Файл: Теория и практика применения организационно-целевого подхода в организационном управлении.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
По результатам составим матрицу индикаторов влияния на деятельность ПАО «СМИТ» (См. табл. 2.5)
Таблица 2.5.
Матрица влияния на ПАО «СМИТ»
Профиль внутренней группы влияния 1) Учредители и владельцы |
||||||||||||||
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+ 1 |
+2 |
+3 |
||||||||
Повышение доли рынка |
+ |
|||||||||||||
Снижение издержек |
+ |
|||||||||||||
Повышение качества |
+ |
|||||||||||||
Развитие ассортимента |
+ |
|||||||||||||
Итого по группе: |
+12 |
|||||||||||||
Профиль внутренней группы влияния 3) Топ-менеджемент фирмы |
||||||||||||||
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+ 1 |
+2 |
+3 |
||||||||
Повышение доли рынка |
+ |
|||||||||||||
Снижение издержек |
+ |
|||||||||||||
Повышение качества |
+ |
|||||||||||||
Развитие ассортимента |
+ |
|||||||||||||
Итого по группе: |
+12 |
|||||||||||||
Профиль внутренней группы влияния 4) Прочие работники фирмы |
||||||||||||||
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+ 1 |
+2 |
+3 |
||||||||
Повышение доли рынка |
+ |
|||||||||||||
Снижение издержек |
+ |
|||||||||||||
Повышение качества |
+ |
|||||||||||||
Развитие ассортимента |
+ |
|||||||||||||
Итого по группе: |
+9 |
|||||||||||||
Профиль внешней группы 5) Потребители |
||||||||||||||
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
||||||||
Повышение доли рынка |
+ |
|||||||||||||
Снижение издержек |
+ |
|||||||||||||
Повышение качества |
+ |
|||||||||||||
Развитие ассортимента |
+ |
|||||||||||||
Итого по группе: |
+8 |
|||||||||||||
Профиль внешней группы 6) Поставщики руппы влияния |
||||||||||||||
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
||||||||
Повышение доли рынка |
+ |
|||||||||||||
Снижение издержек |
+ |
|||||||||||||
Повышение качества |
+ |
|||||||||||||
Развитие ассортимента |
+ |
|||||||||||||
Итого по группе: |
-5 |
Оценка влияния сил на рынке ПАО «СМИТ» представлена в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Оценка влияния факторов ближнего окружения ПАО «СМИТ» (модель Портера)
Факторы |
Шкала от 1 до 5 |
Примечание |
Давление конкурентов внутри отрасли |
4 |
Давление конкурентов может выражаться в демпинге, слиянии |
Угроза появления новых конкурентов |
2 |
Появление на рынке новых конкурентов возможно, особую угрозу представляет расширение существующих компаний |
Конкурентное давление поставщиков |
5 |
Давление поставщиков может привести к росту цен, компания может снизить существенность угрозы путем выбора наиболее выгодных поставщиков |
Конкурентное давление покупателей |
3 |
Давление покупателей фирма может уменьшить путем роста ассортимента услуг |
Угроза появления услуг - заменителей |
1 |
Альтернатив пока нет |
Профиль модели Портера относительно ПАО «СМИТ» представлен на рисунке 2.3.
Рис. 2.3 - Профиль Портера относительно ПАО «СМИТ»
Таким образом, в деятельности ПАО «СМИТ» основном внимание должно быть направлено на поставщиков, конкурентов и покупателей.
Для оценки существующих рынков воспользуемся матрицей БКГ.
Показатели |
Относительная доля на рынке |
||
Высокая |
Низкая |
||
Рост объема спроса |
Низкий |
||
Высокий |
Рис. 2.4- Матрица БКГ ПАО «СМИТ»
Примечание:
- СБЕ 1 – деятельность по строительству, ремонту и реконструкции.
- СБЕ 2 – деятельность по оптовой торговле продуктами питания.
- СБЕ 3 – деятельность по сдаче в аренду недвижимости.
- СБЕ 4 – сеть мини-гостиниц.
- СБЕ 5 – автомойка.
Как следует из рисунка 2.4, основным направление приносящими большую часть прибыли является: деятельность по строительству, ремонту и реконструкции и оптовая торговля.
Но одновременно потенциал дальнейшего развития данных направлений ограничен.
В таблице 2.7 показаны факторы микросреды ПАО «СМИТ».
Таблица 2.7
Факторы микросреды ПАО «СМИТ»
Содержание
Срез среды |
|
Кадровый срез |
Найм производится из внешних источников, квалификация персонала высокая, аттестации не проводятся, мотивационная система документально не оформлена. Кадрами предприятие обеспечено не полностью идет комплектование штата. Уровень заработной платы средний. |
Организационный срез |
Организационная структура соответствует целям и задачам Как регламенты используются правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, карты бизнес-процессов и рабочих инструкций |
Маркетинговый срез |
Товар – востребован. Услуги – актуальны. Ассортимент – широкий. Цена - цены устанавливаются с ориентацией на конкурентов и нормой доходности. Непроводятся маркетинговые исследования рынка. Продвижение бессистемное, нет рекламной стратегии |
Финансовый срез |
Предприятие ищет инвестиционные источники для проекта расширения бизнеса |
В таблице 2.8 выделим и количественно оценим факторы микросреды ПАО «СМИТ».
Таблица 2.8
Оценка факторов микросреды ПАО «СМИТ»
Факторы внутренней среды |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
1. Персонал 2. Организация труда 3. Операционная деятельность 4. Маркетинг 5. Финансы |
0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 |
8 5 9 3 7 |
1,6 1 1,8 0,6 1,4 |
По итогам оценки видно, что слабыми сторонами являются маркетинг и организация труда.
По итогам анализа внешней и внутренней среды построена матрица SWOT-анализа ПАО «СМИТ» (см. таблицу 2.9).
Таблица 2.9
Матрица SWOT-анализа ПАО «СМИТ»
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
|
Опыт Наличие высококвалифицированного персонала Налаженная система поставок Выгодные бизнес - направления деятельности |
Недостаточный уровень клиентского сервиса Недостаточный уровень развития каналов сбыта Позиция в доле рынка Слабое использование потенциала маркетинга |
|
Возможности (О) |
SO-стратегия |
WO-стратегия |
Расширение рынка сбыта Увеличение количества партнеров по причине роста экономики региона Расширение видов бизнеса |
1,4-1Расширение 1,4-2Развитие системы продаж |
1,4-1Создание и реализация маркетинговой стратегии 3-1,2Увеличение рыночной доли компании за счет продвижения |
Угрозы (Т) |
ST-стратегия |
WT-стратегия |
Замедление темпов экономического развития Увеличение налогового пресса Снижение доступности финансовых ресурсов |
1,4-1Создание системы продвижения 2,3,4-2,3 2-3Создание нового направления деятельности |
2,3,4-1Расширение каналов маркетинговой воздействия 1-2,3Создание проекта диверсификации бизнеса компании |
Обобщая все вышеизложенное, можно констатировать что:
-
- Предприятие действует на перспективных рынках;
- Рынки деятельности компании отличаются высокой конкуренцией;
- Рынки отличаются предпринимательскими рисками;
- Компания работает в среднем ценовом сегменте, финансово устойчива, имеет стабильный кадровый состав, использует широкий портфель услуг;
- SWOT-анализ выявил, что: рыночные возможности заключаются в расширении рынка, увеличении экономического потенциала региона и покупательской способности партнеров.
2.3. Построение древа целей
Проведенный анализ ситуации позволят констатировать:
- Компания ПАО «СМИТ» изначально начинала с деятельности по строительству, ремонту и реконструкции. Сейчас «СМИТ» это группа компаний, занимающихся различными направлениями бизнеса: деятельность по строительству, ремонту и реконструкции; деятельность по оптовой торговле продуктами питания; деятельность по сдаче в аренду недвижимости; сеть мини-гостиниц; автомойка. Фактически они образуют обособленные бизнес с центральным управлением через ПАО «СМИТ», при этом следует отметить, что: компания действует на перспективных рынках; рынки деятельности компании отличаются высокой конкуренцией; рынки отличаются предпринимательскими рисками; компания работает в среднем ценовом сегменте, финансово устойчива, имеет стабильный кадровый состав, использует широкий портфель услуг; SWOT-анализ выявил, что: рыночные возможности заключаются в расширении рынка, увеличении экономического потенциала региона и покупательской способности партнеров.
- Сейчас ПАО «СМИТ» применяется стратегия диверсификации - предприятие выходит на новые рынки с целью снизить риски на уже имеющихся рынках.
- Суммарный риск деятельности ПАО «СМИТ» низкий.
- Основным направление приносящими большую часть прибыли является: деятельность по строительству, ремонту и реконструкции и оптовая торговля. Но одновременно потенциал дальнейшего развития данных направлений ограничен.
- Снижение некоторых финансовых показателей свидетельствуют о необходимости диверсификации бизнеса с целью получения нового источника дохода.
- Одними из путей может стать связанная и несвязанная диверсификация для ПАО «СМИТ» путем открытия нового направления бизнес деятельности.
Диверсификацию следует рассматривать как наиболее подходящий путь для инвестирования капитала и уменьшения степени риска, особенно в тех случаях, если дальнейшая экспансия в основных сферах бизнеса ограничена, что как показал анализ, проведенный во второй главе характерно для ПАО «СМИТ». В современной литературе стратегию диверсифицированного роста относят к базисным или эталонным стратегиям развития бизнеса.
Для ПАО «СМИТ» наиболее приемлема комбинация связанной и несвязанная диверсификации бизнеса.
Проект диверсификации бизнеса ПАО «СМИТ» состоит из трех частей:
- Проект диверсификации бизнеса ПАО «СМИТ» 1: связанная диверсификация бизнеса - открытие турфирмы «Открытый мир»
- Проект диверсификация бизнеса ПАО «СМИТ» 2: несвязанная диверсификация – разработка нового направления деятельности – открытия салона цветов.
- Проект диверсификация бизнеса ПАО «СМИТ» 3: несвязанная диверсификация – разработка нового направления деятельности – открытия дизайн – студии «Black & White».
Составим древо целей проекта диверсификации бизнеса ПАО «СМИТ» (см. рис. 2.5).
Цель 1 уровня: Повышение эффективности деятельности ПАО «СМИТ»на рынке
Цель 2 уровня: Диверсификация бизнеса ПАО «СМИТ»
Цели 3 уровня - напаренные на диверсификации бизнеса ПАО «СМИТ»:
1. связанная диверсификация услуг – туристическая сфера.
2. несвязанная диверсификация услуг – сфера флористики.
3. несвязанная диверсификация услуг – сфера дизайн -студии.
Подцель 3.1:
1.Открытие турбизнеса
2. Открытие салона цветов.
3. Открытие дизайн – студии
Подцель 3.2: Активизация маркетинговой активности для провидения и поиске новых направлений
Подцель 3.3: Активизация персонала для обеспечения стремления к инновациям в бизнесе
Рис. 2.5 - «Древо целей» проекта диверсификации бизнеса ПАО «СМИТ»
Основной целью является повышение эффективности деятельности ПАО «СМИТ».
Достижение поставленной цели осуществляется за счет:
1. Развития и постоянного совершенствования процессов управления проектами в ПАО «СМИТ», основных и поддерживающих процессов менеджмента, в зависимости от изменяющихся факторов внутренней и внешней среды на основе целей.
2. Использования в проекте ПАО «СМИТ» принципов открытых, долгосрочных и взаимовыгодных отношений с клиентами и поставщиками, повышения статуса компании на рынке и создания имиджа надежной, компетентной компании.
3. Повышения компетентности персонала ПАО «СМИТ», обучения сотрудников компании, постоянного развития знаний, навыков и системы мотивации персонала.
4. Проведения регулярного сбора и анализа данных о рынках деятельности ПАО «СМИТ».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целевой подход – это совокупность приемов используемых при управлении, который входит комплекс работ и мероприятий, направленных на решение проблемы.