Файл: Современные политические режимы и их особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Правящая партия организовала недемократический способ, которым власть распределяется от лидера к народу, а не от народа к лидеру.

6. Развитая система доносов, наличие политического следствия и карательных отрядов.

7. Государственный монопольный контроль над производством, экономикой и другими сферами жизни, в том числе образовательными, медиа, художественными, литературными, театральными и спортивными организациями.

8. Постоянное и повсеместное использование террора против населения. Физическое насилие является основным условием укрепления и осуществления власти.

9. В политической жизни общества индивид обычно ограничен в правах и свободах, даже если они закреплены в законе, нет механизма их реализации и возможности их использования.

10. Милитаризация - идея военной безопасности становится необходимой для социальной сплоченности. Агрессивность внешней политики.

11. Культ лидера - лидера обожествлен и пользуется неоспоримой властью.

12. Вся власть сосредоточена в руках правящего клана.

13. Провозглашается бесклассовое общество и равное социальное положение всех его членов.

Тоталитарный режим имеет много других отличительных особенностей, но все они основаны на антидемократических методах управления государством и обществом. [17,19]Особого внимания заслуживает абсолютная концентрация власти в руках лидера, основанного на правящей партии. Принцип лидерства или фюреризма отражает низкий уровень развития демократического сознания, возникает как выражение необходимости символа единства нации в условиях социальной нестабильности.

Тоталитаризм в XX веке был установлен только при наличии определенных материальных предпосылок. Такими предпосылками являются:

1. Фабричное производство, концентрирующее большие массы населения в определенных местах, что облегчает контроль над ними, а также создает идею, что общество может быть организовано на примере большой фабрики или завода, где люди будут послушными винтиками этого большого организация.

2. Развитие средств массовой информации, коммуникаций и транспортных коммуникаций, что позволяет донести цели доминирующей идеологии до каждого.

3. Глубокий национальный кризис. Кризис создает социальные и политические предпосылки для установления тоталитарного режима.

Социальная предпосылка состоит в том, чтобы увеличить размер и влияние маргинализированных. Маргиналы - это люди, которые потеряли свой обычный социальный статус и не успели приобрести новый. Наличие маргинального слоя нормально для любого общества. Когда экономика развивается, можно оказывать маргинальным лицам серьезную финансовую помощь в приобретении новых профессий, в трудоустройстве и т. д. В условиях глубокого кризиса численность маргинального слоя резко возрастает, а возможности для помощи резко возрастают снижается. Их недовольство может взорвать социальную и политическую стабильность, потому что сознанием этого слоя можно легко манипулировать. Маргинальные люди, не имеющие устойчивых интересов, руководствуются в политическом поведении чувствами, эмоциями, настроением и т. д.


Глубокий национальный кризис имеет не только социальные, но и политические последствия. Они выражаются в ослаблении демократических ценностей и традиционных политических институтов. Государственный бюджет резко сокращается, что позволяет хорошо организованным и финансируемым группам лоббировать свои интересы, представляя интересы самых богатых групп населения. В такой ситуации для большинства населения, демократии, выборы кажутся умной машиной, с помощью которой богатое меньшинство еще больше обогащается за счет бедного большинства. Исходя из этого, требования равенства и сильного государства возрастают.

Серьезной причиной перехода к тоталитарным методам правления могут стать экономическая и политическая отсталость, задержка модернизации. Такая ситуация способствует попытке правящей группы передать власть на путь аварийного управления. Выбрав путь экстраординарных методов, правящая группа не позволяет структурировать общество на основе экономических интересов. Ликвидация социальных и этнических групп, представляющая угрозу для правительства, таким образом, регулярная уборка, разрыв социальных связей между семьями, друзьями, введение трудовых книжек и проживание - все это начинает служить великим идеям. Пример - Германия, потерпев поражение в Первой мировой войне, подписав Версальский договор, стране пришлось внести огромный вклад. Вместе с обязательствами по демилитаризации у страны остался выбор: либо остаться второстепенной европейской страной, либо попытаться сбежать. Эта ситуация стимулировала приход к власти нацистов. [20,21]Их основными требованиями были: прекращение репарационных выплат, возрождение и поддержание народного хозяйства, восстановление позорной чести страны, организация свободного рынка и борьба с коммунизмом, очистка национальной культуры от иностранцев, исключение евреев из общественной жизни, корректировка границ и восстановление стабильного немецкого рейха.

Ситуация была похожа в России.

С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки противостоять нынешнему курсу. Деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни правоохранительных органов - армии, полиции, силовых структур - значительно активизировались. Даже специальные органы создаются главной задачей, которая заключается в выявлении «ненадежных», «врагов народа» и их немедленной демонстративной ликвидации.


В экономической сфере, хотя монопольный контроль со стороны государства преобладает, это не означает полного отказа от реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и работникам частного сектора. Система неэкономического принуждения может быть использована на государственных предприятиях.

Наиболее реакционным является фашистский политический режим. Это открытая террористическая диктатура реакционных сил, которая отвергает всякую демократию и верховенство закона. Фашизм характеризуется крайним шовинизмом и расизмом, началом захватнических войн для порабощения «низших» наций и народов.

Часто в литературе тоталитаризм и фашизм отождествляются. Между ними много общего, но есть одно фундаментальное отличие: в отличие от фашизма, типичный тоталитарный режим не стремится поработить другие нации, хотя он может осуществлять контроль над определенной нацией или людьми, они могут быть нежелательны для существующего правительства, но это не объявлено одной из целей тоталитаризма.

ГЛАВА 3 Политический режим современной России

Наряду с демократической формой политической системы, закрепленной в Конституции Российской Федерации 1993 года, осуществление власти в современной России за последнее десятилетие было связано с рядом особенностей, которые противоречат конституционным положениям.

Среди основных особенностей следующие:

- гипертрофия властных прерогатив президента путем ограничения полномочий других учреждений, что приводит к тому, что президент зачастую не может эффективно осуществлять свои полномочия;

- рейтинг разделения властей - законодательной и исполнительной, центральной и региональной, приводит к их политической борьбе за влияние на политические, экономические, социальные и другие ресурсы власти; неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по фундаментальным вопросам общественной жизни, решить проблемы бедности;

- сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократического процесса, в частности с выборами и многопартийной системой, что было наиболее характерным для России в 1990-е гг .;

- фактический контроль правительства только за президентом и его полная зависимость от политической ситуации, а не от результатов деятельности, в результате чего кадровый скачок иногда не имеет отношения к качеству правительства;


- несколько режимов;

- концентрация власти в руках узкого круга людей из номенклатуры и вновь появившихся собственников, которые стали богатыми не законными методами, что имело место в основном в 1990-х годах, но оказывает огромное влияние в настоящее время, что приводит к использованию преступных методов государственного управления и хозяйственной деятельности;

- значительная укорененность неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;

- небольшое количество и организационная слабость партий, лишенных социальной базы и неспособных эффективно выполнять основную функцию посредника между властью и обществом;

- широкий спектр лоббистской деятельности, не регулируемой законодательными актами и не контролируемой обществом;

- неразвитость системы местного самоуправления в зависимости от региональных элит;

- отсутствие в обществе единой идеологической, ценностной и регулирующей систем, которые позволили бы гражданам ориентировать свое поведение.

Нынешний социальный порядок глубоко укоренен во внутренних институциональных и политико-культурных традициях монобиквитинирования власти, то есть концентрации властных ресурсов в одном персонализированном институте под чисто административными функциями всех других институтов.

Существующая конфигурация политической власти создает особую ситуацию, в которой институты государства, легитимированные всенародным голосованием, участвующие в формировании исполнительной власти, на самом деле не несут никакой ответственности за ее деятельность. Правительство, назначаемое Президентом и подотчетное только ему, может быть в любое время отправлено в отставку по соображениям политической целесообразности или из-за «закулисной» борьбы.

Согласно Конституции Российской Федерации, Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, который формируется на основе регионального представительства, основанного не на выборах, а зачастую на личном отношении глав ветвей власти. субъектов Федерации назначенным лицам. В то же время законодательная власть Федерального Собрания, в свою очередь, ограничена, во-первых, правом Президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой исполнительной власти издавать многочисленные подчиненные действия, которые могут нарушить выполнение любых законов.

После того, как быстрый всплеск «демократических» настроений в конце 1980-х - начале 1990-х годов в российской политике сменился тенденцией к авторитаризму, многие начали задавать вопрос о причинах таких изменений. Некоторые исследователи видели причину возврата к традиционной русской политической культуре петровских, если не допетровских времен. [26,28]Другие утверждали, что «сам опыт перехода переориентировал общественное мнение с утопических ожиданий рынка и демократии, характерных для краха старой системы, на более осознанный и, безусловно, более осторожный взгляд на мир.


Авторитарный режим возник в основном из-за апатии и разочарования в политике и политиках ельцинского периода. В то же время последовательная ликвидация режимом практически всех ниш независимой социальной деятельности и возникающих институтов гражданского общества (даже в несовершенных формах ельцинского времени), рост централизации и бюрократизации управления привели к еще большей апатии и разочарованию в обществе деятельность. В целом население, разочарованное политикой 1990-х годов, поддержало мягкий авторитаризм, который отдается за особую российскую демократию, поскольку, по мнению большинства, он добился впечатляющих успехов и способен на еще большее в будущем. Таким образом, не Путин создал авторитарный режим в России, но постсоветская политическая культура и неудачные реформы привели к власти Путина с его программой. Угроза нынешнему режиму может возникнуть, если его политика слишком резко противоречит этому идеалу. В этой ситуации, почувствовав недовольство, население может начать протестовать активнее.

Это возможно при нескольких обстоятельствах:

1. Социальная ориентация, провозглашенная режимом, останется на словах, но на самом деле будет «либеральный» экономический курс, который приведет к еще большему разрыву между богатыми и бедными и к недовольству населения в целом их ситуация. Беспорядки, связанные с законом о монетизации льгот, свидетельствуют о принципиальной возможности такого пути. В то же время, учитывая сохранение высоких цен на нефть, которые дают российскому руководству значительные средства для поддержания спокойствия среди населения, такой путь в обозримом будущем представляется маловероятным.

2. Социальная ориентация перерастет в национализацию слишком большой части экономики и растрату значительной доли государственного богатства на бессмысленные проекты. Это приведет к инфляции, закрытию экономики от внешнего мира, поддержанию неэффективных производств и т. д. (политика советского образца). Как показывает скандал, вызванный интервью Олега Шварцмана, влияние сил, выступающих за "бархатную реприватизацию" в правящих кругах, довольно велико. В то же время очевидно, что ни Путин, ни Медведев не поддерживают возвращение к советской модели. Политика Путина по расширению влияния госкорпораций в ряде чувствительных областей (военная промышленность, энергетика, авиастроение и т. д.) Еще не вышла за рамки социального идеала. В целом полная национализация экономики представляется маловероятной, хотя борьба по этому вопросу будет продолжаться.