Файл: Современные политические режимы и их особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее важной характеристикой бюрократических и олигархических режимов является корпоративизм, то есть формирование и относительно успешное функционирование структур особого типа, связывающих общество с государством, в обход политических партий и законодательных органов. Официально представляя частные интересы перед государством, такие структуры формально подчиняются государству и перекрывают все законные каналы доступа к государству для других членов общества и общественных организаций.

Отличительными чертами корпоративизма являются:

а) особая роль государства в установлении и поддержании особого социально-экономического порядка, в основном существенно отличающегося от принципов рыночной экономики;

б) различной степени ограничений, налагаемых на функционирование либерально-демократических институтов и их роль в принятии политических решений;

в) экономика в основном функционирует на основе частной собственности на средства производства и наемного труда;

г) организации-производители получают специальный промежуточный статус между государством и общественными субъектами, выполняя не только функции представления интересов, но и регулирование от имени государства. В какой-то степени эти характеристики корпоративизма проявляются во всех бюрократических и олигархических режимах.

Государство в условиях бюрократического авторитаризма отстаивает интересы блока, состоящего из трех основных движущих сил. Это, прежде всего, национальная буржуазия, контролирующая крупнейшие и наиболее динамичные национальные компании. Затем международный капитал, который тесно связан с национальным капиталом и во многих отношениях является движущей силой экономического развития страны Дина. Это взаимодействие национального и международного капитала привело, в частности, к формированию дополнительного числа дочерних компаний многонациональных корпораций. Высокая степень нестабильности, острые политические конфликты, «коммунистическая угроза» и периодически возникающие экономические кризисы побудили этот блок опираться на другую важную силу, способную предотвратить возможную социальную дезинтеграцию - армию.

Отстаивая интересы этого блока сил, государство наделено рядом близких фашистских характеристик - высокой степенью авторитаризма и бюрократии, а также активным вмешательством в ход экономических процессов. Эта роль государства усиливается по мере того, как становится очевидной необходимость защиты интересов национального капитала от возросших требований международного капитала. Государство все больше выступает в роли покровителя национальной буржуазии. Такая модель существовала в ряде латиноамериканских стран до тех пор, пока она не разработала и не раскрыла свои претензии на политическое участие в очень популярном секторе, рост которого тщательно контролировался государством, пока интересы национальной буржуазии не были диверсифицированы, что могло, больше не будет решаться в рамках авторитарного режима.


Просто к приведенной выше классификации авторитарных режимов можно добавить следующие разновидности.

Популистский режим, как следует из его названия (populus - это люди на латыни), продукт пробуждения большинства людей к независимой политической жизни. Однако это не дает массам реальных возможностей влиять на политический процесс. Им отводится незавидная роль «статистов», одобряющих и практически поддерживающих действия правительства, которое якобы преследует единственную цель - благо народа. Чтобы поддержать эту иллюзию, популистские режимы широко прибегают к социальной демагогии, к которой в современном политическом лексиконе используется слово «популизм». В действительности, однако, популистские режимы с большей вероятностью будут учитывать интересы экономически привилегированных слоев населения, и их реальная поддержка - бюрократия.

Популистские режимы основаны на одной (единственной легальной или доминирующей партии), которая провозглашает национальное развитие своей главной целью. Используемая этими способами фраза обычно носит националистический характер, нация изображается как вовлеченная в смертельные бои с враждебными силами - транснациональными корпорациями, консерваторами, коммунистами или вообще сеющими раздор политиками. Хотя теоретически все граждане имеют гражданские права, на самом деле существует много способов предотвратить открытую борьбу за лидерство: гражданам предоставляется свобода выбора кандидатов, но не партий: или не все партии могут участвовать в выборах: или результаты голосования просто сфальсифицированы.

Самый старый популистский режим в мире до самого недавнего времени (когда он начал так называемую «мексиканскую») существовал в Мексике, где Институциональная революционная партия (ИРП) была у власти с 1921 года. Оппозиция действовала законно, но надеется, что когда-нибудь у власти этого было недостаточно: согласно закону о выборах, партия, которая заручилась поддержкой относительного большинства избирателей, получила подавляющее большинство мест в Конгрессе. И относительное большинство голосов ИРП получал всегда потому, что за семь-десять лет слился с государственным аппаратом и, что не менее важно, пронизан организационной структурой всего общества. Со временем ИРП, став радикальным, занял довольно умеренную позицию: он больше не борется ни с Церковью, ни с капитализмом. Должен признать, что Мексика под управлением ИРП не смогла избежать неприятностей, типичных для авторитарных и бюрократических режимов: острого неравенства, коррупции и репрессивных тенденций, а также стагнации в экономике. «Мексатроника» во многом способствовала демократизации страны. Однако, как свидетельствует недавнее крестьянское восстание на юге Мексики, десятилетия авторитарной и бюрократической власти не проходят бесследно.[13,14]


Весьма характерным для популистских режимов является культ личностей "лидеров-основателей", таких как кенийцы в Кении. Ньерере в Танзании. Каунда в Замбии. Когда умирает лидер, его харизму (термин, введенный М. Вебером в политологии для отражения исключительных, сверхчеловеческих качеств, приписываемых носителю политической власти) может быть трудно, передать партии или другим институтам власти, и это одна из главных трудностей режима. Еще одна серьезная проблема исходит от военных. Мексика избежала этой угрозы только благодаря военной элите страны с 1921 года. Она была политизирована и тесно связана с политическим руководством. Однако в Африке многие популистские режимы были вынуждены сосуществовать с профессиональными армиями, основы которых были заложены колонизаторами. Часто это сосуществование плохо заканчивается для гражданских политиков. Режим Кваме Нкрума в Гане считался исключительно стабильным.

Популистские режимы прибегают к различным мерам по нейтрализации угрозы со стороны военных: взяточничество (предоставление военным чрезвычайно высоких зарплат, привилегий и т. д.). Политизация армии (путем создания политических агентов): создание параллельных вооруженных сил в форму народного ополчения или спецподразделения подчиняются непосредственно «вождю». Но ни одна из этих мер не гарантирует выживания режима.

Эгалитарно-авторитарный режим: закрытый, с монолитной элитой. Французское слово egalite означает «равенство», а производный термин egalitarism давно используется для описания идеологий стремясь преодолеть экономическое неравенство. Самым влиятельным из них в XIX веке был коммунизм по формулировке. Предложенной выдающимися немецкими учеными и несколько менее удачливыми политиками Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, в 1917 году он достиг позиции официальной идеологии Советской России, а затем ряд других стран. Вот почему режимы такого типа часто называют коммунистической или коммунистической партией. В действительности, однако, ни приверженность политического руководства конкретной идеологии, ни присутствие коммунистической партии во власти все еще не создают конфигурацию институтов и норм. Определяет специфику режима: его «лояльность идеям марксизма-ленинизма» была объявлена ​​(недаром, в надежде на советскую помощь) многими лидерами авторитарно-бюрократических режимов «третьего мира» и Республика Сан-Марино, где коммунисты долгие годы были ведущей силой в правящей коалиции, оставалась либеральной демократией. Термин «эгалитарно-авторитарный режим» предложен Дж. Блонделем. может быть, не слишком успешным, но, по крайней мере, он позволяет нам сосредоточиться на более важных характеристиках.


Как популистский, равноправно-авторитарный режим возникает в условиях политического пробуждения масс. Однако, если первый, действуя от имени народа, фактически заставляет его принять ситуацию, второй, основываясь на активности масс, фактически меняет ее. Наиболее важной чертой эгалитарно-авторитарного режима является нарушение отношений собственности, что часто приводит к полной ликвидации собственности на землю и гневу частного предпринимательства. Экономическая жизнь находится под контролем государства, что означает, что правящая элита также становится экономически привилегированным классом. Таким образом, эгалитарно-авторитарный режим воспроизводит феномен «власть-собственность». Монолитный характер элиты проявляется также в сглаживании различий между административной и политической элитами. Чиновник в эгалитарно-авторитарном режиме не может даже быть вне политики с чисто теоретической точки зрения. Институциональная основа, позволяющая монолитному гневу («предмету») осуществлять контроль над обществом, обеспечивает партия. Его руководящая роль институционализирована или даже конституционно, как это было в СССР. Отсюда и закрытая природа режима.

Политическая активность масс является необходимой предпосылкой для появления эгалитарно-авторитарного режима, потому что в противном случае он не смог бы сломить сопротивление "старых" экономических элит. Однако все еще есть возможности для участия масс в политике. Подчеркивая эту характеристику эгалитарно-авторитарного режима. политология основана на таких очевидных фактах, как высокая степень политизации всей общественной жизни, периодические интенсивные политические и пропагандистские кампании, предоставление гражданам возможности избирать и быть избранными на различные должности. Коммунистическая партия сама по себе может рассматриваться как важный механизм включения в политическую жизнь. У большинства из этих режимов также были массовые организации, такие как народные фронты, по сей день существующие в Китае, Северной Корее. Вьетнам и Лаос, или комитеты по защите революции (Куба). Во многих странах это было разрешено и даже поощрялось

Деятельность "демократических партий", которая признала ведущую роль коммунистов. Однако важно подчеркнуть, что участие в эгалитарно-авторитарном режиме регулируется (иногда используется этимологически четкий термин «дирижизм»). Средством политической мобилизации масс была коммунистическая идеология, которая уже в 60-х годах была разделена на несколько локальных разновидностей, отражающих культурные особенности отдельных стран (кукуруза Данди в Китае, «идея чучхе» в Северной Корее).


Авторитарно-эгалитарный режим: закрытый, с дифференцированной элитой. В отличие от коммунистической идеологии с ее акцентом на социальную справедливость риторика авторитарных и эгалитарных режимов основана на идее неравенства. [15,16]Отсюда и термин, использованный в классификации Дж. Блонделя (приставка «в», фактически здесь означает «не»). Авторитарные, но неэгалитарные режимы не стремятся завершить трансформацию отношений собственности I. Иногда вступая в конфликты с определенными экономически привилегированными слоями, в целом, вероятно, они берут их под свою защиту. Пробужденная политическая активность масс направлена «по другому адресу», что позволяет богатым классам вести относительно комфортное существование

Самый длинный режим такого типа существовал в Италии, где фашистская партия пришла к власти в 1922 году и потеряла ее более двадцати лет спустя, после катастрофического поражения страны во Второй мировой войне. Лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини, начал свою карьеру в качестве члена социалистической партии и принадлежал к ее левому крылу. Позже, однако, он начал пропагандировать идею о том, что притеснение итальянских рабочих итальянскими капиталистами уступает по важности эксплуатации, которой «пролетарская нация» подверглась в целом иностранным державам. Этот простой постулат оказался весьма привлекательным для некоторой части экономически неблагополучных слоев населения и позволил создать массовое движение, которое привело Муссолини к власти.

2.3 Тоталитарные режимы

Термин тоталитаризм происходит от латинского слова totalis - абсолютный, безграничный. Тоталитарный режим характеризуется полным государственным контролем над всеми сферами общества, их строгим регулированием и преимущественно репрессивными методами управления и принуждения.

Как целостный общественно-политический феномен тоталитаризм возник в двадцатом веке. От политиков впервые эта концепция была использована Б. Мусоллини, который представил итальянских либералов и П. Д. Амендола из Габетти в 1923 г.

Признаки тоталитаризма:

1. Строгое регулирование всех аспектов жизни общества (обычно на основе любой идеологии).

2. Тотальный контроль власти над обществом и деятельностью его отдельных членов.

3. Репрессивная система правосудия.

4. Однопартийная или неконкурентная (фиктивная) многопартийная система.