Файл: МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ООО «СТРОЙТЕХКОМПЛЕКС».pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Методы и основные принципы ведения бухгалтерского учета в коммерческой организации
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в коммерческой организации
2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ООО «СТРОЙТЕХКОМПЛЕКС»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «СтройТехКомплекс»
2.2 Порядок организации бухгалтерского учета и документооборота в ООО «СтройТехКомплекс»
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ООО «СТРОЙТЕХКОМПЛЕКС»
На практике специалисты используют именно этот закон, а в некоторых ситуациях обращаются к нормам других актов, например, Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ[1,2], Трудовой Кодекс РФ и другие.
В другой статье Закона дана иная классификация документов:
- стандарты, подразделяемые на федеральные, отраслевые (в т. ч. акты ЦБ РФ) и организации;
- рекомендации в данной области экономики.
Соответственно уровни регулирования этой сферы подразделяются на:
- федеральный (законы, стандарты и ПБУ);
- отраслевой (отраслевые законы);
- методологический (разъяснения, письма и др.);
- организационный (учетная политика, другие внутренние акты).
Утверждение федеральных стандартов является компетенцией Минфина и Центрального Банка РФ. Отраслевые стандарты, утвержденные Министерствами, излагают особенности использования федеральных норм в различных отраслях экономики.
На методологическом уровне издаются рекомендации, разъясняющие применение стандартов в спорных ситуациях, а также распространяющие передовой опыт ведения бухучета. Их разработчиками являются в большинстве случаев субъекты негосударственного регулирования (группы профессиональных бухгалтеров или других специалистов).
И последнее, это акты, разработанные и утвержденные конкретным экономическим субъектом: учетная политика, разного рода положения. Порядок учета, введенный данными документами, обязаны соблюдать все подразделения, а также дочерние организации, если это предусмотрено [4].
Акты нижних уровней не могут противоречить нормативным, они лишь адаптируют центральные положения под конкретные хозяйственные ситуации.
Федеральным законом №402-ФЗ установлены важнейшие сведения о регулировании бухгалтерской деятельности. Он разделен на четыре части, в которых:
- даны центральные понятия, цели и задачи учета;
- указаны ключевые нормативные документы, регулирующие деятельность этой области экономики;
- определены правила ведения бухучета, регламент по оформлению фактов деятельности субъекта, осуществлению инвентаризации, организации внутреннего аудита;
- перечислены субъекты экономики, имеющие право не вести учет либо вести его упрощенно;
- установлены состав, нормы оформления и сроки сдачи финансовой отчетности;
- определен список документов в области учета, а также даны комментарии по их использованию;
- названы субъекты регулирования учета и их функции;
- указаны наименования и срок хранения бухгалтерских документов.
В зависимости от правового значения для субъектов экономики акты, регулирующие данную сферу, разделяются на три группы.
К первой относятся нормативные акты, которые обязаны исполнять все субъекты экономики:
- федеральные законы;
- Приказы Минфина РФ и Положения ЦБ РФ (ПБУ);
- стандарты, разработанные министерствами.
В 1998 году в связи с изменениями в законодательстве Положения по бухгалтерскому учету получили статус федеральных. В них дают рекомендации по каждому разделу. Так, нормативное регулирование учета дохов и расходов содержится в ПБУ 9/99[9], ПБУ 10/99[10].
Следующая категория объединяет методические рекомендации, инструкции, письма Минфина, Федеральной налоговой службы и других министерств, комментирующие применение норм закона в конкретных ситуациях. Наиболее существенным является План счетов и инструкция по его применению.
Субъект не обязан руководствоваться ими в своей деятельности, однако в практическом применении они весьма полезны, так как помогают объективно изучать экономические факты и их налоговые последствия. Минфином официально утвердил приоритет решений Верховного Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ над письмами налоговой службы в спорных бухгалтерских ситуациях.
Третий элемент включает документы, утвержденные конкретной организацией и, соответственно, обязательные только для нее. Основными являются учетная политика и локальные нормативные акты, регулирующие документооборот, оплату труда, транспортные расходы и другие направления деятельности субъекта.
Таким образом, все документы, разработанные для данной сферы экономики, объединены в четырехуровневую сеть, поэтому при разработке актов организации необходимо исходить из всех указанных документов.
Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в России основана на четырехуровневой системе правовых актов, то основываясь на данном факте, установим уровни нормативно-правового регулирования применительно к учету финансовых результатов (рисунок 1).
Документы высшего уровня носят законодательный характер и содержат правовое обоснование осуществления фактов хозяйственной деятельности и их налогообложения, а также определяют обязательность ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами [21, с.28].
Законодательство России на сегодняшний день представлено федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также актами. Такими документами являются: Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ.
Документы высшего уровня носят законодательный характер и содержат правовое обоснование осуществления фактов хозяйственной деятельности и их налогообложения, а также определяют обязательность ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами.
Нормативный уровень регулирования представлен Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.
Рисунок 1 - Уровни нормативно-правового регулирования
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) [9] устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах. Согласно ПБУ 9/99, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) [10] признает расходами организации уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Методологический уровень - это внутренние стандарты, нормативные акты ведомств и министерств, которые в целом устанавливают правила организации учета по отраслям, организациям. К таким документам принадлежат план счетов организации и инструкция к его применению, приказы по назначению должностных лиц, должностные инструкции сотрудников [9].
Организационный уровень - это рабочие документы предприятия, которые создают его учетную политику в техническом, методическом и организационном аспекте. К такой документации можно отнести баланс, отчет о финансовых результатах, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, регистры по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» и т.д.
Таким образом, бухгалтерский учет организации обеспечивается целой системой нормативно-правовых документов, часть которых закреплена на законодательном уровне, а другая устанавливается руководством внутри предприятия самостоятельно. Нормативные акты, регламентирующие бухгалтерский учет в целом, в точно установленной форме координируют и учет финансовой деятельности, в силу того, что в них найден порядок признания и оценки разных объектов бухгалтерского учета, воздействующих на объем финансовых результатов, а именно, прибыли и убытков, основных средств, финансовых и материальных ценностей.
2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ООО «СТРОЙТЕХКОМПЛЕКС»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «СтройТехКомплекс»
Общество с ограниченной ответственностью «СтройТехКомплекс» (далее ООО «СтройТехКомплекс») зарегистрировано 25 июня 2012 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве.
Основным видом деятельности является «Строительство жилых и нежилых зданий», зарегистрировано 11 дополнительных видов деятельности.
Учетная политика в целом на всех организациях имеет стандартную структуру и текстовку. Но в зависимости от видов деятельности и требований законодательства, организации разрабатываю ее с учетом специфики своего производства.
Учетная политика ООО «СтройТехКомплекс» разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"и ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. N 106н).
Учетная политика ООО «СтройТехКомплекс» составляется и утверждается ежегодно до 31-го декабря текущего года. В ней отражены следующие данные:
- основная деятельность организации;
- оценка полученных активов;
- методы, с помощью которых начисляются цены при авторизации;
- методы, которыми определяется износ.
В учетной политике ООО «СтройТехКомплекс» отражены следующие моменты:
- план синтетических и аналитических счетов, которых требует учетная политика ОСНО;
- все документы организации. Именно те, благодаря которым проводится учет, и оформляются операции без типовых форматов;
- порядок, по которому проводится инвентаризация и способы оценки активов и пассивов;
- на каких правилах проведен учет;
- процедуры контроля за операциями и прочие решения, требуемые для ведения бухгалтерского учета.
Принятая ООО «СтройТехКомплекс» учетная политика используется постоянно из года в год. Изменения в нее обычно производятся тогда, когда возникают изменения в законе РФ или компаний, занимающихся регулированием бухгалтерского учета либо при изменении условий, по которым может производиться деятельность самой организации. Именно поэтому сданная до конца года учетная политика вводится в новом финансовом году.
В соответствии с учетной политикой ООО «СтройТехКомплекс» организация ведения бухгалтерского учета возложена на главного бухгалтера организации в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В деятельности ООО «СтройТехКомплекс» используются первичные учетные документы, составленные по унифицированным формам, утвержденным органами государственной статистики и отраслевыми министерствами.
Выручка от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления (кроме договора строительного подряда) признается по завершению выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.
Далее рассмотрим основные экономические показатели ООО «СтройТехКомплекс», рассчитанные на основании данных бухгалтерского баланса (Приложение А) и отчета о финансовых результатах (Приложение Б), которые представлены в таблице 1, рисунках 2,3.
Таблица 1 - Основные экономические показатели ООО «СтройТехКомплекс»
Показатели |
Год |
Абсолютный прирост (отклонение),+,– |
Относительный прирост (отклонение), % |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
2018/ 2016 |
|
Выручка |
26622 |
33995 |
3932 |
7373 |
-30063 |
27,7 |
-88,43 |
-85,23 |
Себестоимость продаж |
0 |
33450 |
3787 |
33450 |
-29663 |
0,00 |
-88,68 |
0,00 |
Валовая прибыль (убыток) |
26622 |
545 |
145 |
-26077 |
-400 |
-97,95 |
-73,39 |
-99,46 |
Коммерческие расходы |
0 |
0 |
14 |
0 |
14 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Прибыль (убыток) от продаж |
26622 |
545 |
131 |
-26077 |
-414 |
-97,95 |
-75,96 |
-99,51 |
Прочие расходы |
26224 |
0 |
0 |
-26224 |
0 |
-100 |
0,00 |
-100 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
398 |
545 |
131 |
147 |
-414 |
36,93 |
-75,96 |
-67,09 |
Текущий налог на прибыль |
80 |
109 |
26 |
29 |
-83 |
36,25 |
-76,15 |
-67,5 |
Чистая прибыль (убыток) |
318 |
436 |
105 |
118 |
-331 |
37,11 |
-75,92 |
-66,98 |
Рентабельность продукции, % |
0,00 |
1,63 |
3,83 |
1,63 |
3,83 |
0,00 |
135 |
0,00 |
Рентабельность продаж, % |
100 |
1,6 |
3,69 |
-98,4 |
-96,31 |
-98,4 |
130,02 |
-96,31 |
Затраты на рубль продаж |
0 |
0,98 |
0,96 |
0,98 |
0,96 |
0,00 |
-2,12 |
0,00 |