Файл: Функции государства (Понятие и признаки государственного аппарата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ст. 10 Конституции РФ закреплено следующее принципиально важное положение: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Система субъектов административного права особое место отводит органам исполнительной власти, так как эти органы являются стороной, которая наделена государственно-властными полномочиями в большинстве административно-правовых отношений или такими полномочиями наделены действующие от имени органов исполнительной власти должностные лица. Необходимо отметить, что в мире различные страны в своем законодательстве характеризуют исполнительную власть основным, ведущим механизмом государственного управления общественными процессами. В Основном Законе РФ исполнительная власть выделена как самостоятельная ветвь государственной власти, осуществляемая системой органов исполнительной власти, которую возглавляет Правительство РФ. Правовой основой организации системы органов исполнительной власти является Конституция РФ, также деятельность органов исполнительной власти регулируется Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», нормативными правовыми актами Президента РФ, в особенности указами Президента РФ о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также нормативными правовыми актами Правительства РФ и конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Представляется важным заметить, что законодательство не содержит определения понятия «орган исполнительной власти», мы можем лишь привести примеры определения этого понятия российскими учеными. Одни ученые определяют орган исполнительной власти самостоятельной структурной частью государственного аппарата, которая находится в системе исполнительных органов государственной власти, имеет определенную компетенцию (государственно- властные полномочия) и имея своей целью практическую реализацию законов и организацию их

исполнения осуществляет государственное управление . Другие ученые определяют понятие «орган исполнительной власти» структурным подразделением государственно-властного механизма (государственного аппарата), которое создается при разделении властей для исполнения законов в таких сферах жизни общества как экономическая, социально-культурная и административно-политическая . Выделяя признаки органа исполнительной власти необходимо отметить, что: конституционный принцип разделения государственной власти на три ветви власти характеризует государственно- правовую природу органов исполнительной власти; органы исполнительной власти являются внешней формой выражения исполнительной власти; органы исполнительной власти функционируют согласно принципам государственной и территориальной целостности РФ, суверенитета РФ, господствующего положения норм Основного Закона РФ в системе права, разделения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; важнейшая функция исполнительной власти - это приведение к исполнению нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения; деятельность органов исполнительной власти является управленческой, организующей, исполняющей, контрольной и распорядительной; орган исполнительной власти


имеет свою организационную структуру, включающую в себя департаменты, отделы, управления, т.д.). органы исполнительной власти имеют право издавать акты управления (административных актов). В пределах своей компетенции органы исполнительной власти субъекты РФ наделены самостоятельностью и независимостью. Штатное расписание, представляющее собой документ, который оформляет структуру, штатный состав и численность государственного органа с указанием размера заработной платы в зависимости от занимаемой должности, обеспечивает структурно органы государственного управления В настоящее время в Российской Федерация система государственных органов исполнительной ветви власти закреплена в Указе Президента РФ от 15 мая 2018 г. No 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Анализ положений Указа Президента РФ от 15 мая 2018 г. позволяет выделить три группы государственных органов исполнительной ветви власти: 1) федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам; 2) федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные

службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам; 3) федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В первую группу включены федеральные министерства: Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации (всего пять федеральных министерств). Во вторую группу включены иные федеральные министерства: Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; Министерство просвещения Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока; Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Министерство спорта Российской Федерации; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства


Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации; Министерство энергетики Российской Федерации (всего 16 министерств). Отдельные федеральные министерства состоят из федеральных служб. Представляется обоснованным критика названий тех федеральных служб, в названии которых использован термин «надзор» (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и др.), ибо таковой в Российской Федерации должна осуществлять исключительно прокуратура. Таким образом, исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется государственными органами, организация и деятельность которых, как правило, регулируется подзаконными нормативными правовыми актами. Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений. Во-первых, исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется государственными органами, представляющими взаимосвязанную систему. Во- вторых, система государственных органов,

осуществляющих исполнительную власть в Российской Федерации, устанавливается подзаконным нормативным правовым актом. В- третьих, ныне функционирующая система государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации закреплена в Указе Президента РФ от 15 мая 2018 г. No 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». No 5 / 2018.

2.2. Принцип формирования, компетенция и взаимодействие органов исполнительной власти Российской Федерации

Несмотря на конституционное предписание о том, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (ч. 1 ст. 110 Конституции РФ), исполнительная власть в России, как и в любом государстве, функционирует в системе органов, находящихся в иерархической зависимости (т. е. норму ч. 1 ст. 110 Конституции РФ не следует толковать ограничительно: Правительство РФ — высший, но не единственный орган в России, осуществляющий исполнительную власть). Определяющая роль в формировании системы и структуры федеральных органов исполнительной власти принадлежит Президенту РФ, а законодательно эти вопросы не регулируются. Своими указами Президент РФ устанавливает


структуру федеральных органов исполнительной власти и вносит в нее изменения. Однако функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти могут устанавливаться не только в актах главы государства, но и в федеральных законах, в постановлениях Правительства РФ (например, в положении о том или ином органе исполнительной власти). В Российской Федерации продолжаются процессы образования системы государственного управления. Исполнительная власть, в прямом смысле, образует основу планомерной структуры государственного управления. Органы исполнительной власти являются носителями определенного объема государственно-властных (юридически властных) полномочий. Эти полномочия выражаются, прежде всего, в издании исполнительными органами правовых актов в пределах своей управленческой компетенции и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами (включая средства административного, т.е. внесудебного, принуждения). Наличие определенного объема юридически властных полномочий, выражаемых вовне, т.е. за пределами данного органа, - наиболее существенный элемент компетенции органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти обладают оперативной самостоятельностью, границы которой устанавливаются закрепленной за ними компетенцией; последняя определяет основы правового положения данного органа либо в нормах Конституции РФ (например, Правительства РФ), либо в нормах конституций и уставов субъектов Федерации, либо в нормах федерального и регионального законодательства, либо, наконец, в нормах индивидуальных положений о них, утверждаемых в установленном порядке. Компетенция исполнительного органа выражает его задачи, функции, обязанности, полномочия и ответственность. В рамках компетенции исполнительные органы совершают юридически значимые действия, выражающие их административную право- и дееспособность. В этом смысле наиболее показательны различные варианты нормотворческой (установление правил поведения), правоисполнительной (обеспечение реализации законодательных и подзаконных правил поведения) и правоохранительной (наблюдение за правильностью проведения в жизнь правовых норм) деятельности.


2.3. Полномочия, компетенции, и структура органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Составной частью системы исполнительной власти в Российской Федерации являются исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации. Нормативно-правовое регулирование порядка формирования исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их системы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федерального закона от 6 октября 1999 года No 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иных федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим. Он обеспечивает исполнение нормативных правовых актов – как федеральных, так и субъектов Российской Федерации. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией

(уставом) субъекта Российской Федерации с учётом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Федеральный законодатель предоставил субъектам РФ большую свободу при определении порядка формирования органов исполнительной власти субъектов РФ. Так, статья 24 Закона об общих принципах закрепляет, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Форма такого участия устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта РФ. «Исполнительная власть субъекта Российской Федерации, как совокупность органов государственного аппарата, осуществляет исполнительную деятельность соответственно конституции РФ, федерального и регионального законодательства, на уровне контакта с простым населением». Потому важно создать такой аппарат государственной власти, который наиболее полно сможет понять простых рядовых граждан своей страны.