Файл: Мотивация персонала и проектирование систем стимулирования труда (педагоги).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако в психологии, кроме понятия мотива, существует еще и понятие «мотивация». Данный термин был введен А. Шопенгауэром и впервые был им употреблен в статье под названием «Четыре принципа достаточной причины».

Как утверждает Е.П. Ильин, именно после этого данный термин стал активно использоваться в психологии. Чаще всего он используется для характеристики и объяснения причин поведения человека и животного.

В трактовании данного термина также имеются различия. В частности, К.К. Платонов утверждает, что мотивация представляет собой некую совокупность факторов, которые направляют поведение. Кроме этого, исследователь отмечает, что мотивация может содержать в себе и совокупность разных мотивов, а также является средством побуждения организма к действию, то есть вызывает его энергию и направляет в конкретное русло.

М.Ш. Магомед-Эминов, в свою очередь, рассматривает мотивацию, как процесс, который направлен на регуляцию определенной деятельности. Кроме этого, он считает, что мотивация может стать процессов воздействия и на сам мотив, а также быть механизмом, который определит конкретное направление. При этом В.К. Вилюнас считает, что мотивация является методом движения к какой-либо форме деятельности. По его мнению, мотивация одновременно является и побуждением, и самой деятельностью одновременно.

Проанализировав разные точки зрения на определения термина «мотивация», мы пришли к выводу, что его можно очертить двумя направлениями. Первым направлением определяется мотивация, как некая структура, или свод разных мотивов.

Вторым направлением определяется мотивация, как то или иное динамическое образование, то есть процесс (эти данные подтверждаются исследованиями В.Д. Шадрикова).

Однако в любом случае, мнения всех исследователей сходятся на том, что мотивация является вторичным образованием по отношению к мотиву. То есть вначале возникает мотив, а затем уже и мотивация.

Стоит отметить, что мотивация скорее является средством реализации мотива. Данное утверждение можно пояснить следующим примером. Изначально возникает мотив, потом уже возникает определенная ситуация, позволяющая привести к реализации мотива. Именно это и есть мотивация, или процесс, который позволит регулировать деятельность, которая обусловлена мотивом.

В.А. Иванников считает, к примеру, что, процесс мотивации наступает с актуализации мотива. Эта трактовка мотивации обоснована следующим: понимание мотива воспринимается в качестве предмета удовлетворения каких - либо потребностей (что исследовалось и А.Н. Леонтьевым), т.е. мотив был дан людям как бы уже готовым, в связи с чем не надо производить его формирование, а необходимо производить элементарную актуализацию (необходимо вызывать в сознании людей их образ).


Стоит отметить, что по сей день остается неисследованными причины побудительности. То есть, что именно является тем самым толчком – мотив или ситуация. А также способы появления мотива, ведь он возникает раньше мотивации. Данные вопросы, пока не выяснены наукой.

Р.А. Пилоян считает, что мотив и мотивация являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. При этом мотив возникает на основе мотивации. Другими словами, ученый утверждает, что мотив является вторичным, что противоречит исследованиям других авторов. Однако в то же самое время он настаивает на том, что возможны ситуации, когда мотивы воздействуют на мотивацию. То есть автор рассматривает эти две психологические категории, как таковые, которые могут влиять друг на друга. И первичным может быть, как мотив, так и мотивация.

Отдельно стоит остановиться на том, что Р.А. Пилоян в своих исследованиях утверждает, что мотивы представляют собой действия, а мотивация – деятельность. Обоснований этим утверждениям мы не нашли (Р.А. Пилоян, 1984).

Ученый И.А. Джидарьян говорит о том, что мотив, это понятие, которое есть более узким по отношению к мотивации. Он объясняет это тем, что мотив содержит в себе основу, от которой и происходит сам процесс, или же мотивация поведения. Другими словами, мотив направляет и ориентирует все действия в данный конкретный временной промежуток. На основании этого, автор приходит к выводу бесполезности такого понятие как «мотивация».

Одновременно с этим исследователь В.Г. Леонтьев выделят два типа мотивации: первичный и вторичный. К первому он относит потребности, влечения, инстинкты и т.д., а ко второму сам мотив. То есть ученый также отождествляет понятия «мотив» и «мотивация».

В.Г. Леонтьев установил следующее: мотив как форма мотивации может возникнуть исключительно на уровне личности, при этом гарантируя личностное обоснование решения производить какие-либо действия в определённом направлении для достижения каких-либо целей, и с чем невозможно не согласиться. В большинстве случаев психологами (а биологами и физиологами – постоянно) под мотивацией понимают детерминацию поведения, в связи с чем, ими выделяется внешняя и внутренняя мотивация.

В классической зарубежной и отечественной литературе мотивация имеет разные определения (рис.1).

Рисунок 1. Определение мотивации в зарубежной и отечественной литературе

Таким образом, возможно, утверждать, что, не обращая внимания на разнообразие раскладов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных моментов, детерминирующих поведение и деятельность человека.


Под мотивацией в общепсихологическом контексте понимается достаточно сложное объединение, а также группа движущих сил поведения, которые открываются субъекту, например, в виде интересов, влечений, необходимостей, целей, идеалов, которыми непосредственно детерминируется человеческая деятельность.

Под мотивацией в широком смысле слова с данной точки зрения понимают стержень личности, к которому «тянутся» следующие ее качества: ценностные ориентации, направленность, установки, социальные ожидания, эмоции, притязания, волевые качества, а также иные социально-психологические характеристики.

Таким образом, «мотив» является понятием центральным в теориях мотивации наряду с тем, что его содержание разносторонне. Мотив в области психологии связывают как с функцией побуждения, так и с тенденцией деятельности, которая является смыслообразующей, регуляционной её составляющей, служа основанием для выбора средств, целей, способов действий, «энергизируя» поведение, по мнению И.В. Имедадзе выступая в качестве конечной цели поведения либо его предлога.

Из всего вышесказанного следует, что в психолого-педагогической литературе имеется немало исследований, посвящённых проблеме формирования мотивации.

Однако, проблема формирования мотивации педагогической деятельности до настоящего момента не нашла своего окончательного решения.

Существуют исследования, в которых затрагивается роль отдельных элементов психологической компетентности в формировании мотивации педагогической деятельности.

1.2 Характеристика мотивационных теорий

В рамках данной работы мы рассмотрим проблемы формирования трудовой мотивации, которой было посвящено множество научных и исследовательских работ. Что, в свою очередь, привело к появлению различных теорий и точек зрения на этот счет.

Трудовая мотивация одновременно подвижна и инерционна; соотношение инерции и движения в ней, будучи постоянным во времени, отличается в зависимости от рассматриваемой другой ячейки общества.

Совершая то или иное действие, люди используют разные ухищрения, каждый из которых может являться объектом детального изучения.

Благодаря пониманию мотивов, были выведены разные стимулы поощрения работников.

В конце XIX – начале XX века Фредерик Тейлор, известный своими исследованиями в области научной организации трудовой деятельности, первым разработал теорию мотивации. Согласно его теории, основной мотивацией труда является получение материальной выгоды. Эта теория известна как теория экономической мотивации.


Однако позднее психологом Элтоном Мэйо был предложен другой, совершенно противоположный подход к мотивационной составляющей труда. В теории Мэйо главным мотивом человека называются социальные потребности, такие как необходимость приобщения к определённой группе, ощущение своей значимости и т.д.

Наиболее неисчерпаемый вклад в изучение трудовой мотивации в середине прошлого столетия был внесён американскими учёными (А. Маслоу, Д.Аткинсон и др.), которые считали, что можно посмотреть на человеческие потребности, как на особую поощрительную основу в организации для работников. Именно потребности определяют, каким будет поведение сотрудника в работе.

Отдельного внимания заслуживает подход к трудовой мотивации, которая предложена известным американским психологом Дэвидом Маккеландом.

Он разработал теорию, согласно которой главными мотиваторами человеческого труда являются потребности в достижении успеха, в получении власти и в финансовом благополучии, а также в необходимости чувствовать принадлежность к социальной группе. Обычно человек руководствуется сразу несколькими потребностями, среди которых та или иная потребность является доминирующей. Поскольку доминирующие мотиваторы у людей отличаются в зависимости от индивидуальных особенностей личности, наличие разных потребностей формирует различные типы работников.

Особое внимание исследователь уделяет работникам, которые в трудовой деятельности руководствуются потребностью в достижении успеха. С точки зрения Дэвида Маккланда, эта мотивация свойственна людям, обладающим лидерскими качествами и являющимися потенциальными руководителями.

Но дальнейшие исследования не дали однозначного подтверждения данной теории. Было выявлено, что потребность в успехе свойственна предпринимателям. Люди, обладающие склонностью к предпринимательскому поведению, стремятся к повышению доходов, поскольку финансовое благополучие с их точки зрения является способом достижения успешного положения в обществе.

Во второй половине XX века набирают популярность процессуальные теории мотивации труда, созданные Г. Келли, В. Врумом и др. Основной из этих теорий является теория справедливости (поведение человека в коллективе зависит от того, насколько справедливым работник находит поощрение за свой труд в сравнении с поощрением аналогичного труда других сотрудников); теория ожидания (выполняя то или иное действие, работник ожидает, что в дальнейшем оно поможет в достижении поставленной цели); теория Портера-Лоулера (работоспособность сотрудника зависит от комплекса факторов, которые включают внутренние и внешние вознаграждения). В процессуальных теориях выдвигается предположение, что побуждения человека к труду основываются не на самих потребностях, а на личном отношении индивида к имеющимся у него возможностям для удовлетворения тех или иных нужд.


Исследователи, занимавшиеся разработкой процессуальных теорий, учитывали поведенческие особенности личности, которые зависят от индивидуального восприятия действительности.

В 70-х годах прошлого века большое количество сторонников приобретает мотивационно-гигиеническая теория. Её создатель – психолог Фредерик Герцберг, который выделяет две группы трудовых мотиваций – внешние (условия работы, финансовая составляющая и т.д.) и внутренние (само содержание работы). По мнению Герцберга, неблагоприятные трудовые условия способствуют развитию негативного отношения сотрудника к выполняемой работе. При этом положительная ситуация не является фактором, который приносит сотруднику удовлетворение от рабочего процесса. Более важное значение имеют внутренние мотиваторы: специфика труда, признание коллег, возможность самореализации, личностное развитие, пространство для реализации творческого потенциала. Потребность в творчестве автор называет главным мотиватором человека в трудовой деятельности.

Для достижения эффективности рабочего процесса в качестве основной мотивации к труду необходимо использовать желание личности проявлять свои творческие возможности. Таким образом, стимуляция труда должна происходить через сам рабочий процесс. Согласно Герцбергу, необходимо

вносить в организацию трудовой деятельности изменения, которые дадут сотрудникам пространство для творческой реализации и возможность для проявления инициативы. Также повышению работоспособности способствует внимание к заслугам и опыту работников.

Виктор Врум, создавший «теорию ожиданий», первым предложил использование мультипликативной модели. С точки знания исследователя, главным мотиватором индивида является выбор тех условий, в которых будет сведено до минимума неудовольствие, тогда как удовольствие будет представлено наиболее полно.

Следовательно, трудовая мотивация – это процесс, который определяет самый благоприятный для индивида выбор среди существующих вариантов.

Сила мотиватора зависит от суммы факторов, к которым относятся соотношение проделанного труда и полученного вознаграждения, вероятность получения успешного результата и желание человека получить вознаграждение. Лайман Портер и Эдвард Лоулер расширили модель Врума, дополнив её рекомендациями, данными на основании результатов проведённых исследований. Однако проведённые эксперименты не смогли однозначно подтвердить ни одну из существующих теорий трудовой мотивации.