Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Государственная политика в области управления человеческими (трудовыми) ресурсами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современная экономика, основанная на рыночных принципах и свободной конкуренции, вынуждает производителей искать способы максимизации прибыли и минимизации расходов. Любое предприятие, будь то частная коммерческая фирма или государственное некоммерческое предприятие, вынуждено решать вопрос эффективного использования ресурсов. Практика показывает, что человеческий фактор считается одним из важнейших ресурсов. Недаром, еще в 1935 году в своей речи И. В. Сталин сказал: «…Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Если бы на наших первоклассных заводах и фабриках, в наших колхозах и совхозах, в нашей Красной Армии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику, страна наша получила бы эффекта втрое и вчетверо больше, чем она теперь имеет. Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой.
Вот почему старый лозунг "техника решает все", являющийся отражением уже пройденного периода, когда у нас был голод в области техники, должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что "кадры решают все". В этом теперь главное». [1]

Какие бы не были великолепные идеи, новейшие технологии, удачные внутренние и внешние экономические и политические обстоятельства, в отсутствии хорошо подготовленного персонала значительных результатов производственной деятельности достичь не возможно. Сегодня инвестиции в человеческий ресурс являются основным условием конкурентноспособности, эффективности любого предприятия, коммерческой фирмы и какой-либо иной организации. И эти вложения обязательно окупятся, поскольку слаженная, творческая, инициативная, компетентная работоспособная и хорошо мотивированная команда – залог будущего успеха любого предприятия.

Человеческие ресурсы  представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщаю­щим показателем развития общественного производства. При этом различают человеческие ресурсы организации, региона, отрасли, страны и соответственно выделяют несколько уровней управления ими.

Человек — основная ценность общества и важнейший ресурс ор­ганизации. Человеческий фактор заключается в высокопрофес­сиональном кадровом потенциале персонала организации и управ­ленческой деятельности менеджеров, организующих его использова­ние. Управление развитием персонала обеспечивают непосредственно сотрудники службы управления, которых часто называют менеджерами по персоналу.


Менеджмент – это, прежде всего, орган управления персоналом, а так же, способ общения с людьми, власть и искусство управления коллективом, организаторские и административные навыки, реализуемые в процессе производственной или управленческой деятельности. Однако, несмотря на многообразие составляющих элементов понятия, в их основе достижение целей от использования предлагаемых менеджментом методов.

Именно концепция управления человеческим ресурсами, выбор средств и методов реализации задач кадровой политики является предметом нашего исследования.

Таким образом, цель данной работы – рассмотреть концептуальные основы менеджмента человеческих ресурсов, а также выявить основные тенденции, происходящие в современной системе стратегического управления человеческими ресурсами.

Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:

1) Рассмотреть концептуальные основы менеджмента человеческих ресурсов.

2) Рассмотреть теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов.

3) Провести анализ системы управления человеческими ресурсами на предприятии ООО «ЮВИТА»

Работая над изучением проблемы менеджмента человеческих ресурсов, основной акцент был сделан на изучения специфической учебной литературы. Были изучены материалы учебников Волгиной А., Одегова Ю. Экономика труда: социально-трудовые отношения; Кибанова А.., Митрофановой Е.А., Есауловой И.А. Управление трудовыми ресурсами: учебник; Огаркова А.А. Управление организацией; Плеханова А.Г. Управление персоналом. Основные источники, использованные в работе Конституция Российской Федерации и Федеральный Закон РФ от 19.04.1991№1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Большую помощь в работе оказали научные статьи Интернет-ресурсов «www.Grandars.ru» Бизнес» Управление персоналом»; Интернет- журнал «Навигатор»; учебные материалы сайта Студми и сайта Panda.

Глава1. Концептуальные основы менеджмента человеческих ресурсов

1.1. Государственная политика в области управления человеческими (трудовыми) ресурсами


Важнейшей частью экономического потенциала страны являются демографический и трудовой потенциал соответственно, которые определяются численностью и половозрастной структурой населения, количеством и качеством трудовых ресурсов и их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы – это одна из форм выражения понятия человеческие ресурсы. Термин «трудовые ресурсы впервые применил академик» С.Г. Струмилин в начале XX века, а Международная конференция статистиков труда в 1954 году утвердила определение «Общие трудовые ресурсы», включившие «собственно трудовые ресурсы» и «военнослужащих», труд которых активно использовался в хозяйстве страны. Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, которая обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. [2]

К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста, за исключением неработающих инвалидов 1 и 2 группы, а также вышедших на пенсию на льготной основе и не работающих в данный момент граждан.

В соответствии с современным законодательством в России сейчас происходит переход на международную систему классификации населения, которая предусматривает деление общества на экономически активное и экономически неактивное население.

Экономически активное население – это часть жителей страны, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг. К данной категории относится занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости. [3] Отметим, что к занятым относятся лица, работающие на предприятиях и в организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства, фермерские хозяйства, работающие на государственных некоммерческих предприятиях, осуществляющие службу на профессиональной основе.

К экономически неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. Это та часть населения страны, которая не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного населения. [4]

Понятие трудовые ресурсы – это достаточно изменчивая категория, на качественный состав и численность которой влияют такие факторы, как состояние экономики, политическая обстановка в стране, войны и конфликты, уровень развития образования, здравоохранения и многое другое. Поэтому в современных экономических условиях необходимо говорить о развитии трудовых ресурсов на государственном уровне. Причем политика государства в данной сфере должна носить опережающий характер и должна обеспечивать переход российской экономики к инновационной и высокотехнологичной.


Важнейшей проблемой решаемой на государственном уровне является рост открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление долговременной безработицы в регионах. Государственная политика в области содействия занятости населения и развития трудовых ресурсов страны направлена на:

1) развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

2) обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

3) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

4) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

5) осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие каких-либо техногенных аварий и катастроф, вынужденные переселенцы вследствие природных катаклизмов; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые);

6) предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

7) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

8) объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

9) координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

10) координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;


11) международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм;

12) создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости[5].

Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения относятся:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере занятости населения;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере занятости населения;

3) разработка и реализация государственных программ Российской Федерации в сфере занятости населения и контроль за их исполнением;

4) установление норм социальной поддержки безработных граждан;

5) разработка и реализация мер в сфере занятости населения, за исключением мер в области содействия занятости населения, реализация которых отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

6) формирование средств на социальную поддержку безработных граждан и контроль за их целевым использованием;

7) координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости;

8) разработка прогноза баланса трудовых ресурсов Российской Федерации, осуществляемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

9) установление нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, целевых прогнозных показателей в области содействия занятости населения и осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

10) проведение мониторинга и оценки качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, эффективности реализации дополнительных мероприятий на рынке труда субъектов Российской Федерации;