивационными.

Эти факторы, так или иначе, связаны с окружающей средой, которая есть основой для осуществления работы. Сюда можно отнести следующие факторы, как нормальные условия труда, достаточный уровень заработной платы, политика фирмы и администрации, межличностные отношения с начальником, коллегами и подчинёнными, степень непосредственного контроля за рабочим процессом, статус, удовлетворение личной жизнью, престижной работой, правила в пределах нормы, процедуры и безопасность, связанные с работой.

Так как у этих сотрудников факторы неудовлетворённости (гигиенические) превышают мотивационные факторы, следовательно, привлечь их к высокопроизводительному труду достаточно сложно.

У 8 (40%) педагогов со стажем от 5 до 10 лет, доминируют мотивационные факторы, это значит, что для них наиболее важными в процессе работы являются: ответственная работа, возможность самосовершенствоваться, возможность делать работу хорошо и преуспевать в этом, возможность продвижения по службе, признание проделанной работы, уважение к ним и др. (рис.6).

Рисунок 6. Графическое изображение выраженности мотивов трудолюбия у педагогов дошкольного образования с различным стажем работы (№=20)

Таблица 1

Результаты теста и показатели вариации (интервальный ряд) выраженности мотивов трудолюбия у педагогов дошкольного образования с различным стажем работы

Шкалы

до 5 лет

5-10 лет

Xi (5л.) - Xi(5-10л.)+1

f

от 10 лет

Xi(5-10л.) - Xi+1 (от 10 л.)

f

«А»

23

87

87-23

64

80

87-80

7

«Б»

57

62

62-57

5

40

62-40

22

«В»

23

50

50-23

27

40

50-40

10

«Г»

57

50

57-50

7

60

50-60

10

«Д»

71

37

71-37

34

80

37-80

43

«Е»

57

37

57-37

20

60

37-60

23

Ср.:48

53,83

Итого

154

Ср.:60

Итого

115


А вот у 5 (25%) респондентов со стажем свыше 10 лет существенно лидируют мотивационные факторы (факторы удовлетворённости)(рис.6).

В целом в коллективе преобладают факторы удовлетворённости (мотиваторы).

Однако доля факторов неудовлетворённости достаточно значительна, чтобы обратить на себя внимание руководства.

Далее для выявления особенности мотивации профессиональной деятельности педагогов с различным стажем работы, был проведён тест «Мотивация трудолюбия».

Результаты теста предоставлены в таблице 1 и выше на рисунке 6.

Таблица 2

Результаты теста «Мотивация трудолюбия» (N=20) и показатели вариации (интервальный ряд) выраженности мотивов трудолюбия у педагогов дошкольного образования с различным стажем работы

Вариант ответа

Стаж работы

До 5 лет

5-10 лет

Xi (5л.) - Xi(5-10л.)+1

f

От 10 лет

Xi(5-10л.) - Xi+1 (от 10 л.)

f

А

3

7

3-7

4

4

7-4

3

Б

4

5

4-5

1

2

5-2

3

В

3

4

3-4

1

2

4-2

2

Г

4

4

4-4

0

3

4--3

1

Д

5

3

5-3

2

4

4-4

0

Е

4

3

4-3

1

3

3-3

0

Анализ результатов теста показал, что педагоги со стажем до 5 лет, давали один правильный ответ, и чаще всего (71%) это был ответ «Д» – работу, которую нужно выполнять, следует время от времени дополнять новыми задачам и неплохо организовывать соревнование за лучший результат.

Среди неправильных ответов 57% респондентов отмечали ответ «Г» – подробно, в деталях сотрудникам нужно объяснить характер работы, помочь им выполнять ее без срывов.

Среди респондентов со стажем от 5 до 10 лет 71% педагогов дали 2 правильных ответа это:

«А» – руководство должно подробно информировать коллектив о характере выполняемой им работе;

«Е» – точно указать на недостатки положительные моменты выполняемой сотрудниками работы.

Среди неправильных 50% воспитателей посчитали правильным ответ «В» – если нужно заставить людей выполнять работу, следует объединить хорошо понимающих друг друга сотрудников в одну группу.