Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Становление налогообложения началось много веков назад. Можно сказать, что в том или ином виде налоги существовали с момента зарождения любого государства. Налоги являются одним из основных статей доходов бюджета, поэтому вопрос совершенствования и гармонизации налоговой системы является одним из важнейших для развития экономики любой страны. Проблемы в законодательной базе, появление большого количества спорных ситуаций в налогообложении приводит не только к снижению поступлений в бюджет, но и тормозит развитие экономики страны в целом.

Налоговая политика всех стран мира постоянно совершенствуется и изменяется. В основном, эти изменения зависят от внутренних факторов страны и конъюнктуры всего мирового рынка.

Прямые налоги играют лидирующую роль в своем вкладе в доходную часть бюджета страны, поэтому государство должно с особенной тщательностью отслеживать величину ставок в зависимости от ситуации в экономики, и тщательно контролировать налоги и сборы, не допуская при этом неофициальных поборов со стороны проверяющих органов.

В данной работе будет проведен анализ прямых налогов, их видов и роли в налоговой системе. Будет дано описание и различные подходы к отнесению налогов к прямым либо косвенным в разных странах, определены основные виды прямых налогов в РФ. Также будет дана их краткая характеристика.

Актуальность рассматриваемой темы обуславливается тем, что прямые налоги занимают большую часть в налоговых доходах бюджета, поэтому крайне важно оценить эту часть, а также оценить, какие конкретно налоги привносят основную долю.

Динамика в 2016 и 2015 году по поступлениям прямых налогов в бюджет косвенно свидетельствует о состоянии экономики, и об эффективности шагов, предпринятых в области прямого налогообложения. Будет также дан анализ наиболее актуальной доступной информации на сайтах федеральной службы по налогам и сборам и федеральной службы государственной статистики за январь – февраль 2017 года.

В работе также рассматривается перспектива развития прямого налогообложения в РФ, и выделены основные пункты этого развития.

Основной целью настоящей работы является изучения прямых налогов в налоговой системе Российской Федерации, а также оценить перспективы развития прямого налогообложения в России.

Основными задачами в рамках настоящей работы являются следующие:

- изучить общую характеристику прямых налогов и оценить их место в налоговой системе России;


- рассмотреть основные виды прямых налогов, их особенности, динамику;

- оценить перспективы развития прямого налогообложения Российской Федерации.

Теоретическую информационную базы настоящей работы составляют труды таких специалистов как: Вещуновой Н.Л., Климовой М.А., Алиева Б.Х., Парыгина В.А. и др. Нормативно-правовую базу работы составил Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Общая характеристика прямых налогов и их место в налоговой системе Российской Федерации

1.1. Экономическое содержание прямых налогов

Для исключения разночтений необходимо четко выделить основные понятия:

Согласно НК РФ, пункту 1 статье 8:

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [1]

Необходимость разделения налогов на два основных блока связана, в первую очередь, с природой и объектом налогообложения.

Несмотря на национальные различия в системах налогообложения разных стран, приняты два блока выделения налогов: прямые налоги и косвенные налоги.

Различие между прямыми и косвенными налогами было впервые отмечено Адамом Смитом в его книге Богатство народов (Wealth of the Nations), где он писал, что:

Таким образом, налог на предметы первой необходимости работает точно таким же образом, как прямой налог на заработную плату труда. ... если мы говорим о производителе, то будет он будет перекладывать на цену на свою продукцию этот прирост заработной платы, вместе с прибылью; Итак, окончательный платеж налога, вместе с этим увеличенным сбором, упадет на потребителя. [6, c. 86]

Основное различие между прямыми и косвенными налогами состоит в том, что объектом прямого налогообложения являются доходы и имущество юридических и физических лиц, то есть прямые доходы либо объект, с которого можно получить доход, который в данном случае выступает в качестве имущества. [19, c. 74]


Косвенные налоги имеют своей базой продажи, продажную цену и так далее, то есть они представляют собой непрямую связь с доходами налогоплательщика.

Необходимо отметить тот факт, что, несмотря на общую солидарность в определении прямых и косвенных налогов, не только каждая страна, но и также различные группы ученых в разных странах имеют свое видение относительно детальной логики разделения налогов на эти составляющие. Такое различие обуславливается, прежде всего, исторической составляющей и особенностями развития экономик разных стран.

В качестве примера можно рассмотреть разделение прямых налогов в различных странах мира, а также мнения российских специалистов в области налогообложения.

Обращаясь к законодательству США, например, которое в основе своей имеет прецедентное право, апелляционный суд Соединенных Штатов Америки по округу Колумбия постановил: «Только три налога точно могут быть названы прямыми: (1) подушный налог (2) налог на имущество компаний (3) налог на имущество физических лиц.» [11, c. 68]

Также, в законодательстве многих стран есть отдельное выделение налога на прирост капитала (capital gains), который относится к прямым налогам. В РФ данная статья включена в расчет налогооблагаемой базы по прибыли организаций.

Таким образом, исходя из вышеуказанной информации, можно сделать вывод о том, что, несмотря на общую направленность в определении прямых и косвенных налогов, в мире не сложилось единой системы их разделения, связанной, как уже было отмечено, со спецификой предмета налогообложения в различных странах и разными мнениями ученых на этот счет.

В экономической литературе также говорится об условности отнесения налогов к той или иной группе. Можно определить три основные концепции по этой классификации:

  1. Считается, что налоги можно разделять по принципу переложения, то есть по существованию теоретической возможности переложению налогов с номинального плательщика на конечного потребителя. Данная возможность влияет на реальное распределение налогов в стране. Однако на практике, как можно заметить, многие прямые налоги оказывают влияние на цену товара, например налог на имущество организаций, а значит, можно говорить о частичном переложении таких налогов на конечного потребителя.
  2. Сторонники второго подхода считают, что прямые налоги всегда так или иначе связаны с доходом налогоплательщика (например, при наличие имущества можно извлекать доход путем сдачи его в аренду), а косвенные имеют отношение к ценам на потребление и связаны только с продажей товаров.
  3. Сторонники третьего подхода считают, что налоги можно разделить в зависимости от характера обладания либо деятельности налогоплательщика: прямые взимаются с его собственности или дохода, косвенные – с его деятельности. [3, c. 54]

Помимо деления налогов на прямые и косвенные в литературе по теории налогообложения встречается и другая классификация. Так, по мнению доктора экономических наук, профессора Б. Х. Алиева, по способу взимания все налоги классифицируются на три группы [10, c. 81]:

- прямые налоги;

- косвенные налоги;

- пошлины и сборы.

Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными - налоги на товары и услуги. [8, c.112]

Поэтому перед тем, как приступить к анализу, а также видам прямых налогов, необходимо определить налоги, относящиеся к прямым и налоги, относящимся к косвенным с учетом российской практики налогообложения.

В современной России бурное переосмысление и создание относительно четкой налоговой базы произошло в октябре-декабре 1991 года.

27 декабря 1991 г. Был принят один из основополагающих законов в области налогообложения РФ № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. Со временем происходил процесс перехода от отдельных законов 1991 года к созданию единого Налогового кодекса РФ, который по сегодняшний день дополняется изменениями.

Однако на законодательном уровне в РФ нет четко прописанного разделения налогов на прямые и косвенные, поэтому в работе необходимо придерживаться наиболее часто встречающихся критериев разделения.

Таким образом, к основным прямым налогам, взимаемым в РФ, относится достаточно обширная группа налогов [15, c. 94]:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на имущество;
  • налог на дарение;
  • транспортный налог;
  • налоги на имущество;
  • налоги за пользование природными ресурсами;
  • налог на игорный бизнес.

При этом следует выделять в налогах на имущество налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций.

В пункте налогов на пользование природными ресурсами особенно выделяется налог на добычу полезных ископаемых, приносящих значительную часть в доходной части бюджета статьи налоговых поступлений.

В этот пункт включается также водный налог, земельный налоги, и прочие виды налогов, в основе которых лежит пользование природными ресурсами.

Некоторые современные авторы относят к прямым налогам единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также единый сельскохозяйственный налог, однако в данной работе мы не будем на них останавливаться.


Прямые налоги обычно подразделяют на прямые реальные и прямые личные налоги. [2, c. 54]

К реальным налогом относят налоги, которые облагают не реально полученный доход, а гипотетический, который лицо должно или может получить. Такие налоги используются в случаях, когда установить действительных доход налогоплательщика невозможно. То есть налогом облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам. Также, в общем случае, к реальным налогам относятся поземельный, подомовой налоги, налоги на доходы от денежных капиталов на ценные бумаги. [16, c. 115]

Вторую группу образуют прямые личные налоги, к которым относятся в общем случае подоходный налог с физических лиц, налоги на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. То есть наиболее яркими примерами являются НДФЛ и налог на прибыль организаций. [13, c. 73]

1.2 Роль налогов. Налоговая нагрузка в России

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. [17, c. 102] Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Она зависит от степени развития страны, от налоговой политики и ее целей в стране, а также от понимания руководством последствий принятия тех или иных решений в области налогообложения. Для слаборазвитых стран, которые, как правило, характеризуются слабой системой социальной обеспеченности, характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. Данные шаги были частично связаны с мощным рывком этих стан и стимуляции развития их экономики. В России налоговая нагрузка в 2015 году составила 34,99 %, что соответствует среднему уровню по ОЭСР (выше, чем в США, но ниже чем в Германии).

Можно выделить четыре основных экономических функции, которые выполняют налоги: фискальная, распределительная, регулирующая и контролирующая. [18]

  • Фискальная функция налогообложения является основной функцией налогообложения. Исторически создание налогов было связано с этой функцией, когда для выполнения первоначальных задач государство собирало определенную дань или пошлину со своих подчиненных вассалов, крестьян и так далее. Общество преобразовалось, но основная задача осталась та же, - наполнение доходной части бюджета государства. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Можно сказать, что остальные функции налогообложения – производные от фискальной. Кроме фискальных целей, налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные.
  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в социальной поддержке наиболее незащищенных групп населений, например путем передачи части доходов наиболее обеспеченной части населения наименее обеспеченной их части.
  • Регулирующая функция налогообложения  ставит своей целью решением определенных экономических задач по нахождению баланса между стимулированием экономики и покрытию расходов бюджета посредством налоговых механизмов. Внутри регулирующей функции налогообложения можно выделить три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.