Файл: Теория и практика применения организационно-целевого подхода в организационном управлении.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА И МЕТОДА «ДРЕВА ЦЕЛЕЙ» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «СМИТ»
2.1.Краткая характеристика ПАО «СМИТ»
Компания ПАО «СМИТ» изначально начинала с деятельности по строительству, ремонту и реконструкции.
Сейчас «СМИТ» это группа компаний, занимающихся различными направлениями бизнеса. Фактически они образуют обособленные бизнес единицы (далее – СБЕ) с центральным управлением через ПАО «СМИТ».
- СБЕ 1 – деятельность по строительству, ремонту и реконструкции.
- СБЕ 2 – деятельность по оптовой торговле продуктами питания.
- СБЕ 3 – деятельность по сдаче в аренду недвижимости.
- СБЕ 4 – сеть мини-гостиниц.
- СБЕ 5 – автомойка.
Рис. 2.1 - Структура бизнес направлений группы ПАО «СМИТ»
Структура управления ПАО «СМИТ» относится линейно функциональному типу.
Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников ПАО «СМИТ» для их выполнения. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения функциональных операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника ПАО «СМИТ».
Структура управления ПАО «СМИТ» позволяет оперативно доводить до персонала организации и осуществлять реализацию различных управленческих решений и идей. Также при существующей схеме управления сохраняется связь руководства с рядовыми сотрудниками предприятия и руководство может послеживать реакцию работников, принимать во внимание их предложения по тем или иным вопросам, связанным с деятельностью предприятия.
Организационная структура ПАО «СМИТ» имеет все достоинства и недостатки присущие группе бюрократических структур, к которым относится линейно-функциональная структура.
Основные преимущества ПАО «СМИТ»:
- Большой опыт функционирования таких структур.
- Простота организации управления.
- Жесткое разделение труда.
Основные недостатки ПАО «СМИТ»:
- Недостаточная гибкость такой структуры.
- Невысокая мобильность и адаптивность.
Функциональными основными блоками организационной структуры ПАО «СМИТ» являются:
- общего руководство.
- коммерческий блок
- финансовый блок.
- блок учета и отчетности.
- блок управления персоналом.
Перед компанией ПАО «СМИТ» на период 2013-2017 г.г. стоят следующие бизнес задачи:
- Добиться увеличения продаж на 27%
- Удвоить продажи линейки всех СБЕ.
- Повысить узнаваемость бренда на рынке среди выбранной целевой аудитории до 33% (с 26% в конце 2013 года – оценка специалистов ПАО «СМИТ»)
Тип собственности ПАО «СМИТ» - открытое акционерное общество. Форма собственности ПАО «СМИТ»- частная собственность.
Главные принципы и ценности ПАО «СМИТ»:
-
- Компетентность, высокая скорость и качество обслуживания клиентов.
- Внимание к каждому клиенту и посетителю, готовность к сотрудничеству, помощь в решении возникающих проблем.
- Четкость формулировки требований, постановки задач и объективность в требованиях к работе.
- Возможность профессионального и карьерного роста, внутреннее обучение.
- Поощрение инициатив сотрудников, направленных на сокращение издержек и увеличение доходов.
- Поощрение результативности, ответственности, личного вклада в развитие компании.
- Справедливость в оценке труда и личного вклада. Обеспечение эффективной организации труда и эффективного использования потенциала сотрудников
- Индивидуальный подход к личности, человечность, внимание к проблемам, стремление дорожить каждым сотрудником.
- Соблюдение трудовой дисциплины, вежливость, корректность в общении с клиентами, коллегами, подчиненными.
- Обязательность, соблюдение корпоративных стандартов, этикета, субординации.
Операционная деятельность ПАО «СМИТ» организована по следующим основным направлениям:
-
-
- общее и стратегическое руководство компанией;
- производство строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
- управление качеством строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
- обеспечение производимых работ необходимыми ресурсами и работа с поставщиками;
- формирование портфеля заказов предприятия и работа с заказчиками;
- управление персоналом предприятия;
- управление финансами предприятия.
-
При построении планов реализуется дедуктивная стратегия «от общего к частному». Крупнейшие, основные плановые показатели устанавливаются в целом по предприятию на весь ожидаемый год. Долгосрочные планы служат основой для построения планов среднесрочных и краткосрочных, в которых они конкретизируются. Руководством предприятия обозначаются плановые показатели на весь год: в соответствии с ними по всему предприятию, для каждого отдела устанавливаются собственные планы работы. Для построения планов на предприятии используются профессиональные программы-планировщики, интегрированные со сметной программой. Планы отделов взаимосвязаны: план отдела продаж по заключению договоров означает, что на сумму заключенных договоров строительное подразделение будет вынуждено произвести строительно-монтажные работы, а отделу снабжения придется обеспечить эти работы необходимыми строительными и горюче-смазочными материалами, инструментом и оборудованием.
В практике управления ПАО «СМИТ», построенной на основе системы сбалансированных показателей, применяются различные инструменты, позволяющие отслеживать текущее состояние и изменение показателей. К числу используемых инструментов отслеживания показателей относятся внутренняя отчетность (в бумажном и электронном виде), регулярное проведение процедур контроля. Чтобы результаты контроля в системе управления были действенны, необходимо обеспечить обратную связь к специалистам: результаты контроля должны быть значимы, оказывать строго определенный эффект на систему материальной мотивации сотрудников.
Количество сотрудников ПАО «СМИТ» по состоянию на конец 2013 г. 90 человек. Число постоянных партнеров ПАО «СМИТ» по состоянию на начало 2013 г. более 45 компаний и 30 торговых представителей.
Динамика основных показателей деятельности ПАО «СМИТ» приведена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности ПАО «СМИТ» за 2017-2018 годы
№ п/п |
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Среднегодовая стоимость основных средств |
139040 |
183119,5 |
44079,5 |
131,7 |
2. |
Выручка от продажи |
39183 |
64003 |
24820 |
163,3 |
3. |
Себестоимость продаж |
33653 |
52669 |
19016 |
156,5 |
4. |
Коммерческие расходы |
6682 |
8097 |
1415 |
121,2 |
5. |
Прибыль от продаж |
(1152) |
3237 |
4389 |
(281,0) |
6. |
Среднегодовая стоимость денежных средств |
12908 |
23790 |
10882 |
184,3 |
7. |
Численность работающих, чел. |
88 |
90 |
2 |
102,3 |
8. |
Среднегодовая стоимость запасов |
21571,5 |
23642,5 |
2071 |
109,6 |
9. |
Фондоотдача, руб. (2/1) |
0,28 |
0,35 |
0,07 |
125,0 |
10. |
Уровень управленческих расходов, % ((3+4)/2*100) |
17,05 |
12,65 |
(4,4) |
74,2 |
11. |
Рентабельность продаж, % (5/2*100) |
(2,94) |
5,06 |
8 |
(172,1) |
12. |
Оборачиваемость денежных средств, раз (2/6) |
3,04 |
2,69 |
(0,35) |
88,5 |
13. |
Средняя выработка работников (2/7) |
445,26 |
711,14 |
265,88 |
159,7 |
14. |
Оборачиваемость запасов, раз (2/8) |
1,82 |
2,71 |
0,89 |
148,9 |
Таким образом, можно сделать вывод - деятельность ПАО «СМИТ» достаточно эффективна, что подтверждается ускорением оборачиваемости запасов, повышением эффективности использования трудовых ресурсов и основных фондов, росте рентабельности продаж как признака усиления конкурентоспособности субъекта хозяйствования.
2.2. Анализ ситуации
Для того чтобы оценить насколько эффективно осуществляется бизнес -деятельность компании необходимо провести анализ рынка ПАО «СМИТ». Для анализа макро-среды воспользуемся методом PEST-анализа факторов внешней среды. Представим результаты анализа в виде таблицы 3. В качестве экспертов приалекалсь работикики ПАО «СМИТ»: начальник коммерческого отдела, начальник финансовой службы и главный бухгалтер, таким образом, профессиональный и образовательный уровень позволят констатировать высокую достоверность оценки.
Таблица 2.2
РЕSТ - анализ относительно ПАО «СМИТ»
Фактор Макро -среды |
Влияние |
Политических (Policy); |
1.В стране политическая стабильность. 2.Правовое поле для производителя не изменилось, но есть риск повышения курса валют. 3.Водятся новые тех регламенты |
Экономических (Economy); |
1.ВВП показывает стабильный рост. 2. Прогноз инфляции 8-10%. 3. Улучшение ипотеки привел к росту спроса. 4. Объем рынка вырос на 4,3%. |
Социальных (Society); |
1 Реальные располагаемые доходы в 2013 г. незначительно выросли к 2018году, на 4,5%. 2.В 2013 наметилась незначительная тенденция к сокращению убыли населения на 0,6% к уровню 2018года в целом по РФ. 3.Низкий рост доходов приводит к снижению покупательской способности. |
Технологических (Technology). |
1 Предприятия отрасли находятся в ситуации жесткой конкуренции в плане использования современных технологий. 2.Предприятия в основном развивают технологии, направленные на эффективность взаимодействия с клиентом. |
Определим взвешенную оценку влияния факторов внешней среды в таблице 6.
Шкала веса: 0 – не влияет, 1 – имеет определяющее значение.
Шкала оценки: 0 – не важен, 10 – доминирует.
В качестве экспертов были привлечены два менеджера ПАО «СМИТ».
В таблице приведена среднеарифметическая оценка экспертов.
Таблица 2.3
Взвешенная оценка влияния факторов внешней среды на ПАО «СМИТ»
Факторы среды |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
1.Экономические 2.Социокультурные 3.Политическо/правовые 4.Технологические |
0,3 0,2 0,1 0,3 |
8 7 3 7 |
3,2 1,4 0,3 2,1 |
Итого: |
1 |
15 |
7 |
Представим полученные данные в виде диаграммы на рисунке 2.1
Рис. 2.2 - Оценка влияния факторов внешней среды на маркетинговую деятельность ПАО «СМИТ»
Самое большое влияние на деятельность ПАО «СМИТ» оказывают экономические факторы, которые выражаются в уровне экономического положения страны и, соответственно, платежеспособности и количестве клиентов ПАО «СМИТ». Затем идут технологические особенности строительной отросли. Проведем оценку стратегических групп влияния на ПАО «СМИТ» (См. табл. 2.4)
Таблица 2.4
Оценка значимости групп влияния ПАО «СМИТ»
Группа влияния |
Интересы |
Внутренние |
|
1) Учредители и собственники 1.1. Учредитель |
Учредители (или участники общества), как люди, которые вложили в фирму деньги, конечно же ждут финансовой отдачи. Они заинтересованы в росте прибыли компании и ее годовых дивидендов. Если акции покупались со спекулятивными целями, то акционеры могут быть заинтересованы в росте цен на них, чтобы при дальнейшей перепродаже акций заработать на разнице в стоимостях покупки и продажи. |
1.2. Собственники - Институциональные инвесторы |
Сюда относят тех, кто также вложил свои средства в фирму, каким-то образом ее профинансировал, например, инвестиционные фонды. Они заинтересованы в прибыли и в сбалансированности своего инвестиционного портфеля. Также их очень волнует риск вложений. |
2) Топ-менеджемент фирмы |
Высшее руководство, как впрочем и любые работники, заинтересованы в своей заработной плате, бонусах и премиях. Немаловажно для них и такое нефинансовое понятие как статус. Занимая высокую должность, менеджер приобретает вес в обществе и в своих собственных глазах. Помимо этого, любого менеджера волнует зона его ответственности. |
3) Прочие работники фирмы |
Любой работник заинтересован в своей заработной плате и премиях, возможностях кадрового роста, условиях, на которых он нанят, социальных гарантиях, включая медицинскую страховку. Еще один важный интерес: уровень полномочий и ответственности, а также уровень удовлетворенности своей работой. |
Внешние |
|
4) Потребители |
Сюда относятся те, кто приобретает и пользуется продукцией фирмы, как конечные потребители, предприятия, которые используют продукцию фирмы для дальнейшей переработки. Их интерес состоит в том, чтобы получить нужные товары по приемлемым ценам и в хорошем качестве. Потребитель заинтересован получить товар как можно быстрее, а также он жаждет выбора. Гарантии безопасности и работоспособности товара также для него важны. |
5) Поставщики |
Те фирмы, которые поставляют сырье или полуфабрикаты для фирмы, а также оказывают какие-то услуги, заинтересованы в том, что фирма заказывала у них регулярно, исправно оплачивала в соответствии с условиями договора. Также любой поставщик заинтересован в более тесном контакте с фирмой, например, заключении эксклюзивного договора. |
6) Властные структуры |
Власть заинтересована в налоговых поступлениях и, как следствие, в формировании городского бюджета. Также она ждет от фирмы занятости населения, а также легальности ее деятельности. |
7) Общественные группы |
Сюда можно отнести как политические объединения, так и прочие группы людей. Они желают, чтобы компания прислушалась к их мнению. К примеру, экологическая организация может требовать от фирмы устранить источники загрязнения и так далее. Отдельные группы могут быть заинтересованы в получении спонсорской помощи |