Файл: Основные функции в системе менеджмента (ООО "Джалеби").pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента
1.1. Современные концепции управления
1.2. Функции и цели менеджмента
2. Эффективность менеджмента на примере ООО "Джалеби"
2.1. Краткая характеристика, миссия и SWOT-анализ
2.2. Анализ структуры менеджмента организации
Системный подход к развитию организации ориентируется на представление обо всех возможных изменениях, как самой организации, так и среды.
Организация с точки зрения системного подхода рассматривается целостной системой, не тождественной при этом сумме ее элементов.
Каждая организация и процессы развития и изменения в ней рассматриваются индивидуально, в качестве уникальной системы, требующей поиска вариантов решения проблемы, подходящих именно ей.
Системный подход к организационным развитиям и изменениям основывается на внутренних критериях эффективности организации.
Как известно, любая система состоит из двух подсистем:
– внешнее окружение (вход и выход из системы, взаимосвязь с окружающей средой);
– внутренняя структура – совокупность компонентов, которые обеспечивают процесс воздействия субъекта на объект в управлении, переработку входа системы в выход и достижение системных целей.
Организация "Джалеби" является открытой системой, поэтому важно иметь представление о сильных и слабых внутренних сторонах организации, позволяющих наиболее точно ориентироваться во внешней среде. Проанализируем далее, каким образом основные функции менеджмента реализуются в рассматриваемом предприятии.
3. Реализация функций менеджмента в организации
Чтобы проанализировать функции менеджмента в ресторане, представим его в виде системы.
Ресторан, как и любой экономический объект, можно представить в таблице 3.1 в виде системы, совокупности ее подсистем и элементов.
Таблица 3.1
Представление объекта в виде системы
Подсистема |
Элементы |
Функции элементов |
---|---|---|
Персонал |
Руководство |
Постановка целей и задач; контроль за процессом производства, качеством; принятие решений, связи с окружающей средой; конкурентная политика, ценовая политика; определение зарплаты; определение направления развития предприятия. |
Люди, занятые в производстве продукции и услуг |
Производство блюд, выполнение приказов руководства, самоконтроль, соблюдение техники безопасности. |
|
Обслуживающий персонал |
Обеспечение рабочих средствами производства, обслуживание клиентов ресторана, обеспечение безопасности. |
|
Специалисты (экономисты, юристы, бухгалтера, менеджеры) |
Финансовый контроль, ведение документации, информация для руководства, варианты управленческих решений, разработка новых видов продукции, контроль качества, составление сметы на закупку продуктов. |
|
Оборудование |
Производственное оборудование на кухне и в других помещениях |
Производство блюд, хранение продуктов, предоставление удобных условий труда для работников. |
Интерьер |
Обеспечение удобств, комфорта, красоты; создание определенного стиля заведения. |
|
Столовые приборы |
Оформление стола, процесс приема пищи |
|
Территория |
Кухня |
Производство блюд |
Холл |
Встреча гостей, размещение гардероба и т.д. |
|
Торговые залы |
Отдых, развлечение гостей, прием пищи |
|
Стоянка для машин |
Парковка, обеспечение удобств |
|
Продукция |
Обслуживание |
Предоставление комфорта, чистоты, высококлассный сервис |
Блюда, напитки |
Материальный продукт для посетителей |
Из таблицы следует, что ресторан как система состоит из 4 подсистем:
- Персонал,
- Оборудование,
- Территория,
- Продукция.
Каждая подсистема состоит из отдельных элементов, управление которыми порождает реализацию специфических функций менеджмента – общее руководство, управление персоналом, управление финансами, управление производством, реализация функций в области маркетинга, реализации функций в области инноваций.
Другими словами, специфические функции менеджмента являются его системными компонентами.
Анализируя данные системы, можно сделать вывод, что все элементы системы направлены на то, чтобы производить качественный продукт и предоставлять посетителям высокий класс обслуживания.
Система может быть представлена в виде гомогенной и гетерогенной системы. Как гомогенную систему ресторан можно рассматривать с точки зрения однородности ее элементов, принимая различные блюда, произведенные в нем, за элементы. В этом случае если отсутствует какое-либо блюдо, оно может быть заменено другим, также можно рассуждать и относительно мебели, оборудования, обслуживающего персонала, т.к. посетителю не столько важно то, кто его обслуживает, сколько то, как его обслужат, поэтому обслуживающий персонал также подвержен изменению и обладает свойством взаимозаменяемости.
Рассматривая ресторан как гетерогенную систему, можно сказать, что все элементы не могут быть взаимозаменяемыми.
Так оборудование не может заменить обслуживающий персонал, а повара, приготовляющие продукт, не могут заменить руководство.
Каждый элемент системы выполняет свои функции, которые другие элементы выполнять не могут.
Ресторан как систему можно охарактеризовать следующим образом: это система сложная, т.к. имеет в своем составе много подсистем и элементов; открытая, т.к. активно взаимодействует с окружающей средой; антропогенная, т.к. создана человеком; экономическая, т.к. производит продукт, который другие потребляют и платят за это деньги; материальная, т.к. существует объективно; динамическая, т.к. за определенный период времени можно проследить динамику роста клиентов, изменяемости персонала, численности сотрудников и т.п.
Ресторан – система вероятностная, т.к. нельзя сделать точного прогноза поведения, функционирования всех ее элементов. Нет строго определенного порядка, может изменяться интерьер, специфика работы ресторана, профиль.
Основные функции менеджмента реализуются в ресторане следующим образом.
Функция "планирование" позволяет согласовать работу различных отделов, определить их потребности в ресурсах (денежных, человеческих, материальных), стимулировать активность сотрудников, обеспечить контроль и координацию внутри организации. Без планирования менеджмента успешная деятельность организации невозможна. В данной организации роль планирования менеджмента заключается в непрерывном поиске новых путей и методов совершенствования деятельности за счет тех условий и факторов, которые постоянно выявляются руководством организации.
Функция "организация" предполагает создание реальных условий для достижения запланированных целей. Она реализована в организации благодаря линейно–функциональной структуре организации
Функция "мотивация" активизирует и побуждает к эффективному труду работников организации.
Функция мотивации персонала реализуется финансовыми и нефинансовыми методами.
Сотрудники заинтересованы не только в достойной оплате труда, но и стремятся достигать высоких результатов в своей деятельности, работать в дружном коллективе и повышать свои профессиональные качества.
При необходимости повышении квалификации сотрудникам рекомендуют самостоятельно посещать тренинги и семинары.
Функция "контроль" реализована в компании через планирование и контроль производственного процесса.
Функция "координация" обеспечивает взаимодействие всех функций. Проблемы в координации деятельности ресторана возникают не часто и в основном связаны со сбоями в электроснабжении, и, как следствие, не работает факс, электронная почта, нарушается своевременное выполнение заказов. Иногда возникают проблемы, связанные с человеческим фактором, например, несвоевременное выполнение задания, отчетов, поручений.
Таким образом, в работе подготовлена основа для дальнейшей работы по совершенствованию управления на основе реализации менеджмента.
В компании реализуются общие (планирование, контроль, мотивация, организация, координация) и частные функции менеджмента.
Структура менеджмента состоит из отдельных элементов, управление которыми порождает реализацию специфических (частных) функций менеджмента – общее руководство, управление персоналом, управление финансами, управление производством, реализация функций в области маркетинга, реализации функций в области инноваций.
Другими словами, специфические функции менеджмента являются его системными компонентами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, определение менеджмента рассматривается учеными с двух сторон. С одной стороны "менеджмент – это наука управления конкретными людьми в организации", с другой стороны "менеджмент – это искусство управления, содержащее в себе комплекс принципов, методов, которыми овладел руководитель".
Благодаря менеджменту обеспечивается функционирование и развитие систем в социально-экономической сфере. Он связан с различными дисциплинами (психология управления, экономика, маркетинг, теория организации, конфликтология, социология, право).
В компаниях менеджмент осуществляется конкретными людьми – менеджерами, который должны владеть профессиональными навыками, обладать знаниями и соответствующим управленческим опытом.
К базовым функциям менеджмента относятся следующие функции: планирование, организация, мотивация, контроль. Некоторые исследователи также выделяют функцию "координация", которая является вспомогательной функцией. Взаимосвязь функций можно представить в виде кольцом Деминга.
Некоторые исследователи отдельно выделяют также функцию лидерства.
Лидерство является не только функцией управление, но и важным и эффективным механизмом реализации власти в группе.
Функции менеджмента - это часть процесса управления, они определяются объемами и направлениями управленческой деятельности. Функция мотивации способствует активизации и побуждению к эффективному труду работников организации. Функция планирования позволяет решать проблему неопределенности в компании. Функция организации предполагает создание реальных условий для достижения запланированных целей. Функция контроля позволяет отслеживать выполнение других функций менеджмента.
Структура менеджмента позволяет выделить его составные элементы: организация работы компании (структура предприятия и система управления) и текущее управление компанией. При этом цели необходимо формулировать вне системы управления.
Самый главный принцип менеджмента, который отражает его содержание – это эффективность. Под эффективностью менеджмента понимают результативность управленческой деятельности. Под эффективностью управления организацией понимают экономическую категорию, которая отражает вклад управленческой деятельности в достижении организации своего желаемого состояния.
Рассмотрение различных подходов к управлению показывает, что в настоящее время ситуационный и социальный подходы являются самыми перспективными и эффективными. Другими словами, при построении эффективных моделей управления следует учитывать идеологическую составляющую и конкретную ситуацию, в которой функционирует организация.
Анализ опыта реализации менеджмента в конкретной организации – в ресторане "Джалеби" – позволил выявить слабые и сильные стороны данного предприятия и наметить возможности его дальнейшего развития при условии реализации эффективного менеджмента в управлении.
В данной компании реализуются общие (планирование, контроль, мотивация, организация, координация) и частные функции менеджмента.
Структура менеджмента организации состоит из отдельных элементов, управление которыми порождает реализацию специфических (частных) функций менеджмента – общее руководство, управление персоналом, управление финансами, управление производством, реализация функций в области маркетинга, реализации функций в области инноваций. Т.е. специфические функции менеджмента являются его системными компонентами.
Необходимо сформулировать конкретные (частные) принципы менеджмента, которые позволяет повысить эффективность деятельности организации "Джалеби".
Например:
– целенаправленность (достижение общих целей благодаря усилиям всех сотрудников),
– плоскость организации (количество уровней в организационной структуре должно быть минимальным),
– политика перемен (способность организации к инновационной деятельности),
– разумное обучение персонала (реализация программ обучения только для самых компетентных сотрудников),
– ориентированность на успех (персонал должен быть мотивирован на успех компании и на свой личный успех в работе).
Экономическая ценность решения поставленного вопроса заключается в том, что эффективное управление организацией является основным показателем эффективного результата деятельности предприятия и его долгосрочной финансовой устойчивости.
Социальная ценность заключается в повышении удовлетворенности сотрудников своим трудом и психологического комфорта на рабочем месте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алиханова П.Р., Инкина-Ерицпохова А.З. Система управления эффективностью и результативностью организации // Культура и время перемен. – 2016. - №4. – С.11.
- Басалаева Е.В. Инновации в экономическом анализе, бухгалтерском и управленческом учете как формирование нового подхода к финансовому менеджменту // Международный бухгалтерский учет. 2015. N 24. С. 34 - 45.
- Бахтина, С.С. Развитие принципов проектного управления инновационным развитием хозяйственных систем в условиях экономики знаний [Текст] / С.С. Бахтина // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2015. – Т. 4. № -1. – С. 186-193.
- Блинов, А.О. Теория менеджмента : учебник / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М. : Дашков и Ко, 2014
- Веснин В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник /В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 688 с.
- Воронченко Т.В. Стратегический управленческий учет в системе менеджмента организации // Аудиторские ведомости. 2016. N 4. С. 25 - 35.
- Герчикова, И.Н. Менеджмент : учебник / И.Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015
- Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб., 2010.
- Исаев, Р. А. Основы менеджмента. Учебник / Р. А. Исаев. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013
- Каменная Ю.Ю. Управление фирмой "со стороны" // Главная книга. 2015. N 16. С. 40 - 42.
- Ким, С.А. Теория управления : учебник / С.А. Ким. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016
- Мардас А. Н. Организационный менеджмент. СПб:, 2013.
- Менеджмент: Учебник / А.В. Тебекин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014
- Менеджмент: Учебное пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014
- Менеджмент: Учебное пособие / Кнышова Е. Н. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015
- Мескон А. Основы менеджмента/ М. Альберт, М. Х. Мескон, А. Хедоури. – М.: Вильямс, 2016. – 672 с.
- Мирошкин П.П., Неклюдов В.С., Клюева Ю.С. О некоторых особенностях торгового менеджмента // Вестник НГИЭИ. - № 7 (62) / 2016. – с. 92.
- Михненко, П.А. Теория менеджмента : учебник / П.А. Михненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2014
- Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет "Университет", 2016. 640 с.
- Нуруллина Л.Ш., Яппарова Г.Г. Функция управления как основа эффективности функционирования организации // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. - №4-1. – С.139.
- Организация производства и управление предприятием: Учебник / О.Г. Туровец, В.Б. Родионов, М.И. Бухалков и др.; Под ред. О.Г. Туровца. - М.: ИНФРА-М, 2016
- Печиборщ Н. И. Методологические проблемы в управлении эффективностью экономических систем / Н. И. Печиборщ // Проблемы обеспечения финансовой безопасности и эффективности экономических систем в XXI в.: сборник трудов конференции. - ООО «Проектная группа «ИдаМ». - 2017. - С. 637 - 642.
- Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. Уроки самых успешных компаний Америки. – М.: Альпина Паблишер, 2015.
- Пушкарев Е.С., Чернявская Е.Ю. Эффективность системы управления организации // Поиск (Волгоград). – 2016. - №3. – С.39.
- Ремизова Т.С., Платонова Н.А. Выбор источника фактических данных в целях формирования управленческой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2015. N 23. С. 27 - 34.
- Смирнов Э. А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 291 с.
- Теория менеджмента: Учебник / Ю.В. Гусаров, Л.Ф. Гусарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013
- Теория менеджмента: Учебное пособие / В.Д. Грибов, В.Р. Веснин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014
- Теория управления: Учебное пособие / Л.А. Бурганова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2015
- Хабибуллаев А.Р.У. Система управления эффективностью деятельности организации // Глобализация научных процессов: сборник статей международной научно-практической конференции. – 2016. – С.140.
- Чукавин П.О., Колтакова И.А. Искажение данных управленческого учета как способ внутрикорпоративного мошенничества // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2015. N 3. С. 28 - 37.
- Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений. - М.: ЮНИТИ, Аудит, 2015. – 238 с.