Файл: Основные функции в системе менеджмента (ООО "Джалеби").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе изучение принципов менеджмента, его функций и структуры является предметом пристального внимания ученых исследователей, а также практиков.

Для повышения конкурентоспособности организации необходимо постоянно повышать эффективность менеджмента. Понятие эффективности менеджмента организации представляет собой комплексное отображение конечных результатов использования всех ресурсов за определенный промежуток времени.

Практическая реализация накопленного опыта научного управления организацией положительным образом влияет на эффективность деятельности организации, позволяет достигать социально значимых и экономически важных задач. Выделяют три подхода к управлению организациями:

  • процессуальный подход;
  • ситуационный подход;
  • системный подход.

Любой подход подразумевает реализацию принципов менеджмента, которые формулировались учеными по-разному в зависимости от экономической ситуации в стране и накопленного опыта о науке управления.

В настоящее время наука об управлении позволяет запускать процесс обновления, который основывается на внедрении инноваций в организационные процессы.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что тем, что в настоящий момент для повышения конкурентоспособности организации необходимо постоянно повышать эффективность менеджмента, изучать его функции и структуру.

Степень разработанности темы исследования. В российской науке и практике вопросы содержания менеджмента и определения его места в системе социально-экономических отношений изучались довольно обширно. Исследования, посвящённые изучению менеджмента как науки управления, нашли отражение в работах В.Р. Веснина, И.Н. Гершовой, Т.П. Авдуловой, А. Мескона и др.

Исследование современных принципов и тенденций развития менеджмента изучали в своих работах И.В. Косякова, М.Е. Добрусина, М.А. Еремеев, А.В. Игнатьева и др.

Объектом данной работы являются: функции, структура и эффективность менеджмента.

Предмет исследования – система менеджмента и особенности реализации функций менеджмента в конкретной организации (ООО "Джалеби").

Целью данной работы является исследование основных функций менеджмента в конкретной организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– раскрыть современные концепции управления;

– определить функции и цели менеджмента;


– проанализировать функции и структуру менеджмента в конкретной организации – ООО "Джалеби".

В работе применялись теоретические методы научного исследования связанные с осмыслением, систематизацией и переработкой материала, такие как анализ, синтез и обобщение.

Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.

1. Теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента

1.1. Современные концепции управления

В первую очередь необходимо рассмотреть сущность такого понятия как менеджмент. Проанализировав источники по теме исследования можно сделать вывод, что понятие «менеджмент» сегодня имеет множество трактовок. Так, например, с позиции теории под менеджментом понимают науку об управлении, а с позиции практики — это деятельность по управлению организацией, которая состоит из функций, методов, принципов, структуры управления и др.

А.О. Блинов [4] предлагает рассматривать менеджмент как совокупность четырех аспектов: как процесс, вид деятельности, науку, орган управления.

Итак, понимание менеджмент как наука предполагает, что у него есть предмет изучения, а также специфические проблемы и методы их решения. Научную основу менеджмента как научной дисциплины формирует сумма знаний об управленческой деятельности, накопленная за все годы развития данного научного направления и представленная в виде различных теорий, принципов, методов и форм управления. Как отмечают, В.Д. Грибов и В.Р. Веснин [28] усилия менеджмента как науки направлены на объяснение природы управленческого труда, а также установление связей между причиной и следствием, определение факторов и условий, создающих условия для эффективного использования совместного труда.

Рассматривая менеджмент как процесс, авторы отмечают, что процесс менеджмента «включает в себя координацию, регулирование деятельности людей по достижению определенной цели организации» [27].

Далее рассмотрим такую трактовку менеджмента как аппарат управления.

Е.Н. Кнышова пишет, что «менеджмент как аппарат управления рассматривают, исходя из трактовки его как составной и наиболее важной части любой организации, без которой организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно» [15]. Исходя из данного определения можно сделать вывод, что менеджмент в современной организации-это совокупность людей, которые создают условия для эффективного использования ресурсов организации посредством координации.


Следующее определение на наш взгляд, является уточнением для предыдущего, так Р.А. Исаев [9] рассматривает менеджмент не только как орган управления, а через совокупность уровней управления. Р.А. Исаев раскрывает сущность менеджмента как совокупности трех уровней управления:

  • высшего (топ-менеджмент);
  • среднего уровня,
  • низшего уровня.

Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что менеджмент в организации – это не просто совокупность людей, которые занимаются управлением, это структурированное образование.

Наиболее распространённым на сегодняшний день определением является рассмотрение менеджмента как профессиональной деятельности.

Примером такого определения является трактовка менеджмента И.Н. Герчиковой: «Менеджмент-это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента» [7].

Таким образом, менеджмент по природе своей неоднозначен и многоаспектен, ни одну из вышеперечисленных трактовок нельзя отрицать, все они раскрываются в практике существования современной организации. Такое неоднозначное понимание менеджмента создает определенные сложности и при разработке теоретической и методической составляющих управления. В рамках данного исследования целесообразно рассматривать менеджмент как профессиональную деятельность.

Рассматривая менеджмент, исследователи часто употребляют такой термин, как система управления, отсылая нас к системному подходу в управлении организацией.

В.Д. Дорофеев [14] пишет, что основной характеристикой системы управления является совокупность форм, с помощью которых на практике реализуется процесс управления. К основным формам автор относит субъекты управленческой деятельности, связи между ними, цели, функции, методы, технические приемы управления и др.

С.А. Ким [11] идет дальше, рассматривая систему управления как совокупность взаимосвязанных элементов, свойства которых способствуют достижению общих целей.

Автор выделяет несколько элементов системы управления и представляет их в виде схемы, где отражены взаимосвязи между ними (см. рис.1.1).

Рисунок 1.1 – Система управления [11]

В.А. Тебекин [13] в свою очередь рассматривает систему управления как совокупность управляющей и управляемой подсистем, что связано с возникновением субъекта и объекта управленческой деятельности.


Л.А. Бурганова [29] под субъектом управления понимает «физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие».

В качестве субъекта управления в современной организации выступают менеджеры (управляющие, руководители, администраторы) — лица, несущие ответственность за управление или руководство отделом, или организацией.

Объектами управления в организации являются различные подсистемы менеджмента: персонал организации, производство – технологические процессы, техническая подготовка, контроль качества продукции, производственные мощности и др.; финансы; рынок; качество продукции; проекты, знания [14].

Ключевой особенностью менеджмента является то, что основным элементом управленческой деятельности является человек, который может выступать как в роли субъекта, так и в роли объекта управления.

1.2. Функции и цели менеджмента

По итогам проведенного анализа, было выявлено, что менеджмент – это очень сложная, многогранная и разнообразная деятельность. На каждого руководителя возложены совершенно разные обязанности и функции. Сегодня менеджмент пронизывает организацию, менеджеры работают во всех подразделениях, это в свою очередь усложняет классификацию менеджмента.

П.А. Михненко предлагает подход к классификации, основанный на выделении четырех видов менеджмента (см. рис.1.2).

Рисунок 1.2 – Виды менеджмента [18]

Организационный менеджмент ориентирован на создание организации, т.е. формирование ее организационной структуры, а также системы управления в целом. Организационный менеджмент базируется на постоянном и правильном осуществлении управленческих функций, выработке стандартов и инструкций, контроле за их соблюдением. Осуществление такого менеджмента в компании позволяет ей организовать свою деятельность должным образом.

Стратегический менеджмент -это сфера внимания высшего руководства фирмы. Особенностью стратегического менеджмента является ориентация на долгосрочную перспективу.

К задачам стратегического менеджмента относят:

- формирование миссии организации (указывает на предназначение и общественную значимость фирмы), разработка стратегических целей направленных на обеспечение успешного функционирования компании в отрасли;

- адаптация организации к изменениям, происходящим в ее внешней среде;


- постоянная ориентация организации на удовлетворение потребностей клиентов, потребителей, покупателей.

Задачей тактического менеджмента является обеспечение достижения стратегических целей организации посредством постановки и реализации тактических планов. Если стратегический менеджмент является сферой деятельности высшего руководства, то тактический, как правило, реализуется на среднем уровне управления. Также стоит отметить, что результаты тактического менеджмента проявляются достаточно быстро, здесь легко обнаруживается связь между действием и результатом, в то время как в стратегическом менеджменте, результата ждать достаточно долго.

Оперативный менеджмент занимается реализацией оперативных планов. Управление осуществляется посредством распределения задач и ресурсов, а также корректировки в ход выполнения текущих задач. Ключевой задачей оперативного менеджмента является принятие решений, направленных на корректировку производственных и вспомогательных процессов организации.

П.А. Михненко [18] также предлагает разделять менеджмент по функциональным областям, выделяя финансовый, производственный, инновационный менеджмент, а также менеджмент человеческих ресурсов.

В исследованиях, связанных с управлением, отсутствует единое определение категории «функции управления». С одной стороны, функция управления – это определенный вид деятельности, в процессе которого производится воздействие на объект управления, решается заданные цели и задачи, достигается осуществления желаемой цели.

Категория «функция», которая происходит из латинского «function» (отправление, деятельность), широко используется в таких науках как математике, психологии, философии, социологии, экономике. Она употребляется в значении обязанности, определенного вида деятельности, свойства, зависимость одной причины от другой и т.д., а также отражает сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления.

В современной литературе находим множество подходов к классификации функций управления, что объясняется применением разного рода критериев их оценки. Некоторые авторы [12] считают классификацию функций с позиции субъекта менеджмента самой распространенной, другие усматривают наиболее распространенной классификации с организационно-технической точки зрения, по которой выделяются общие и специфические функции управления. Общие функции выделяются в соответствии с этапами управления как процесса, тогда как специфические – различают, прежде всего, по форме разделения процесса управления на составляющие части.