Файл: Современные политические режимы и их особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы не вызывает сомнений. Экономические, социальные и политические процессы, происходящие в современном мире и в России, не могут не влиять на политическую сферу, что, в свою очередь, влечет за собой эволюцию такой важной характеристики политической системы и государства в целом, как политический режим. В настоящее время редко можно найти какой-либо другой термин, который используется так часто, как «политический режим».

Проблема политического режима в настоящее время вызывает много споров среди юристов, философов, политологов, социологов. Эта тема становится еще более важной в условиях переходного периода, политической нестабильности, смены политических ориентаций развития. Это относится к современной России. Многие из поворотных событий последних лет в нашей стране тесно связаны с функционированием политического режима, системой властных отношений, развитием демократии, методами и методами ведения внутренней и внешней политики. Все вышеперечисленное указывает на актуальность и важность данного исследования, необходимость понимания функционирования основных процессов, которые составляют основу власти, политического режима и государственности в целом.

            Вполне естественно, что категория политического режима становится чрезвычайно актуальной для юридической науки и практики, требует серьезного теоретического развития, понимания.

Целью работы является всесторонний анализ политических режимов в теории государства и права. Для этого поставлены задачи:

- изучить политические режимы;

- изучить виды государственно-политических режимов;

- выяснить особенности тоталитарного, авторитарного и демократического типов политического режима, выявить его особенности;

- изучить политический режим современной России.

ГЛАВА 1 Государственно-политический режим, понятия и признаки


1.1.Государственно-политический режим и его разновидности

Политический режим - это сочетание средств и методов, с помощью которых доминирующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, методов голосования и принципов принятия решений, которые формируют конкретный политический порядок страны на определенный период. Термин «политический режим» появился в научном обороте в 60-х годах XX века и вошел в широкий научный оборот во второй половине XX века. Исследователи насчитывают 140-160 различных политических режимов в современном мире, многие из которых очень мало отличаются друг от друга. Это определяет широкий спектр подходов к классификации политических режимов. Само понятие происходит от латинского режима, т. е. управления. В европейской политологии наиболее распространенное определение политического режима дано Ж.Л. Кермонном, который часто используется в работах русских авторов: «Политический режим понимается как совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления страной на определенный период» В американской политической науке, в отличие от европейской, предпочтение отдается концепции политической системы, которая считается более важной, чем политический режим. Сторонники системного подхода часто интерпретируют понятие «политический режим» в широком смысле, практически отождествляя его с «политической системой». Критики этого подхода отмечают, что политический режим является более динамичным и динамичным явлением, чем система власти, и несколько политических режимов могут измениться в ходе эволюции одной политической системы. В узком смысле этого слова под политическим режимом иногда понимается государственный режим, представляющий собой набор приемов и методов осуществления государственной власти. Такая идентификация может быть оправдана только в том случае, если политический режим почти полностью определяется государством, а не в том случае, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

Политический режим предполагает широкий и узкий подход, поскольку он соответствует современному пониманию политических процессов, происходящих в обществе, в двух основных областях: государственном и общественно-политическом, а также характеру политической системы, которая включает государственные и общественные, общественно-политические организации. Все составляющие политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы, существенно подвержены влиянию государства, его сущности, характера функций, формы и методы деятельности и т. д. В то же время существует обратная связь, поскольку государство во многом воспринимает влияние социально-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.[1, 2] Таким образом, для характеристики формы государства политический режим имеет большое значение как в узком смысле этого слова (набор приемов и методов государственного руководства). Так и в широком смысле (уровень гарантии демократических прав) политические свободы личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер связи силовых структур с правовыми основами государственной и общественной жизни. Эта характеристика формы государства отражает нелегальные или легальные способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрьмы, другие карательные институты, диктаторские или демократические методы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушая свободу личности, защищая права граждан, участие людей, политические партии, меру экономической свободы, отношение к определенным формам собственности и т. д.


Политический режим является динамичной, функциональной характеристикой политическая система. Категория «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первый показывает весь комплекс институтов, вовлеченных в политическую жизнь общества и осуществление политической власти, второй - как эта власть реализуется, как эти институты действуют: демократически или недемократично.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры:

- степень участия людей в механизмах формирования политической власти, а также способы ее формирования;

- связь прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

- гарантия прав и свобод человека;

- характеристика реальных механизмов власти в обществе;

- степень реализации политической власти непосредственно людьми;

- позитивность СМИ, степень гласности в обществе и прозрачность государственного аппарата;

- место и роль негосударственных субъектов в политической системе;

- отношения между законодательной и исполнительной ветвями власти;

- характер политического лидерства;

- доминирование определенных методов (убеждение, принуждение и т. д.) при осуществлении политической власти;

- политическое и правовое обеспечение и роль в обществе "властных" структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.).

1.2 Виды государственно-политических режимов

Современные ученые выделяют три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Но на самом деле есть еще много политических режимов.

Их разнообразие обусловлено влиянием на них многих факторов:

- характера и формы государства;

- характер законодательства;

- фактические полномочия государственных органов и правовые формы их деятельности;

- соотношение общественно-политических сил;

- уровень и уровень жизни;

- состояние экономики;

- исторические традиции страны, а в более широком смысле - некая социально-политическая «атмосфера», которая развивается иногда вопреки желаниям доминирующего слоя в государстве или вопреки политическим прогнозам, оказывают существенное влияние на тип политического режима.

Международная ситуация также может оказать влияние на тип политического режима. На разных исторических этапах формируются разные политические режимы, они разные в конкретных государствах одного и того же времени. Как правило, политический режим - это всегда политико-правовой режим, и этот факт не следует упускать из виду. Определение политического режима всегда связано с правовыми или антиправовыми формами, в которых он представляется исследователю. Именно конкретная правовая система в содержании ее законотворческих и правоохранительных актов, в организации политической и судебной власти, фиксированной роли армии и других характеристиках позволяет точно определить тип политического режима, чтобы предсказать его динамику. [3]Таким образом, период рабства присущи репрессивным, теоретико-монархическим, аристократическим и олигархическим режимам, режиму рабовладельческой демократии. Во времена феодализма были характерны режимы абсолютизма, режим своеобразной "феодальной демократии", клерикально-феодальная, милитаристская полиция или режим "просвещенного абсолютизма". При капитализме в некоторых исламских странах существуют либеральные, буржуазно-демократические или конституционные, бонапартистские, военно-полицейские, фашистские, а также «фашистские», например, корпоративные или расистско-националистические, а также диктаторско-монополистические и марионеточные страны - клерикально-фундаменталистские. Известная преемственность и наличие некоторых принципиально неизменных субстантивных характеристик позволяют свести разнообразие политических режимов к двум крупным разновидностям: демократическим и антидемократическим политическим режимам. Демократический политический режим может включать прямое участие населения в общественных делах (прямая или прямая демократия) или участие в принятии политических решений через выборные представительные органы (парламентская или представительная демократия). Демократический политический режим означает гарантию провозглашенных прав и свобод, сильное правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический политический режим невозможен без многопартийной системы, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких слоев населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее, наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности разных исторических эпох дает множество примеров демократических режимов.


Различное разнообразие и антидемократические политические режимы, но их содержательная сторона во многом одинакова, она противоположна вышеупомянутым чертам режима демократии. А именно: господству политической партии или движения; один, "официальная" идеология; одна форма собственности; сведение к минимуму или устранение любых политических прав и свобод; резкое расслоение населения по классовым, кастовым, религиозным и другим признакам; низкий экономический уровень жизни основных слоев населения; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике. Многие ученые противопоставляют один политический режим другому. Одна из наиболее часто используемых оппозиций - авторитаризм и демократия. Фактически, мы говорим о широком участии граждан в осуществлении политической власти: от плебисцитной демократии, когда все важные решения принимаются по прямой воле народа, до монократии (власти одного). Демократии часто противопоставляются диктатуре и тоталитаризму. Строго говоря, это не соответствует смыслу этих понятий. Естественно понимать диктаторский режим как жесткую силу, которая не останавливается на использовании крайних форм насилия. Но использование политического насилия во всех его формах также может осуществляться на демократической основе. Многие примеры разрешения конфликтов демократическими, общепризнанными режимами (Англия - в Ольстере, Франция - в подавлении студенческих волнений в 60-х годах и т. д.) Указывают на то, что демократия и диктатура - концепции не являются полностью противоположными. Фактически, в отличие от диктаторского режима, это не демократический режим, а либеральный, в котором государство ограничено только самыми необходимыми и мягкими методами принуждения. И так же, как не исключена «демократическая диктатура», возможен и «либеральный авторитаризм». Тоталитарный режим предполагает тотальное, неоправданное вмешательство государства в личную жизнь людей и в дела гражданского общества. Опять же, трудно не признать, что чрезмерное вмешательство в частные интересы может быть демократичным, т. е. по решению большинства. С другой стороны, А. Токвиль отметил, что свобода не связана исключительно с одной формой политической системы и встречается не только в демократических государствах. Индивидуальная свобода, в отличие от порабощенного состояния человека в тоталитарном государстве, не может быть отличительной чертой демократии. Полному вмешательству политической власти в личную жизнь человека противостоит не демократия, а анархия, отсутствие политической власти (или полного коммунизма по Марксу).


ГЛАВА 2 Сравнительный анализ современных политических режимов

2.1 Демократические режимы

Детальное определение демократии было дано американским президентом А. Линкольном - правлением народа, избранным народом и для народа. Однако, несмотря на очевидное толкование демократии как народной власти, существует ряд проблем, связанных с содержанием и функционированием демократии. Эти вопросы весьма противоречивы, что отражается в появлении различных теорий демократии. Акцент делается на его различных свойствах: свобода (либерализм), равенство (марксизм), участие людей в принятии решений (теория участия или демократия участия), конкуренция за голоса среди элит (теории элиты).

Первая идея демократии как формы правления возникла в Древней Греции. Аристотель определил демократию как «правление всех». Но когда мы смотрим на историю становления демократии, мы обнаруживаем, что понятия «все» и «люди» далеко не одно и то же. Из всех прошлых примеров наиболее демократичной была «первобытная демократия», где все взрослые представители рода или племени принимали решения. Во время распада первобытного общества возникла военная демократия, где люди, другими словами, которые имели право участвовать в управлении государством, включая отправление правосудия, были ограничены вооруженными людьми. В древних Афинах, которые дали миру опыт первой прямой политической демократии, люди понимали только взрослых свободных людей. Эта власть была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инакомыслие (непопулярный гражданин мог быть выслан из Афин на срок 10 лет). Категория граждан-людей в средневековых городах-республиках Северной Италии, Новгороде и Пскове также была сужена. Только к середине двадцатого века, пройдя путь устранения классовой собственности и других ограничений, равные гражданские и политические права, включая всеобщие выборы в законодательные органы, становятся реальностью для всех слоев общества. Современная демократия отличается от предыдущих исторических моделей и других существенных черт, прежде всего либерализма, то есть уважения и защиты прав человека, а также права оппозиции (тех, кто в настоящее время находится в меньшинстве) защищать свои мнения и критиковать правительство.