Файл: МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ООО «СТРОЙТЕХКОМПЛЕКС».pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Методы и основные принципы ведения бухгалтерского учета в коммерческой организации
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в коммерческой организации
2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ООО «СТРОЙТЕХКОМПЛЕКС»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «СтройТехКомплекс»
2.2 Порядок организации бухгалтерского учета и документооборота в ООО «СтройТехКомплекс»
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ООО «СТРОЙТЕХКОМПЛЕКС»
Согласно данным таблицы 1, сумма выручки ООО «СтройТехКомплекс» равна 26 622 тыс. руб. в 2016 г. О неспособности предприятия эффективно действовать на открытом рынке, достигать устойчивого рыночного положения в условиях постоянной конкуренции свидетельствует снижение показателя на -85,23%. Как результат, в 2018 г. сумма выручки составила только 3 932 тыс. руб.
Рисунок 2 - Основные финансовые показатели деятельности ООО «СтройТехКомплекс»
Снижение дохода ООО «СтройТехКомплекс» указывает на необходимость активизации интелектуального и творческого потенциала менеджмента и сотрудников, занимающихся продажами, что позволит возобновить рост. В условиях сокращения выручки ООО «СтройТехКомплекс» в течение 2016 – 2018 гг. наблюдается рост себестоимости работ, товаров, услуг на 0%, что прямо указывает на снижение эффективности процесса управления расходами в рамках текущей деятельности.
На конец 2018 г. сумма валовой прибыли (убытка) ООО «СтройТехКомплекс» равно 145 тыс. руб. против 26 622 в 2016 г. Факт положительного значения показателя на конец периода говорит о способности создавать добавленную стоимость в рамках своей ежедневной текущей деятельности. Как результат, у предприятия остаются средства для обеспечения коммерческих расходов, обслуживания долгов и т. п.
Сумма прибыли от продаж ООО «СтройТехКомплекс» снижается на 99,51%, что говорит нам о низкой операционной эффективности ООО «СтройТехКомплекс». Такая тенденция указывает на некачественную работу менеджмента предприятия.
Рисунок 3 - Анализ основных коэффициентов ООО «СтройТехКомплекс»
Одним из наиболее важных показателей эффективности бизнес-процессов предприятия является объем сгенерированной прибыли в течение финансового года. Значение такого показателя отображает влияние как сильных, так и слабых сторон предприятия, а также влияние внешней среды. Чистая прибыль ООО «СтройТехКомплекс» составляет 318 тыс. руб. в 2016 г. Сокращение объема чистой прибыли ООО «СтройТехКомплекс» на 66,98% в течение периода анализа говорит о снижении потенциала предприятия повышать уровень благосостояния собственников. С другой стороны, следует отметить, что конечный финансовый результат предприятия остается положительным.
Тот факт, что в 2018 г. ООО «СтройТехКомплекс» на каждый рубль продаж заработало 0,0369 рублей прибыли от продаж, говорит о продуманном управлении операционными расходами. Снижение операционной маржи на 96,31% в 2016-2018 гг. говорит о недостаточной активности менеджмента по обеспечению стабильной эффективности операционной деятельности компании.
2.2 Порядок организации бухгалтерского учета и документооборота в ООО «СтройТехКомплекс»
Бухгалтерский учет в строительных организациях имеет свою специфику. Отличительной особенностью строительной отрасли являются длительные сроки производства работ. В бухгалтерском учете информацию о доходах, расходах и финансовых результатах по длительным договорам подрядная организация формирует в соответствии с утвержденным Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2\2008).
Долгосрочный характер договора строительного подряда отмечен в Положении следующим признаком: продолжительность составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания договора приходятся на разные отчетные даты.
Отчетным периодом (отчетным годом) по Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. В соответствие с данной формулировкой долгосрочными считаются договоры строительного подряда, сроки начала и окончания работ по которым приходятся на разные отчетные периоды независимо от количества дней осуществления работ. Например, договор, по условиям которого производство осуществлялось с 01 января 2018 года по 31 января 2019 года считается длительным, так как сроки начала и конца приходятся на разные годы и его продолжительность составила один год и один месяц. Договор, производство по которому начато 31 декабря 2018 года, а закончено 31 января 2019 года, для бухгалтерского учета тоже будет считаться длительным или «переходящим», несмотря на продолжительность работ в два месяца.
Согласно ПБУ №2/2008 подрядная организация определяет доходы, расходы и финансовый результат по долгосрочным договорам за каждый отчетный период способом «по мере готовности».
Суть этого метода заключается в следующем: подрядная организация подтверждает степень завершенности работ на отчетную дату, независимо от факта признания их заказчиком, определяет выручку и расходы, относящиеся непосредственно к данному договору, и признает их в отчете о финансовых результатах в тех же отчетных периодах, в которых они произошли.
Степень завершенности работ по способу «по мере готовности» может быть выбран организацией самостоятельно:
- по доле расходов (в натуральном или стоимостном измерении) на выполнение договора в общем объеме расходов данного договора;
- по доле выполненного объема работ в общем объёме работ по договору.
Определение выручки, расходов и финансового результата производится с учетом ранее признанных в предыдущие отчетные периоды сумм выручки и расходов.
Признание выручки в бухгалтерском учете происходит по мере поступления денежных средств независимо от факта перехода права собственности при соблюдении условий:
- права в получении выручки предприятием декларировано конкретным договором либо имеет другое подтверждение, оформленное должным способом;
- при возможности определения суммы выручки;
- при уверенности в том, что при проведении однозначных операций в организации возникнет рост экономической выгоды;
- все расходы, произведенные при проведении таких операций, могут быть определены.
Выручка, признанная способом "по мере готовности", отражается в бухгалтерском учете подрядчика как отдельный актив - "Не предъявленная к оплате начисленная выручка" на счете 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам". Названный актив детализирует группу статей «Дебиторская задолженность», и в балансе вводится отдельной дополнительной строкой.
Обобщенная корреспонденция счетов при отражении операций долгосрочного договора строительного подряда показана в таблице 2.
Таблица 2 – Бухгалтерский учет по договорам строительного подряда
Дебет |
Кредит |
Содержание операции |
Сумма, тыс.руб. |
46 |
90-1 |
Отражена сумма дохода отчетного периода по выполненным строительно-монтажным работам |
55000 |
90-2 |
20 |
Отражена величина расходов на производство работ, результат которых еще не передан заказчику (себестоимость СМР) |
45000 |
90-9 |
99 |
Отражена прибыль от признанных по мере готовности работ |
10000 |
62 |
46 |
Списана на увеличение дебиторской задолженности заказчика ранее начисленная выручка, ему не предъявленная |
4500 |
51 |
62 |
Отражена сумма поступивших от заказчика денежных средств |
55000 |
При начислении выручки, не предъявленной к оплате заказчиком, в регистрах бухгалтерского учета подрядчик относит все затраты, связанные с производством этих работ, на уменьшение финансового результата на каждую отчетную дату, а для целей налогообложения прибыли эти затраты могут быть признаны расходами только на дату фактической документальной приемки работ заказчиком.
В ООО «СтройТехКомплекс» расчет смет производится на основе базисно - индексного метода определения стоимости строительства. Размер прямых расходов определяется по расходным нормам, а размер накладных расходов – по общему их лимиту, устанавливаемому в процентах к основной заработной плате рабочих по монтажным работам.
Доходом от обычных видов деятельности в ООО «СтройТехКомплекс» признается выручка, полученная от выполненных и принятых заказчиком строительно-монтажных работ, а расходом по обычным видам деятельности являются расходы, понесенные подрядчиком при выполнении данного договора.
Для признания доходов и расходов предусмотрен метод начисления. Выбранный метод закреплен организацией в приказе по учетной политике в целях налогообложения.
Результат сдачи работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ актами. В ООО «СтройТехКомплекс» используются унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100: форма КС-2, форма КС-3. По форме КС-2 оформляется акт приемки выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ. По форме КС-3 заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат.
Датой признания доходов по выполненным работам является дата принятия работ по акту КС-2 и справки КС-3 организацией-заказчиком, для которой данные работы были выполнены. Выручка принимается к учету в сумме полной сметной стоимости.
В бухгалтерском учете подрядчика доходы от обычных видов деятельности отражаются на счете 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка".
В отношении работ с длительным технологическим циклом, если условиями договора не предусмотрена поэтапная сдача, в учетной политике для целей налогообложения ООО «СтройТехКомплекс» предусмотрен порядок признания доходов в соответствии с положениями ст.271 НК РФ.
Прямые расходы организация учитывает на счете 20 «Основное производство». Для каждого объекта строительства на этом счете открывается отдельный заказ, соответствующий конкретному договору строительного подряда. Учет прямых расходов ведется нарастающим итогом в составе незавершенного производства до момента сдачи объекта заказчику. В случае привлечения субподрядных организаций для выполнения работ по заключенному договору, стоимость принятых от них работ включается в себестоимость строительно-монтажных работ, подлежащих передаче заказчику.
Прямые расходы списываются на счет 20 с кредита различных счетов: 10 «Материалы», 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.д. Суммы фактической себестоимости, собранные по кредиту счета 20, затем списываются в дебет счета 90, субсчет 90-2 "Себестоимость продаж". Корреспонденции счетов по перечисленным операциям отражены в таблице 3.
Таблица 3– Корреспонденция счетов по формированию себестоимости СМР
Дебет |
Кредит |
Содержание операции |
Сумма, тыс.руб. |
20 |
10 |
Списана фактическая себестоимость израсходованных материалов на выполнение СМР |
66000 |
20 |
02 |
Отражена сумма амортизации объекта основных средств, занятых на производстве СМР |
6500 |
20 |
05 |
Отражена сумма амортизации объекта нематериальных активов |
7200 |
20 |
70 |
Отражена начисленная сумма заработной платы работников, выполняющих СМР |
86200 |
20 |
69 |
Отражена сумма страховых взносов с начисленной заработной платы работников, выполняющих СМР |
8620 |
20 |
60,76 |
Списана стоимость выполненных работ субподрядной организацией |
3650 |
20 |
71 |
Списана стоимость работ, выполненная подотчетным лицом |
2569 |
62 |
90-1 |
Признана выручка на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ |
66000 |
90-3 |
68-НДС |
Начислен НДС с реализации |
6600 |
90-2 |
20 |
Списана себестоимость выполненных строительно-монтажных работ на момент сдачи-приемки объекта |
54000 |
Состав прямых расходов установлен подрядчиком самостоятельно и закреплен в учетной политике для целей налогообложения.
Прямые расходы считаются текущими расходами того отчетного (налогового) периода, в котором признана выручка от выполнения работ по договору строительного подряда.