Файл: Построение организационных структур ( ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятие, сущность и типы организационных структур
1.2 Методы и этапы анализа организационной структуры предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ООО «ТРЕНД»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ООО «ТРЕНД»
2.2 Анализ организационной структуры ООО «ТРЕНД»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ТРЕНД»
ВВЕДЕНИЕ
Выживание и процветание организаций, работающих на рынке близко связано с самим результатом. В свою очередь для достижения результата организация нуждается в стратегии, чтобы, как образно отметил Минцберг: «составить маршрут к желаемым результатам» и, следовательно защитить себя от конкурентов и остаться конкурентоспособной и процветающей».
Особую роль в решении этой задачи, определении приоритетов и вектора развития организации играет стратегия.
Одной из функций менеджмента является организация системы управления — организационное проектирование, в результате которого формируются организационные структуры предприятия. Организационная структура — это состав служб аппарата управления предприятием, связи, распределение ролей, полномочий и ответственности между ними.
Ключевыми решениями в проектировании организации являются: степень разделения труда; тип оргструктуры; способ координации; масштаб управляемости, количество уровней управления; способ распределения прав и ответственности; соотношение централизации и децентрализации в принятии решений. Эти решения отражают сложное взаимодействие между тем, что окружает организацию, и тем, как управляют организацией.
Следует отметить, что сама по себе оргструктура не обеспечивает автоматически эффективности процесса управления. Теоретически самая лучшая оргструктура может оказаться неудачной, если не будет поддержана умелыми руководителями, специалистами и исполнителями, и, наоборот, хорошее управление может привести к нужным результатам даже в условиях неэффективной оргструктуры.
Указанными положениями объясняется актуальность исследования.
Цели исследования: изложение теоретических основ и практических аспектов развития организационных структур в системе управления предприятием (на примере ООО «ТРЕНД»)
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы организационной структуры предприятия.
2. Рассмотреть методы и этапы анализа организационной структуры предприятия.
3. Провести анализ организационной структуры предприятия ООО «ТРЕНД».
4. Разработать проект мероприятий по совершенствованию организационной структуры в системе управления предприятием.
Объектом исследований выступает действующее предприятие ООО «ТРЕНД». Предмет изучения – организационная структура предприятия.
В основу работы положены труды Д.Аакера, И.Ансоффа, И.Гуркова, Г.Минцберга, В.Кондратьева, Ж.-Ж.Ламбен М.Портера, А.Томпсона, А.Стрикленда, К.Хаксевера, Р.Холла.
Основные теоретические выводы данной работы могут быть использованы для дальнейших исследований по проблемам разработки организационных структур, а также могут быть полезными для выработки мер государственной и корпоративной стратегий взаимодействия для развития рынков России.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в разработку одной из актуальных экономических проблем, связанной с поиском стратегий развития и процветания компаний России.
Методологической основой исследования явились: монографии и труды зарубежных экономистов, публикации в периодической печати, ресурсы Интернета.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятие, сущность и типы организационных структур
Организационная структура компании - это механизм структурирования организационных единиц и управления процессами компании с целью реализации ее стратегии и целей посредством:
− разделения труда, закрепления ответственных за выполнение процессов, определения функций и полномочий персонала;
− координации работы, необходимой для интеграции разрозненных работ и достижений общих целей организации с помощью трех инструментов:
а) контроля результатов реализуемых процессов;
б) стандартизации труда, проявляющаяся в формализации поведения;
в) обеспечения взаимодействия сотрудников различных подразделений на горизонтальном уровне предприятия;
− обеспечения способности качественной обработки информации для своевременного принятия решений и обеспечение необходимой реакции предприятия.
В современной теории существует два подхода к определению понятия «структура». Подход предполагает, что структура - это определенное взаимное расположение частей данного набора; Другое - это совокупность связей между его частями. Конечно, части целого взаимосвязаны, но не все и не все. В результате, согласно логике, получается, что стороны по какой-то причине не включены в систему связей (и такие случаи могут возникать) выходят за пределы структуры, что само по себе абсурдно. Кроме того, связи между элементами могут быть неисчислимыми, и большинство из них являются структурными (или структурирование структур) нет. Тем не менее, они могут влиять на характеристики конструкции. В то же время взаимное расположение элементов в целом уже предполагает наличие связей между ними (пространственными, генетическими и т. Д.).).[2,c.411]
В определении «организационная структура» присутствуют два термина «организация» и «структура», рассмотрим их по отдельности.
Организация - это социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей.
Отсюда сразу вытекают несколько требований:
− наличие не менее двух людей, которые считают себя частью группы;
− наличие не менее одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
− наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель.[3,c.208]
Структура –это внутреннее устройство, компоненты объекта с их взаимосвязями.
Сложив эти два термина, мы получим, что организационная структура есть внутреннее устройство социальной общности, деятельность которой сознательно координируется для достижения общей цели.
Однако в теории организации есть классическое определение организационной структуры, в котором присутствуют три ключевых компонента:
− Организационная структура отражает формальные отношения отчетности, включая уровни иерархии и объёма контроля менеджеров и супервизоров.
− Организационная структура отражает объединение индивидов в подразделения и подразделений в целостную организацию.
− Организационная структура требует разработки систем, гарантирующих эффективную коммуникацию, координацию и интеграцию усилий всех подразделений.[6,c.696]
Влияние сложности и изменчивости деловой среды на выбор типа организационной структуры иллюстрирует рис. 1
Рис. 1. Уровень сложности деловой среды
Классификация организационных структур управления представлена в табл.1.
Таблица 1
Классификация организационных структур управления
Классификационный |
Характеристика организационной структуры |
По числу уровней иерархии |
Одноуровневые Многоуровневые |
По принципам управления и подчиненности |
Децентрализованные Централизованные Смешанные |
По выполняемым функциям и целевому назначению |
Структура системы планирования Структура оперативного управления Структура Информационной системы и т.д. |
По принципу разделения на подсистемы |
Разделение по функциональному признаку Разделение по объектному признаку |
Любая организационная структура управления характеризуется дифференциацией и интеграцией организации. Существует три основных типа дифференциации: горизонтальное, т. Е. Горизонтальное разделение структурных единиц; вертикальная, то есть глубина организационной иерархии; пространственное распределение, т.е. территориальное распределение персонала и оборудования организации.
Горизонтальные связи имеют характер координации и, как правило, одного уровня. Вертикальные соединения - это подчиненные соединения, и их потребность возникает, когда управление является иерархическим, то есть при наличии нескольких уровней контроля. Кроме того, связи в структуре управления могут быть линейными и функциональными. Линейные отношения отражают движение управленческих решений и информации среди так называемых линейных менеджеров, то есть людей, несущих полную ответственность за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональное общение происходит в направлении информационного потока и принятия управленческих решений в различных функциях управления..
В то же время с ростом организационной дифференциации возрастает необходимость усиления интеграционных процессов в организации.
Централизация определяется степенью концентрации формального принятия решений на индивидуальном или групповом уровне, что определяет способность работников участвовать в принятии решений и реализации управленческих решений. Высокая степень централизации желательна при принятии стратегических решений при принятии общесистемных правовых и финансовых решений в стабильной внешней среде.
Децентрализация желательна в оперативных решениях, чтобы обеспечить быстрое реагирование на изменения внешней среды и повысить ответственность сотрудников за эффективность и реализацию решений.
Потому выбор типа организационной структуры управления - одна из основных задач руководства. Обычно, типы организационных структур управления имеют отличительные признаки, также различаются меж собой конфигурацией и определенными недочетами и преимуществами с позиций приспособлении к изменениям деятельности организации.
Верно избранная организационная структура управления дозволяет правильно организовать управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачки и функции управления, а, как следствие этого, права и вину за их выполнение. С этих позиций организационную структуру управления можно разглядывать как форму разделения и кооперации управленческой работе, в рамках которой случается процесс управления, который был направлен на достижение поставленных задач организации.
В итоге, связь организационной структуры управления с главными понятиями управления - его целями, функциями, действием, механизмом деятельности, персоналом и его возможностями - говорят о ее большом воздействия на все стороны работы организации. Конкретно потому главы всех уровней уделяют большущее внимание принципам и способам формирования, выбору типа либо композиции видов структур, исследованию тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачкам.
Обилие организационных, структур управления предназначает множественность принципов их формирования. Сначала организационная структура обязана отражать цели и задачки организации, а, как следствие этого, быть подчиненной производству и изменяться вместе с происходящими в нем переменами. Она обязана отражать функциональное разделение труда и размер возможностей сотрудников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, обычно, в направлении более больших уровней управления.
При всем этом возможности управляющего хоть какого уровня ограничиваются не лишь внутренними факторами, да и факторами наружной среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, которые были приняты в нем традициями и нормами. иными словами, структура управления обязана соответствовать общественно-культурной среде, и при ее построении нужно учесть условия, в которых ей будет необходимо работать. Это значит, что попытки слепо копировать структуры управления, которые действуют удачно в остальных организациях, обречены на провал, если условия работы различны.
Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и возможностями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с иной.
А также, при построении, развитии и изменении структур управления предприятием нужно неизменное сравнение издержек и итогов с надлежащими показателями на схожих предприятиях.
В теории управления выделяются классические типы оргструктур (линейная, многофункциональная, линейно-многофункциональная, дивизиональная, матричная) и новые (тензорная (многомерная), сетевая, эдхократическая, партисипативная, коммерческая, направленная на рынок).
Рассмотрим наиболее распространенные.
Линейная структура управления (рис. 2).
Рис. 2 Линейная структура управления
Она характеризуется тем, что во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке "сверху вниз", обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам руководитель в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия).