Файл: Менеджмент человеческих ресурсов ( Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов
1.1. Понятие и элементы менеджмента человеческих ресурсов
1.2. Методика анализа эффективности менеджмента человеческих ресурсов на предприятии
2. Анализ системы менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Продуктснаб»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Продуктснаб»
2.2. Анализ кадрового потенциала ООО «Продуктснаб»
2.3. Анализ эффективности менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Продуктснаб»
3. Совершенствование менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Продуктснаб»
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию отбора персонала в ООО «Продуктснаб»
- численность уволившихся по собственной инициативе работников;
- эффективность взаимодействия отделов и подразделений организации с точки зрения персонала (выявляется посредством опроса);
- оценка программ образования персонала;
- уровень расходов на программы в области управления персоналом;
- своевременность и полнота решения задач корпоративных программ и планов [15, с. 18].
А.В. Борщева предлагает проводить оценку эффективности менеджмента человеческих ресурсов исходя из функций, направлений менеджмента человеческих ресурсов, содержащих основные параметры оценки. При этом в числе основных функций автор выделяет следующие:
- планирование персонала;
- использование персонала;
- найм и отбор персонала;
- деловая оценка;
- профессиональная ориентация и адаптация персонала;
- обучение;
- профессиональное продвижение, деловая карьера работников;
- организация трудовой деятельности работников;
- мотивация и стимулирование труда [19, с. 58].
Функция планирование персонала содержит такие параметры оценки менеджмента человеческих ресурсов, как оценка имеющихся в организации ресурсов, ее целей и перспектив развития персонала, а также расчет будущих потребностей в персонале, анализ оптимальности штатного расписания, уровня его обоснованности, анализ кадрового потенциала предприятия [11, с. 29].
Что касается функции использования персонала, здесь основными критериями эффективности менеджмента человеческих ресурсов являются уровень занятости, уровень обеспеченности персонала, стабильность состава работников [17, с. 43].
Найм и отбор персонала предполагает оценку применяемых методов подбора и отбора работников, анализ источников и путей покрытия потребности в персонале, оценку результативности найма.
Функция деловой оценки персонала с точки зрения эффективности менеджмента человеческих ресурсов может оцениваться посредством анализа применяемых форм деловой оценки работников, временные рамки проведения деловой оценки, анализ представления результатов оценки и принятых решений по итогам проведения деловой оценки персонала.
Функция профессиональной ориентации и адаптации персонала включает такие параметры: анализ методов профессиональной ориентации, выявление и диагностика проблем персонала [16, с. 217].
По направлению обучение персонала А.В. Борщева предлагает оценивать эффективность менеджмента человеческих ресурсов с помощью анализа целей и форм обучения персонала в контексте соответствия целям организации, оценку содержания, продолжительности и эффективности обучения, оценка знаний персонала [18, с. 155].
В рамках реализации профессионального продвижения и деловой карьеры персонала следует анализировать систему продвижения персонала в целом, а также оценивать реализацию и эффективность этой системы в конкретных условиях.
Функция организации трудовой деятельности подразумевает осуществление анализа условий труда, нормирования труда, обеспечения работников рабочими местами.
Эффективность менеджмента человеческих ресурсов по направлению мотивации и стимулирования персонала оценивается посредством анализа форм и систем стимулирования в организации и их связи с мотивацией персонала, анализа уровня и структуры оплаты труда, оценки принципов оплаты труда.
Комплексная и полная оценка эффективности менеджмента человеческих ресурсов складывается из анализа экономической, социальной и организационной эффективности [18, с. 157].
При этом экономическая эффективность характеризует достижение целей организации за счет совершенствования использования человеческих ресурсов. Производительность труда персонала, индивидуальный вклад работников отражается именно в экономических критериях оценки эффективности менеджмента человеческих ресурсов [17, с. 44].
Социальная эффективность менеджмента человеческих ресурсов призвана отразить соотношение ожиданий и реального удовлетворения интересов и потребностей персонала организации, что в значительной степени определяется наличием корпоративной культуры, применяемых форм стимулирования и мотивации, состоянием социально-психологического климата в трудовом коллективе, то есть больше зависит от форм и методов работы с каждым работником [16, с. 219].
Организационная эффективность, менеджмента человеческих ресурсов оценивает, насколько целостной и оптимальной является организационная структура предприятия. Данный подход оценки основан на том, что персонал предприятия выступает совокупным общественным субъектом, непосредственно оказывающим влияние на ход деятельности предприятия, в связи с чем итоговые результаты такой деятельности должны служить критериями оценки организационной эффективности менеджмента человеческих ресурсов.
В соответствии с вышеприведенными критериями эффективности менеджмента человеческих ресурсов предприятия можно выделить соответствующие показатели (таблица 1).
Рациональное и продуктивное функционирование кадровой службы в процессе управления организацией требует учета перечисленных факторов и ориентации на показатели эффективности. Соответствующим образом, эффективность менеджмента человеческих ресурсов позволяет также определять уровень эффективности управленческой политики в организации и отражает способность системы управления персоналом и организацией обеспечивать определенный результат при различных условиях [21, с. 317].
Таблица 1 - Показатели эффективности менеджмента человеческих ресурсов
Критерии эффективности менеджмента человеческих ресурсов |
Параметры критерия |
Наличие персонала |
Укомплектованность штата руководителей, рабочих, специалистов, служащих, % |
Удовлетворенность кадров |
Коэффициент текучести персонала: (руководители, рабочие, служащие, специалисты). Доля увольнений по инициативе работников, %. Уровень среднемесячной заработной платы. |
Компетентность персонала |
Доля брака по причине недостаточной квалификации персонала, %. Образовательный уровень персонала (высшее, среднеспециальное) |
Эффективность использования персонала |
Рост производительности труда, % |
Источник: [17, с. 45]
К показателям, характеризующим эффективность использования персонала в организации, в частности, относятся [16, с. 221]:
- производительность труда;
- анализ использования фонда рабочего времени;
- состояние трудовой дисциплины;
- текучесть персонала;
- качественное соответствие персонала требованиям потребностей организации;
- численность работников, занятых ручным трудом их доля в общей численности персонала.
Состав показателей, которые всесторонне отражают эффективность менеджмента человеческих ресурсов, должны выражаться в экономическом, социальном, психологическом, информационном и организационном аспектах
Следует отметить, что в целях оценки эффективности менеджмента человеческих ресурсов организации рассматривают показатели не только в рамках организации, но и в сравнении с соответствующими показателями на рынке. В данном случае ориентирами могут служить данные ведущих российских и зарубежных компаний. Метод бенчмаркетинга - сопоставительного анализа на основе эталонных показателей позволяет проводить достоверную оценку, учитывающую специфику конкретной организации или предприятия и отрасли в целом [16, с. 223].
О.А. Алексеева и В.А. Ветрова путем экспертной оценки выявили степень значимости показателей эффективности менеджмента человеческих ресурсов. В соответствии с результатами проведенного исследования, наибольшего внимания заслуживает обеспечение достойных условий труда, также эксперты отметили показатели адаптации и социального развития персонала, поскольку они отвечают за формирование основных потребностей как новых сотрудников в помощи с первичной адаптацией, так и основного кадрового состава с социальным обеспечением (в т.ч. охраны здоровья и отдыха для работников, организации социального страхования персонала и развития физической культуры и др.).
Средний уровень значимости получили такие элементы менеджмента человеческих ресурсов, как правовое и информационное обеспечение управления персоналом и регулирование социально-психологического климата [21, с. 319].
Наименьшие баллы получили такие элементы, как планирование персонала, его найм и учет, мотивация и стимулирование, а также оценка, обучение и развитие сотрудников [19, с. 88].
Таким образом, методология оценки эффективности менеджмента человеческих ресурсов предполагает проведение комплексной оценки системы управления персоналом. Оценка проводится с точки зрения экономической, организационной и социальной эффективности менеджмента человеческих ресурсов.
2. Анализ системы менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Продуктснаб»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Продуктснаб»
ООО «Продуктснаб» осуществляет оптовую торговлю продовольственными товарами.
Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Продуктснаб».
Деятельность ООО «Продуктснаб» направлена на обеспечение наиболее полного удовлетворения спроса в реализуемых товарах на основе эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соблюдения правил экономики, оптимизации издержек обращения, высокой культуры торгового обслуживания, укрепления трудовой и исполнительской дисциплины.
Главные принципы работы ООО «Продуктснаб»:
- высокий профессионализм и доброжелательность сотрудников;
- оперативность и мобильность;
- использование современных форм и методов торговли;
- благоприятные финансовые условия взаиморасчетов.
Основное направление деятельности компании – оптовая торговля молочной продукцией, мясными товарами, бакалейными товарами, консервацией, соками и др. продукцией.
Специфика выполняемых функций ООО «Продуктснаб» состоит в том, что организация выполняет не только функцию купли-продажи, но и складирование и транспортировку.
Рассмотрим организационную структуру управления ООО «Продуктснаб», которая приведена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура управления ООО «Продуктснаб»
Структура управления ООО «Продуктснаб» является линейной. Организационная структура ООО «Продуктснаб» разработана с учетом обеспечения процесса принятия и реализации управленческих решений и построена по функциональному принципу, что позволяет решать разносторонние вопросы деятельности организации.
Динамика основных показателей деятельности ООО «Продуктснаб» за 2019-2020 гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности ООО «Продуктснаб» за 2019-2020 гг.
Наименование показателей |
2019 г. |
2020 г. |
2020 г. в % к 2019 г. |
1 . Оборот организации, тыс. руб. |
55 532 |
57 411 |
103,4 |
2. Валовой доход от продаж товаров: |
|||
- в сумме, тыс. руб. |
1 756 |
2 033 |
115,8 |
- в процентах к обороту, % |
3,16 |
3,54 |
- |
3. Издержки обращения: |
|||
- в сумме, тыс. руб. |
1 694 |
1 694 |
100,0 |
- в процентах к обороту, % |
3,05 |
2,95 |
- |
4. Прибыль (убыток) от реализации товаров: |
|||
- в сумме, тыс. руб. |
62 |
339 |
550,0 |
- в процентах к обороту, % |
0,11 |
0,59 |
- |
5. Прочие доходы, тыс. руб. |
0 |
0 |
- |
6. Прочие расходы, тыс. руб. |
0 |
0 |
- |
7. Прибыль до налогообложения |
|||
- в сумме, тыс. руб. |
62 |
339 |
550,0 |
- в процентах к обороту, % |
0,11 |
0,59 |
- |
8. Налог на прибыль |
0 |
62 |
- |
9. Чистая прибыль (убыток) |
- |
||
- в сумме, тыс. руб. |
62 |
277 |
450,0 |
- в процентах к обороту, % |
0,11 |
0,48 |
- |
- в процентах к собственному капиталу, % |
200,0 |
81,8 |
- |
Источник: разработка автора
Оборот ООО «Продуктснаб» за 2020 год составил 57 411 тыс. руб., что больше, чем в 2019 года на 3,4 %. Валовый доход увеличился на 15,8 % за 2020 год и составил 2 033 тыс. руб.