Файл: Мотивация персонала и проектирование систем стимулирования труда (педагоги).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы мотивации профессиональной деятельности
1.1. Сущность понятий «мотив» и «мотивация»
1.2 Характеристика мотивационных теорий
2.1. Основные аспекты мотивации профессиональной деятельности педагогов
2.2. Рекомендации по повышению профессиональной мотивации
3.1. Организация и методы исследования
- предоставление возможности к периодическому повышению собственной квалификации, к осуществлению направления на курсы по направленностям в педагогической деятельности, которые есть наиболее перспективными;
- привлечение педагогов к участию в возможной инноваторской деятельности;
- поощрение у работников инициатив, а также самостоятельности;
- включение работников в коллективную деятельность (например, в составе креативных проблемных групп, а также команд по разработке проектов);
- корректность в поведении со стороны руководителей того или иного образовательного учреждения с демонстрацией с их стороны поддержки;
- привлечение педагогов к коллективному анализу проблем организации.
Потребности и мотивы сотрудников: обеспечение собственного существования, желание быть социально защищённым в случае заболевания либо потери трудоспособности, наличие желания быть защищённым при возможных экономических спадах, наличие желания формального признания заслуг.
Экономически методы:
- премирование из внебюджетных фондов;
- присвоение надбавок;
- предоставление бесплатного оздоровительного отпуска;
- предоставление возможности коммерческой деятельности на территории ДОУ (репетиторство, платные кружки);
- содействие в участии сотрудников в грантовой деятельности по написанию проектов.
Потребности и мотивы сотрудников: мотивы признания, самоуважения – мотив получения уважения, признания заслуг – мотив достижения успеха – желание карьерного роста – потребность в признании уникальности, уникального вклада в труд – потребность в самостоятельном принятии решений, в доверии руководства и др.
Социально-психологические методы:
- обобщение опыта работы, сообщение о нем во всевозможных средствах массовой информации;
- содействие аттестации сотрудников на высшую квалификационную категорию;
- включение в резерв руководящих кадров;
- регулярная работа над повышением имиджа учреждения в глазах общественности;
- тренинговые мероприятия направленные на сплочение педагогического коллектива;
- систематическое проведение корпоративных встреч, совместное проведение досуга (вечера встреч, спортивные игры, выезды на природу и т.д.);
- перевод работников на самоконтроль с предоставлением большей самостоятельности в их действиях;
- предоставление дополнительных полномочий (совместная разработка над концепцией программы развития ДОУ, внесение предложений по вопросам финансовой политики учреждения, участие в утверждении критериев распределения стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников, совместное составление плана воспитательной работы учреждения);
- организация внутри учреждения конкурсов профессионального мастерства;
- направление на областные конкурсы профессионального мастерства;
- благодарственные письма, грамоты.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования по изучению особенностей мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы нами было установлено, что ведущей потребностью для педагогов со стажем до 5 лет работы является стремление к власти. В данной выборке гигиенические факторы доминируют над мотивационными.
Для педагогов со стажем от 5 до 10 лет тенденция к аффилиации является ведущей потребностью. А среди факторов, доминирующую позицию занимают мотивационные.
Педагогам со стажем выше 10 лет характерно стремление к успеху. У них, также как и в выборке педагогов со стажем от 5 до 10 лет доминируют мотивационные факторы.
Таким образом, полученные данные указывают на определённую специфику в проявлении мотивации профессиональной деятельности педагогов с различным стажем работы.
По результатам данного исследования были составлены рекомендации, которые направлены на повышение мотивации педагогов с учётом стажа их профессиональной деятельности.
Глава 3. Эмпирическое исследование мотивации профессиональной деятельности педагогов с разным стажем работы
3.1. Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного дошкольного учреждения «Детский сад №10» г. Бийск.
В исследовании принимали участие 20 педагогов с разным стажем работы.
Выборка: 20 воспитателей, имеющие стаж работы до 5 лет, 5 - 10, от 10 и выше.
Цель исследования – изучение особенностей мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы.
Применяемые методики.
Тест «Что люди хотят получить от своей работы?» (по В.П. Пугачеву) (приложение 1). Тест основан на мотивационной теории Херцберга. Его используют для определения у испытуемых актуализированных факторов (гигиенических или мотивационных).
Тест «Мотивация трудолюбия» (по В.П. Пугачеву) (приложение 2). Испытуемым предлагалось выбрать из шести вариантов утверждений три, которые наиболее эффективно повышают интерес к выполняемой работе.
Тест «Что вами движет?» (по В.П. Пугачеву) (приложение 3). Тест помогает определить ведущие потребности личности. Его методологической основой служит теория мотивации Д. Мак Клелланда, а также ряд её более современных интерпретаций.
Испытуемым предлагается 15 высказываний, по каждому из которых путём выбора соответствующего количества баллов они должны выразить своё согласие или несогласие:
- «полностью согласен» – ПС,
-«не согласен» – НС.
Полученные результаты соотносятся с тремя ведущими потребностями:
- Достижение успеха в целом.
- Стремление к власти.
- Тенденция к групповому признанию.
На основе полученных данных результаты методик соотносятся и выстраиваются графики особенностей мотивационной сферы педагогов для каждой из выборок испытуемых, т.е. с разным стажем работы.
3.2. Описание результатов эмпирического исследования по изучению особенностей мотивации профессиональной деятельности педагогов с разным стажем работы
В рамках исследования каждому респонденту был выдан лист, содержащий три опросника, разъяснены цели исследования и методика проведения.
На первом этапе мы определили три группы испытуемых (рис.3,4), ими стали:
- Воспитатели, имеющие стаж работы до 5 лет (7 человек);
- Воспитатели со стажем от 5 до 10 лет (8 человек);
- Воспитатели со стажем свыше 10 лет (5 человек).
Рисунок 3. Диаграмма распределения педагогов дошкольного образования по стажу работы (№=20)
Рисунок 4. Диаграмма процентного соотношения распределения педагогов дошкольного образования по стажу работы (№=20)
На следующем этапе нами в каждой из трех групп испытуемых с помощью теста «Что люди хотят получить от своей работы?» были выявлены особенности проявления трудовой мотивации.
Данные представлены на рисунке 5.
Рисунок 5. Графическое изображение выраженности мотивационно-гигиенических факторов у педагогов с различным стажем работы (№=20)
По результатам методики выявлено следующее. У 7 (35%) респондентов со стажем до 5 лет гигиенические факторы доминируют над мотивационными.
Эти факторы, так или иначе, связаны с окружающей средой, которая есть основой для осуществления работы. Сюда можно отнести следующие факторы, как нормальные условия труда, достаточный уровень заработной платы, политика фирмы и администрации, межличностные отношения с начальником, коллегами и подчинёнными, степень непосредственного контроля за рабочим процессом, статус, удовлетворение личной жизнью, престижной работой, правила в пределах нормы, процедуры и безопасность, связанные с работой.
Так как у этих сотрудников факторы неудовлетворённости (гигиенические) превышают мотивационные факторы, следовательно, привлечь их к высокопроизводительному труду достаточно сложно.
У 8 (40%) педагогов со стажем от 5 до 10 лет, доминируют мотивационные факторы, это значит, что для них наиболее важными в процессе работы являются: ответственная работа, возможность самосовершенствоваться, возможность делать работу хорошо и преуспевать в этом, возможность продвижения по службе, признание проделанной работы, уважение к ним и др. (рис.6).
Рисунок 6. Графическое изображение выраженности мотивов трудолюбия у педагогов дошкольного образования с различным стажем работы (№=20)
Таблица 1
Результаты теста и показатели вариации (интервальный ряд) выраженности мотивов трудолюбия у педагогов дошкольного образования с различным стажем работы
Шкалы |
до 5 лет |
5-10 лет |
Xi (5л.) - Xi(5-10л.)+1 |
f |
от 10 лет |
Xi(5-10л.) - Xi+1 (от 10 л.) |
f |
«А» |
23 |
87 |
87-23 |
64 |
80 |
87-80 |
7 |
«Б» |
57 |
62 |
62-57 |
5 |
40 |
62-40 |
22 |
«В» |
23 |
50 |
50-23 |
27 |
40 |
50-40 |
10 |
«Г» |
57 |
50 |
57-50 |
7 |
60 |
50-60 |
10 |
«Д» |
71 |
37 |
71-37 |
34 |
80 |
37-80 |
43 |
«Е» |
57 |
37 |
57-37 |
20 |
60 |
37-60 |
23 |
Ср.:48 |
53,83 |
Итого |
154 |
Ср.:60 |
Итого |
115 |
А вот у 5 (25%) респондентов со стажем свыше 10 лет существенно лидируют мотивационные факторы (факторы удовлетворённости)(рис.6).
В целом в коллективе преобладают факторы удовлетворённости (мотиваторы).
Однако доля факторов неудовлетворённости достаточно значительна, чтобы обратить на себя внимание руководства.
Далее для выявления особенности мотивации профессиональной деятельности педагогов с различным стажем работы, был проведён тест «Мотивация трудолюбия».
Результаты теста предоставлены в таблице 1 и выше на рисунке 6.
Таблица 2
Результаты теста «Мотивация трудолюбия» (N=20) и показатели вариации (интервальный ряд) выраженности мотивов трудолюбия у педагогов дошкольного образования с различным стажем работы
Вариант ответа |
Стаж работы |
||||||
До 5 лет |
5-10 лет |
Xi (5л.) - Xi(5-10л.)+1 |
f |
От 10 лет |
Xi(5-10л.) - Xi+1 (от 10 л.) |
f |
|
А |
3 |
7 |
3-7 |
4 |
4 |
7-4 |
3 |
Б |
4 |
5 |
4-5 |
1 |
2 |
5-2 |
3 |
В |
3 |
4 |
3-4 |
1 |
2 |
4-2 |
2 |
Г |
4 |
4 |
4-4 |
0 |
3 |
4--3 |
1 |
Д |
5 |
3 |
5-3 |
2 |
4 |
4-4 |
0 |
Е |
4 |
3 |
4-3 |
1 |
3 |
3-3 |
0 |
Анализ результатов теста показал, что педагоги со стажем до 5 лет, давали один правильный ответ, и чаще всего (71%) это был ответ «Д» – работу, которую нужно выполнять, следует время от времени дополнять новыми задачам и неплохо организовывать соревнование за лучший результат.
Среди неправильных ответов 57% респондентов отмечали ответ «Г» – подробно, в деталях сотрудникам нужно объяснить характер работы, помочь им выполнять ее без срывов.
Среди респондентов со стажем от 5 до 10 лет 71% педагогов дали 2 правильных ответа это:
«А» – руководство должно подробно информировать коллектив о характере выполняемой им работе;
«Е» – точно указать на недостатки положительные моменты выполняемой сотрудниками работы.
Среди неправильных 50% воспитателей посчитали правильным ответ «В» – если нужно заставить людей выполнять работу, следует объединить хорошо понимающих друг друга сотрудников в одну группу.