Файл: Современные политические режимы и их особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современная демократия включает в себя набор демократических институтов, процедур и ценностей, которые обеспечивают стабильность политической системы. Перечислим основные черты, которые характеризуют демократический режим.

Суверенитет народа - признание этого принципа означает, что люди являются источником власти, именно они выбирают своих представителей и периодически их заменяют.

Периодические выборы главных властей допускают четкий законный механизм правопреемства. Государственная власть рождается в результате честных демократических выборов, а не в результате военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный период.

Всеобщее, равное и тайное избирательное право. Выборы предполагают наличие реальной конкуренции среди кандидатов, выбор альтернатив, реализацию принципа один гражданин - один голос.

Конституция закрепляет приоритет прав личности над государством и предусматривает механизм, одобренный гражданами для разрешения споров между человеком и государством.

Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной) при построении государственного аппарата.

Гарантия основных прав человека.

Политологи выделяют три группы прав, связанных с ростом гражданства:

- гражданские (равенство всех граждан перед законом, свобода слова, религии, свобода смены места жительства);

- политические (право избирать и быть избранным, свобода голосования, право создавать свои собственные организации);

- социальное (право человека на минимальный уровень благосостояния, право на безопасные условия жизни и гарантии социальной защиты).

Социальные права реализуются государством через социальные программы. Индивидуальные и групповые свободы защищены независимой беспартийной судебной системой. Рассматривая перспективы развития демократии, ряд авторов указывают на актуализацию в будущем требований гарантий равенства в сфере экологии.

Политический плюрализм, позволяющий не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям действовать законно.

Свобода выражения политических убеждений (идеологический плюрализм) и свобода образования объединений, движений дополняются различными источниками информации, независимыми СМИ.

Процедура принятия демократических решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и т. д.

Решения принимаются большинством в отношении права меньшинства на несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право критиковать правящую власть и выдвигать альтернативные программы.


Мирное разрешение конфликтов.

Либерализм современной демократии можно объяснить выявлением универсальных характеристик демократической системы, каждая из которых иллюстрирует свободу возникновения и выражения воли оппозиции А. Пржеворский выделил шесть таких характеристик.

1. Наличие и организация конфликтующих интересов, что означает, в частности, что:

а) для защиты своих интересов могут быть сформированы различные группы;

б) эти группы имеют гарантированный доступ к политическим институтам;

в) соблюдать правила, но побежденные участники игры не лишены права продолжать ее.

2. Разработка и разрешение конфликтов осуществляется в соответствии с правилами, которые определены заранее, понятны и доступны для всех участников. Эти правила определяют:

а) особенности допуска к процедуре политического участия;

б) возможные действия, совокупность которых признается стратегиями поведения;

в) критерий, позволяющий ограничить сферу действия конфликта.

3. Некоторые направления действий исключаются в качестве возможных стратегий, таких как постоянное использование физической силы. Применение силы регулируется правилами, конкретно предусматривающими случаи, когда это может быть разрешено. Однако физическая сила все еще может быть использована, поэтому демократия может испытывать чувство страха перед возможностью приобретения этой силы независимости.

4. Как и любая другая система, демократия стремится стабилизировать отношения, возникающие между действиями различных групп и результатами этих действий. Результатом этого желания является переплетение стратегий, защищаемых различными субъектами. Но специфика демократии заключается в том, что здесь каждая группа имеет возможность выбрать собственную стратегию, каждая из которых имеет индивидуальные и ощутимые последствия.

5. Поскольку каждый отдельный и коллективный участник имеет право выбирать стратегии, которые приводят к различным последствиям, результаты конфликта в условиях демократии в определенной степени неоднозначны. Невозможно заранее сказать, какова будет позиция участников различных типов общественных отношений, в том числе производственных. При демократии капиталисты не всегда выигрывают конфликты; им приходится постоянно бороться, чтобы защитить свои интересы. Невозможно победить раз и навсегда. Даже положение в политической системе не является гарантией успеха в будущем. Такая ситуация может обеспечить определенные преимущества в конкурентной борьбе на выборах, но этого недостаточно для обеспечения повторных выборов в будущем.


6. Результаты демократических конфликтов не просто смешаны. Они непредсказуемы, потому что демократия дает возможность реализовать интересы каждой политической группы. Основываясь на распределении экономических, идеологических и других ресурсов, демократическая система определяет, какие из этих интересов имеют наибольшие шансы на удовлетворение, какие имеют средние, а какие почти невозможно удовлетворить.

Стабильность играет важную роль в современных демократических режимах. И самым важным условием стабильности является наличие достаточных материальных, духовных и психологических ресурсов. В этом отношении демократия ничем не отличается от любого другого режима. В то же время специфика демократии заключается в том, что ее ресурсы способны само обновляться в рамках существующей системы институтов. Демократия не свободна от опасностей, но, достигнув состояния стабильности, она способна проводить экономические и социальные реформы без существенного нарушения существующих норм и институтов. Одним из наиболее распространенных примеров являются США в эпоху Ф. Рузвельта. «Социально ответственное государство», впервые возникшее в условиях самой «безответственной» государственной системы в мире, внесло огромные изменения в функционирование экономики и самих структур общественного мнения. Однако система политической демократии не только сохранилась в своих основах, но и получила новый импульс для дальнейшего развития.

Среди условий стабильности демократии закономерно различать внутренние (экономические и социокультурные факторы, фактор лидерства) и внешние. Внешние условия демократической стабильности по праву можно отнести к существованию среды, которая исключала бы или сводила к минимуму возможность вмешательства для разрушения существующей политической системы. В зависимости от размера и ресурсов страны, не связанных с характером политической системы и позволяющих ей противостоять потенциальному агрессору, различные условия можно считать относительно благоприятными. Небольшие по размерам и ресурсам страны европейской демократии чувствовали себя относительно комфортно в условиях, сложившихся во время «холодной войны» баланса сил мировых держав. Напротив, такие страны, как Австрия и Германия, которые находятся в окружении модернизирующихся посткоммунистических стран, гораздо менее защищены от пограничных конфликтов, вспышек национализма и многих других проявлений нестабильности.[4]


Экономические условия могут контролироваться различными критериями. Это показатель ВВП и социально-экономической стратификации, рыночной организации экономики и многих других экономических факторов. Хотя демократия отнюдь не является синонимом капитализма, утверждение о том, что капитализм является необходимым условием для применения демократии, кажется правильным.

Конечно, в действительности есть много обществ, таких как южнокорейское или не так давно южноафриканское, которые могут связать капитализм с недемократическими политическими системами. Но важно подчеркнуть, что капитализм «связан» с демократией, потому что, подобно демократии ограничивает абсолютизм государственной власти, создает собственную «негосударственную» реальность, укрепляя позиции автономных экономических субъектов. Напротив, социалистическая экономика, как показывает опыт, органически чужды демократии и чаще всего сопровождается диктатурой, будь то «диктатура пролетариата» или «партия авангарда».

Зависимость стабильности демократии от социокультурных условий еще более сложна. Сама капиталистическая экономика, как показали многочисленные исследования, начиная с М. Вебера, функционирует гораздо менее продуктивно, если нет соответствующей культурно-этической основы. Такой фонд не обязательно должен быть протестантизмом, как полагал Вебер, но ряд компонентов для него обязателен. Такими компонентами могут быть активизм, рациональная склонность к инновациям и самодисциплина. Несомненно, что социально-культурные установки, способствующие экономической эффективности, оказывают свое собственное и весьма мощное влияние на силу политических, в частности, демократических институтов.

Как социально-экономические, так и социокультурные условия необходимы для нормального функционирования демократии. В то же время было бы неправильно переоценивать их важность, потому что здесь огромная роль может принадлежать грамотному руководству.

2.2 Авторитарные режимы

Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако такая характеристика не указывает на существенные черты явления в целом, даже если в нем четко различаются черты тоталитаризма и демократии.

Существенно важным в определении авторитаризма является характер взаимоотношений власти и общества. Эти отношения основаны больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализует общественную жизнь, и более не существует развитой руководящей идеологии. Авторитарный режим допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях и допускает присутствие оппозиции.


Авторитарный режим - государственно-политическая структура общества, в которой политическая власть осуществляется конкретным человеком (классом, партией, элитной группой и т. д.) При минимальном участии людей. Авторитаризм присущ власти и политике, но его основы и масштабы различны. Любое авторитарное навязывание воли власти обществу, а не добровольное и сознательное послушание. Объективные основания авторитаризма могут быть связаны с активной трансформационной деятельностью правительства. Чем меньше из этих оснований и бездеятельная власть, тем более очевидны субъективные, личные основы авторитаризма.

В своей наиболее общей форме авторитаризм принял форму системы жесткого политического правления, которая постоянно использует принудительные и насильственные методы для регулирования основных социальных процессов. По этой причине наиболее важными политическими институтами в обществе являются дисциплинарные структуры государства: его органы власти (армия, полиция, спецслужбы), а также соответствующие средства обеспечения политической стабильности (тюрьмы, концентрационные лагеря, превентивные задержания, групповые и массовые репрессии, механизмы строгого контроля за поведением граждан). При таком стиле правления оппозиция исключается не только из сферы принятия решений, но и из политической жизни в целом. Выборы или другие процедуры, направленные на выявление общественного мнения, чаяний и запросов граждан, либо отсутствуют, либо используются только формально.

Блокируя связи с массами, авторитаризм (за исключением харизматических форм правления) теряет способность использовать общественную поддержку для укрепления режима. Однако власть, которая не основана на понимании потребностей более широкого социального сообщества, обычно не в состоянии создавать политические заказы, которые выражали бы общественные требования. Ориентируясь в проведении государственной политики только на узкие интересы правящего слоя, авторитаризм использует в отношениях с населением методы патронажа и контроля над своими инициативами. Поэтому авторитарное правительство способно обеспечить только принудительную легитимность. Но такая ограниченная общественная поддержка ограничивает возможности режима для политического маневра, гибкого и оперативного управления в сложных политических кризисах и конфликтах.

Постоянное игнорирование общественного мнения, формирование государственной политики без вовлечения общественности в большинстве случаев делают авторитарное правительство неспособным создавать какие-либо серьезные стимулы для социальной инициативы населения. Однако из-за принудительной мобилизации отдельных режимов в короткие исторические периоды может возникнуть высокая гражданская активность населения. Однако в большинстве случаев авторитаризм разрушает инициативу общественности как источник экономического роста и неизбежно ведет к падению эффективности государственного управления, низким экономическим показателям государственного управления.