Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
Введение
Известно, что государство - основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение государства заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое государство выражает и защищает интересы двоякого рода: интересы всего общества и интересы правящих кругов. В повседневной жизни и практике деятельности государственные интересы последних зачастую доминируют над интересами общества.
Государство обладает характерными признаками и чертами, отличающими его как от догосударственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующей наряду с ним негосударственной (партий, иных общественных организаций, общественных движений и т. д.). [1, с.5-7]
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение, без него нельзя понять сущность государственно-правовых и политических явлений, их роль в жизни общества.
В этом отношении значение проблемы происхождения государства огромно: отраженный в рамках данного вопроса процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей, а также обзор различных теорий возникновения государства, путей прогресса политической мысли и культуры человечества, действительно, играют очень большую познавательную, ценностную и воспитательную роль, как в жизни общества, так и в самой практике политических отношений.
Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право - явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.
Познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают значительное влияние на современные политические воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней. В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к исторически проверенным положениям, принципам, ценностям.
Тема курсовой работы - общая характеристика основных теорий происхождения государства.
Основываясь на вышеприведенной информации и исходя из темы работы, можно сформулировать цель работы – изучение теорий происхождения государства, выявление специфических моментов и итоговая оценка основных теорий.
Об актуальности и значимости выбранной темы говорят отмеченнще выше многообразие связей истории и современности при изучении теорий происхождения государства.
Исходя из поставленной цели предстоит решить ряд задач:
- В первой главе изучается марксистко-ленинская теория происхождения государства, в частности рассматриваются труды
Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и лекция В.И. Ленина 1919 г. «О государстве». - Во второй главе приводятся и анализируются особенности и недостатки теорий происхождения государства, внимание заостряется на теологической, патриархальной, органической, договорной, теории насилия, как одной из теорий происхождения государства, ирригационная теория К.А. Виттфогеля, психологической теории, теории общественного договора.
Объектом исследования в работе выступает эволюция общества и образование государства как объективный исторический процесс.
Предметом исследования является комплексный анализ факторов, условий, предпосылок и теорий происхождения государства.
Значительный вклад в разработку анализируемой проблемы внесли такие мыслители как Аристотель, Платон, Цицерон, Фома Аквинский, Ницше, Гоббс, Руссо. Локк, Гумплович Л., Дюринг Е. и др. Необходимо отдать должное и современным ученым - Кашаниной Т.В.. Матузову Н.И., Малько А.В., Малахову В.П., Грачеву М.Н. и др.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Глава I. Основные причины многообразия теорий происхождения государства
Вопрос о закономерностях образования государства, которые едины для всех времен и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения государств [2, с.5-9]. На сей счет существует множество теорий, такой плюрализм мнений обусловлен следующим:
- Мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний. Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо возрос, но мы «с высоты своего полета» не должны пренебрежительно рассматривать идеи ученых, живших ранее нас, тем более, многие ихний идеи нет отвергнуты жизнью и справедливы дляг настоящего временить.
- Объясняя процессия возникновения государства, ученые брали для иллюстрации своих идейка различные регионы земли, отличающиеся разнообразием.
- Зачастую мыслители, восхищенные достижением других, пытались этил результаты примениться к наукам общественным и, в частности, основываясь над тех или иных достижениях под-новому взглянуться на процессия происхождения государства. Причем делали оникс это подчасок так увлеченно, чтоб не замечали влияние других факторов над развитие общества. Одним словом, мыслили односторонне.
- Нельзя исключиться и того, чтоб на взгляды авторов теорийка очень частное сильно влияли ихний философские и идеологические пристрастья. И в этом нети ничего зазорного, ведьма мы всего дети своего временить.
Постараемся рассмотреть всего известные над сегодняшний денье теории происхождения государства. Приз рассмотрении и оценке различных теорийка нужно иметь в сявиду, чтоб ее создатели- этот не простой умные людишки, а выдающиеся мыслители. Оникс искренне стремились проникнуться в тайный веков и предложить с ихний точки зрения наиболее верное объяснение причина возникновения государства. Поэтому думается, будет справедливее указать сначала над достоинства в тойон или иной теории происхождения государства, а потом подумать и о ее недостатках.
За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки различных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи противоречивых предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и в настоящее время. Причины их и порождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем.
Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства и права и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия.
Во-вторых, в неизбежности различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их несовпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами.
В-третьих, в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего (на основе ранее существовавшего государства) возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений.
В-четвертых, в преднамеренном или непреднамеренном допущении смешения процесса возникновения государства и права с другими сопредельными, соотносящимися с ними процессами.
Глава II. Основные теории происхождения государства
2.1 Теологическая теория
Этот одна изо первых теорийка, возникшая для объяснения происхождения государства. Ее представителями былина многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (например, Фома Ливийский — XIII в.), идеология ислама и современной католической и православной церквей. Особенность широкое распространение божественная теория получила в средние века.[2, с.13-19]
Суть теории. Смыслить данной теории заключается в следующем: государство — этот результат «божественного промысла»; оно вечно, какао и само Бог; государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призвание реализовывать волюм Божью над земле; людишки должны беспрекословно подчиняться волевой государя. Именной эта идея звучит в учениях религиозных деятелей (католических, православных, мусульманских и драм.).
Такт, католический богословие Ф.Аквинский писал, чтоб правитель в государстве занимает такое положеньице, какао Бог воз Вселенной, какао душа в телец. «Управляющая государством воляпюк властителя есться вместе с тема единственное объединяющее в нема начало: безе него государство бык распалось»[2, с.13-19].
Православный богословие Иоанн Златоуст отмечал, чтоб «существование властей — всего это деловик Божьей премудрости и под этому надой «возноситься великую благодарность Богу и за тоё, чтоб есть царизм, и за тоё, чтоб есть судилище» [2, с.13-19]. Оно особо настаивает над необходимости повиновения всяким властям какао исполнении обязанности под отношению к Богу. Егоза не смущает тотем факт, чтоб у власти бывают порочные людишки и пользуются ею нет так, какао должно, поскольку, оно полагает, чтоб это зависит ото испорченности людей. Наследование власти, под его мнению, также совершается «под благоволению Христа», желающего сделаться непреходящим благочестивое царство. Коснулся оно в своем учении и ролик начальников, которые немало содействуют оружием, отражают неприятелей, усмиряют крамольников, разрешают всякие спорый, одним словом, оникс для того, чтобы мыс не былина «якобы гады», а властитель — для того, чтобы мыс не пожирали другач друга «якобы рыбы». Иоанниты Златоуст предупреждает, чтоб с уничтожением властей исчезнет всякий порядовка и мыс будем проводиться жизнь «безумнее бессловесных зверей, — станем другач друга угрызаться и снедаться... Нож теперь, под милости Божьей, ничего такого нети». Поскольку царская власть есться подобие миродержавной власти Богач, тоё самая личность монарха какао человека приобретает особое значение: истинный царь всего подчиняет законам Божьим и, сохраняя умёт свободным, нет позволяет утверждаться у себя в душевая гнев, властолюбие и удовольствия, ибо если оно не может управляться сам собой, тоё как оно сможет управляться другими? Царь, отвечая передо Богом за вверенное егоза попечению царство, несет триб обязанности: наказываться творящих зло врагов Божьих, распространять учение Божье в своем царствие, создаваться условия для благочестивой жизни людей [2, с.13-19].
Оценка теории. Оценивая этуаль теорию надой отметить, чтоб она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в тег времена, а также достигнутым уровнемер знаний оба обществе и закономерностях егоза развития. Ею справедливо отражается тотем факт, чтоб государство появляется одновременно с монорелигией. Онагр имела большое положительное значение: позволяла установить в общественно порядок. Кромлех того, этаж теория отражала объективные реалии того временить, а именной то, чтоб первые государства былина теократическими, вступление правителя над царствование освящалось, чтоб придавало егоза власти особый авторитетный и безусловную обязательность. В более позднее времянка эту теорию сталия использовать для оправдания неограниченной власти монарха. Сегодняшние богословы вынужденный приспосабливаться и согласовывать этуаль теорию с новыми знаниями оба обществе и закономерностях егоза развития. Однако онагр ненаучна, поскольку нельзя доказать тоё, чтоб ею провозглашается, такт же какао нельзя ее и опровергнуть. В этот можно только вериться. Нож это ужели вопрос мировоззрения.
2.2 Патриархальная теория
Данную теорию основали Платон и Аристотель , развилка Фильмер.
Суть теории. Создатели этой теории ориентировались над Древнюю Грецию. Процессия создания государства в Древнейший Греции происходил иначе. Над холмистой земле Греции плохой росли злаки, нож можно былой разводить мелкий скотч. Когда население увеличилось, надой было думаться о новом источнике питания. Людишки обратили свое внимание над море. Оникс брали ото него продукты. Нож самое главное — морея давало возможность вступаться в отношения с Египтом и Передней Азией, обмениваться имеющимися продуктами с людьми, ихний населявшими. Былой очень важность эффективно организовать свое производство и умелость построить отношения с соседями под региону. Занимались этимон, какао мы знаем, старейшины, главный советов старейшина, затем вождизм, которые, под мере увеличения населения, становились царями. Вотум почему в этом регионе Землица процесс создания государства пошел какао бы под патриархальному типун, т.е. под типу разрастания кровнородственной семьи, а царь ужели становился «отцом» (патриархом) всего народа.
Древняя Италия несколько отличалась ото Древней Греции. Основную частью ее территории составляют горы, покрытые лесами. Климатрон ее более сырой и прохлаждённый. Землица, пригодной для занятия земледелием, малопе. Морея в Италики не такое приветливое, какао в Греции (над востоке оно слишком бурное, егоза берега неприступный, над западе также удобных бухта мало). Вотум почему латиняне (римляне) былина народом, у которого первоначально великан была ролька старейшин. Нож вскоре (вероятность с увеличением населения и нехваткой продуктовый питания), когда надой было захватывать новые земли, жизнью сталия заправлять вождизм. Однако, в Древнем Римесса влияние «отцов» крупных семейка оставалось значительным и в дальнейшем.