Файл: Функции государства (Понятие и признаки государственного аппарата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В правовом демократическом государстве должны властвовать не лица, а правовые нормы, общие правила. Лица, обладающие властью, подчинены этим правилам одинаково с лицами, не имеющими власти, они являются исполнителями предписаний, которые отражены в Конституции, законах и кодексах. Одна из главных функций любой конституции состоит в устройстве государственной

власти, т.е. в создании определенной системы органов государственной власти. Конституционная система власти включает в себя не только те органы государственной власти, которые названы в тексте Конституции. В нее входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов. Система власти, таким образом, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня. Это наиболее важный государственно-правовой институт, нормы которого регулируют механизм осуществления государственной власти, организацию и деятельность органов государства, их виды, систему и принципы деятельности. Изучение общих положений этого института, которые закреплены конституционно, позволит понять характер взаимосвязей и взаимоотношений органов, которые отличаются как своими функциями, так и объемом полномочий. Конституция РФ 1993 г. в главе первой «Основы конституционного строя» закрепила виды, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти. Федеративное устройство России накладывает существенный отпечаток на организацию государственной власти. Несмотря на общие с другими федеративными государствами признаки, российский федерализм имеет свои особенные черты, которые проявляются в том числе в построении системы государственной

власти и ее нормативном оформлении. Понятия «система государственной власти» и «система органов государственной власти» получили довольно подробное исследование в научной литературе, кроме того, достаточно исчерпывающее определение «системе федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти» дано Конституционным Судом Российской Федерации. Вместе с тем, по-прежнему остаются актуальными вопросы определения принципов организации системы власти, вопросы организации вертикали власти, вопросы разграничения полномочий и др. Цель работы – раскрыть систему органов исполнительной власти. Задачи работы: -раскрыть понятие и признаки государственного аппарата; - рассмотреть принципы организации и деятельности государственного аппарата; -рассмотреть понятие, признаки и виды государственных органов; - охарактеризовать систему органов исполнительной власти в Российской Федерации; - показать принцип


формирования, компетенция и взаимодействие органов исполнительной власти Российской Федерации; -рассмотреть полномочия, компетенции, и структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; -показать разграничение компетенции органов исполнительной власти. Объект работы – правовые отношения в области системы органов государственной власти. Предмет работы – нормативно-правовые акты в

области правового регулирования работы органов исполнительной власти. Методы исследования. В

работе использовались частно-научные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический. Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. СТРУКТУРА (МЕХАНИЗМ) АППАРАТА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие и признаки государственного аппарата

Государственный аппарат – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Основные признаки: 1) Госаппарат, это целостная иерархическая система госорганов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями. 2) Первичными структурными элементами госаппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Госорганы связаны между собой на началах субординации и координации. 3) Для обеспечения государственно- властных велений госаппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно государство. 4) При помощи госаппарата практически осуществляется власть и выполняются

функции государства. Государственный аппарат включает в себя государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно- властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.); Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально- психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.


В частности, если государство имеет большую территорию (например, Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы

государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных, болезненных явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно- образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

1.2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Федеративная организация государственной власти, то есть федерализм как принцип территориальной организации власти и федеративное устройство как политико-территориальная организация государства, закреплены в двух главах Конституции РФ (статьи 1 и 5 главы I и глава III). Государственная власть в федеративном государстве осуществляется на двух уровнях: федеральном и уровне субъектов федерации. При всех различиях в подходах к определению признаков федеративного государства двухуровневая организация государственной власти является общепризнанным и несомненным признаком федеративного государства. Органы

государственной власти в Российской Федерации Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти образуют систему органов государственной власти (систему государственной власти) Российской Федерации. Вместе с тем понятие «система органов государственной власти» не имеет четкого и однородного истолкования. Законодательство не дает определения понятия «системы органов государственной власти». Можно лишь опираться на положения пункта «г» статьи 71 Конституции РФ, относящей к ведению Российской Федерации: установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности, и пункта «н» части 1 статьи 72, относящей к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов: установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Б. П. Елисеев рассматривает систему органов государственной власти как сочетание трех ветвей власти, структурно и организационно разделенных (по выполняемым функциям и занимаемым уровням) и вместе с тем связанных интегрирующим институтом главы государства, правовыми нормами и реализующих функции государства. Согласно определению О.Е. Кутафина, «система органов государственной власти – совокупность всех органов государственной власти, взаимосвязанных и взаимодействующих в ходе осуществления государственной власти». В. Нарутто полагает, что «система органов государственной власти – совокупность разнообразных организационно- правовых форм осуществления государственной власти. Понятие охватывает две относительно самостоятельных вида подсистем: системы федеральных органов государственной власти и системы органов государственной власти субъектов федерации». То есть, если Б. П. Елисеев указывает на интегрирующую роль главы государства, то, к примеру, С. В. Нарутто увязывает понятие системы органов власти с федеративным устройством государства. Наличие официального толкования, данного Конституционным Судом РФ, согласно которому «под системой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов» также не дает полного представления о системе органов государственной власти в федеративном государстве, и по-прежнему остаются актуальными вопросы организации вертикали власти, которая также представляется системой, особенно в сфере исполнительной власти. 1. Система федеральных органов власти установлена Конституцией РФ (ч. 1 ст. 11), и ни один орган, кроме перечисленных в Конституции (сформированных указанными органами), не вправе функционировать на территории Российской Федерации. Несколько сложнее выглядит конституционное регулирование организации системы органов государственной власти субъектов федерации. Установление системы органов государственной власти субъектов Федерации отнесено к ведению субъектов Федерации на основе общих принципов, установленных федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ). Согласно другой конституционной норме, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерацией и ее субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72). Действительно, общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов федерации определены одноименным федеральным законом. Однако общие принципы организации системы органов государственной власти должны касаться в целом системы органов государственной власти, то есть системы органов государственной власти Российской Федерации, которая, в свою очередь, состоит из двух подсистем. Общие принципы организации системы органов государственной власти, о которых говорится в пункте «н» статьи 72 и общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти как федеральных, так и региональных, должны соотноситься как общее и целое. Соответственно, если следовать тексту пункта «н» ст. 72, должен быть принят еще один федеральный закон, который установил бы общие принципы организации системы органов государственной власти Российской Федерации. На наш взгляд, более логичным кажется «перенесение» указанной нормы в части, касающейся системы органов государственной власти, в статью 71 Конституции, поскольку принципы являются общими для всей системы государственной власти, и устанавливать их должна (вправе) Российская Федерация. В то время как ее нахождение в статье 72, устанавливающей вопросы совместного ведения, предполагает, что и субъекты Федерации вправе принимать законы, устанавливающие общие принципы организации системы государственной власти (ч. 2 ст. 76). Действующий же Федеральный закон (Федеральный Закон от 6 октября 1999 No 184 (в ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации»), следуя положениям части 1 статьи 77 Конституции, оставил за рамками установления общие принципы


организации системы органов государственной власти Федерации в целом, и «урегулировал лишь отдельную сферу государственно-властных отношений, связанных с федеративной структурой. В связи с этим отметим, что принятие указанного Федерального закона (в соответствии с ч. 1 статьи 77 Конституции), выявило, что федеральный законодатель весьма расширительно истолковал круг вопросов и принципов, относящихся к общим, продемонстрировав при этом субъективный подход, отнюдь не «базирующийся на объективных критериях». Это привело к тому, что в сфере регулирования вопросов организации системы государственной власти федеральный законодатель фактически не оставил субъектам Федерации каких- либо возможностей для самостоятельного регулирования.

1.3. Понятие, признаки и виды государственных органов

В настоящее время общепризнанным является определение органа государственной власти, характеризующее его как звено государственного аппарата, которое участвует в осуществлении определенных государственных функций, а также наделено в связи с этим властными полномочиями. В целом понятие органа государственной власти состоит из совокупности всех его признаков. Орган государственной власти: 1) создается и действует от имени государства (в целом от имени Российской Федерации или же ее субъекта); 2) действует на основе законов и иных нормативных правовых актов; 3) выполняет свойственные ему задачи и функции; 4) имеет собственную компетенцию; 5) характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью; 6) наделен властными полномочиями (его решения принимаются от имени государства, носят общеобязательный характер). Только при наличии совокупности всех указанных признаков дает основание для отнесения того или иного органа к числу государственных, поэтому не каждое государственное учреждение или организация будет являться государственным органом власти. Например, государственное учебное заведение или же учреждение здравоохранения к числу государственных органов не относится. Система государственных органов власти достаточно сложна, она состоит из различных, иерархически соподчиненных звеньев. Так, в зависимости от критерия государственные органы власти делятся на разные виды. По уровню деятельности различаются федеральные органы власти и органы власти субъектов РФ. На уровне федерации система государственных органов власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также федеральные суды.


Системы органов государственной власти субъектов РФ это - «образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте Российской Федерации». Таким образом, можно сделать вывод, что взаимосвязанные органы российского государства, функционирующие и взаимодействующие между собой при осуществлении государственной власти, формируют государственную систему органов власти Российской Федерации. В связи с федеративным государственным устройством России в указанную систему входят как органы государственной власти Российской Федерации, так и органы государственной власти субъектов Федерации. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что «систему органов государственной власти субъектов РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ».

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации

В литературе сложилось в целом единообразное понимание системы органов исполнительной власти: «система органов исполнительной власти –это ... совокупность видов конкретных органов, выполняющих возложенные на них задачи и функции управленческого характера»; «система органов исполнительной власти – это совокупность органов государственной власти, наделенных компетенцией в области государственного управления, и имеющих свое специальное назначение, организационную структуру и нормативно определенную компетенцию, необходимую для решения задач и осуществления функций управления. Можно привести обобщающее определение: под системой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, установление которой отнесено к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт «г», Конституции Российской Федерации), следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов. Отметим, что эффективность системы органов государственной власти определяется в конченом итоге уровнем благосостояния общества государственного управления в целом, что предопределяет необходимость дальнейшего поиска оптимальных форм ее совершенствования. При этом весьма важное значение имеет учет различий между субъектами Федерации, а также имеющегося у них опыта самоорганизации и самоуправления, оказавшего значительное влияние на их развитие.