Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Сущность системы).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты системы менеджмента человеческих
1.1 Сущность системы менеджмента человеческих ресурсов
1.2 Проблемы управления человеческими ресурсами в организации
Глава 2. Анализ системы управления человеческими ресурсами организации
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Анализ кадрового потенциала предприятия
2.3 Анализ системы управления человеческими ресурсами
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы управления
человеческими ресурсами организации
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы управления
Анализируя различные стороны деятельности компании в плане формирования требуемого трудового потенциала, мы приходим к выводу, что необходимо целенаправленно управлять человеческими ресурсами. Отправной точкой можно считать процесс осуществления компанией обоснованной кадровой политики, разработку и реализацию целевой программы, бюджета и плана предприятия, увязывающие желаемый результат и конкретного исполнителя и выделяемые на это средства.
Современная система по управлению человеческими ресурсами содержит как кадровую, так и социальную составляющие. В частности это является доказательством того, что сотрудники должны вносить индивидуальный вклад в успех предприятия, однако и предприятие, несомненно, должно создать подходящие условия работникам[12].
В целом существуют три модели управления человеческими ресурсами - современные технократические, и экономические. Однако на сегодняшний день исследователи и специалисты развитых стран особое внимание уделяют ниже представленным моделям управления:
- по целям;
- посредством мотивации;
- рамочное управление;
- на основе делегирования;
- предпринимательское управление.
Мотивационная модель управления исходит из исследования человеческих потребностей, личных целей, интересов, настроений сотрудников, а так же из возможности слияния производственных целей работников с мотивацией и целями предприятия. При этой модели кадровая политика направлена на обогащение человеческих ресурсов, упрочнение морально-психологических отношений, и на выполнение социальных программ.
Рамочное управление обеспечивает условия для процветания инициативности, самостоятельности сотрудников и их ответственности, повышает степень коммуникации и организованности в предприятии, благоприятствует повышению уровня сатисфакции трудом и повышает уровень развития корпоративного стиля руководства. Процесс управления, основанный на делегировании, считается самым абсолютным способом управления человеческими ресурсами. В рамках этой системы сотрудникам предлагается право на самостоятельное принятие решений и их осуществления.
Основой для предпринимательского управления служит идея интерпартнерства, которая получила свое название от слияния двух слов «антрепренерство» - предпринимательство и «интре» - внутренний[13].
Тезис заключается в пособничестве развитию предпринимательской активности в рамках предприятия. В современной научной среде происходят непрерывные процессы изменения, обновления, поиска и совершенствования нано идей в сфере управления человеческими ресурсами.
Итак, человеческие ресурсы - это часть населения государства, обладающая необходимым физическим развитием, умственными, трудовыми, творческими и предпринимательскими способностями и обеспечивающая социально-экономическое развитие общества. Человеческие ресурсы в современных условиях имеют не только экономическую полезность, но и социальную ценность, выражающуюся в развитии организации, предприятия и общества в целом.
Каждая управленческая политика организации направлена на формирование определенных методов управления человеческими ресурсами и воплощение кадровой и социальной программы предприятия. Ведущую роль в политике предприятия, отдают контролю за выполнением социальных обязательств перед своими сотрудниками и отношению к ним[14].
Эти аспекты находят свое отражение в таких принципах как условия труда, уважение, результативность и равенство. Не стоит забывать о том, что у предприятия всегда имеются обязательства перед коллективом работников. В этом случае кадровая политика используется при профессиональном обучении, продвижении по службе и найме, а социальной политике предприятия следует разрабатываться по целому ряду направлений: развитию работников, трудовой занятости, вовлеченности и участия в делах организации, новых технологий, политика охраны труда и безопасности, мотивации персонала.
Глава 2. Анализ системы управления человеческими ресурсами организации
2.1 Общая характеристика организации
ООО «Багет Н» работает на рынке производства мебели и строительных материалов г. Нижнего Новгорода. Предприятие зарегистрировано по адресу: 603041 Нижегородская область (Горьковская), г. Нижний Новгород, Молодёжный проспект, 41.
Организационная структура предприятия представлена в приложении 1.
Организационная структура относится к линейно-функциональному типу. Линейным подразделением является производственный отдел. Функциональными подразделениями являются бухгалтерия и отдел продаж.
Основной вид деятельности: 46.73.6 Торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями.
В ассортимент товаров включает: мебельные фасады, ДСП, МДФ, фанера, ОСБ, столешницы для кухни, вагонка хвойная. На рисунке 1 рассмотрим структуру продаж предприятия в 2018 году. Наибольший объем продаж приходится МДФ, а также на столешницы для кухни.
Рисунок 1 - Структура продаж в 2018 году
Цели ООО «Багет Н»:
- расширение доли рынка;
- максимизация прибыли;
- повышение качества товаров и услуг.
Функциями менеджмента ООО «Багет Н» являются планирование, мотивация, организация, координация, контроль. Функция координации в ООО «Багет Н» реализуется с помощью должностных инструкций для сотрудников и плана производства на день. Планирование в компании делится на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное. Эти функции берет на себя непосредственно предприниматель. Система мотивации включает только материальную части.
Материальная часть включает оклад и премию. Функция организации реализуется через распределение обязанностей согласно «Положению об организационной структуре» и положениям о деятельности отдельных подразделений[15].
2.2 Анализ кадрового потенциала предприятия
Общая списочная численность персонала 25 человек. Численность и состав сотрудников не менялись 5 лет. Рассмотрим динамику численности среднеявочную, так как среднесписочная не менялась (рис. 2).
Рисунок 2 – Среднеявочная численность персонала
В 2017 году были дни простоя оборудования, поэтому часть рабочего персонала не выходила на работу, это привело к сокращению среднеявочной численности. Далее рассмотрим состав персонала по категориям (рис. 3).
Рисунок 3 - Состав персонала по категориям, %
Состав персонала по категориям не менялся в 2016-2018 годах. Наибольшая доля сотрудников приходится на рабочих (84%).
Половая структура персонала представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Половая структура персонала, %
Наибольшая доля в составе сотрудников принадлежит мужчинам (78%), что связано с производственной направленностью работы предприятия.
Далее оценим персонал по возрасту (приложение 2). В периоде сократилась численность персонала категории 16-19 лет, соответственно выросла численность сотрудников категории 20-24 года.
Далее оценим общий трудовой стаж сотрудников (табл. 1).
Таблица 1 - Состав персонала по общему трудовому стажу
Показатель |
2017 |
2018 |
Изменение |
до 1 года |
0 |
0 |
0 |
от 1 до 3 лет |
3 |
3 |
0 |
от 3 до 5 лет |
7 |
5 |
-2 |
от 5 до 10 лет |
5 |
7 |
2 |
более 10 лет |
10 |
10 |
0 |
Итого |
25 |
25 |
0 |
В 2018 году 2 человека перешли из категории стажа 3-5 лет в категорию 5-10 лет. Положительно, что наибольшее количество сотрудников (10 человек) имеют большой трудовой стаж (более 10 лет).
Далее оценим персонал по стажу в организации (табл. 2).
Таблица 2 - Состав персонала по стажу в организации
Показатель |
2017 |
2018 |
Изменение |
до 1 года |
0 |
0 |
0 |
от 1 до 3 лет |
0 |
0 |
0 |
от 3 до 5 лет |
3 |
3 |
0 |
от 5 до 10 лет |
14 |
14 |
0 |
более 10 лет |
8 |
8 |
0 |
Итого |
25 |
25 |
0 |
Итак, персонал имеет достаточно большой стаж в организации (14 человек работают от 5 до 10 лет). Можно отметить, что состав кадров стабилен.
Далее представим состав персонала по образованию (табл. 3).
Таблица 3 - Состав персонала по образованию
Показатель |
2017 |
2018 |
Изменение |
Высшее |
5 |
9 |
4 |
Незаконченное высшее |
3 |
3 |
0 |
Среднее специальное |
17 |
13 |
-4 |
Итого |
25 |
25 |
0 |
Итак, уровень образования растет: в 2018 году получили высшее образование 4 человека, 3 человека получают высшее образование в данный момент.
Основными производственными сотрудниками являются работники мебельного цеха. Все простои, нарушения трудовой дисциплины, неявки по болезни в данном рабочем звене крайне негативно сказываются на работе компании: нарушается ритмичность выпуска продукции, происходит затаривание склада запасами и продукцией незавершенного производства, простаивает транспорт логистических компаний, что влечет излишние расходы на транспортировку.
Таким образом, необходимо провести фотографию рабочего дня сотрудников лесопильного цеха с целью определения причин простоев и нарушений трудовой дисциплины (прил. 3).
Исходя из полученных данных, составляем фактический баланс рабочего времени сотрудника мебельного цеха (табл. 4).
Таблица 4 - Фактический баланс рабочего времени
Затраты рабочего времени |
Продолжительность |
Индекс |
|
Мин. |
% |
||
Подготовительно-заключительное время |
15 |
3 |
ПЗ |
Оперативная работа |
330 |
68 |
ОП |
Время обслуживания |
20 |
4 |
ОБ |
Время на отдых и личные надобности |
50 |
10,4 |
ОТЛ |
Простои по организационно-техническим причинам |
20 |
4,1 |
ПНТ |
Потери рабочего времени в связи с нарушениями трудовой дисциплины |
35 |
7,3 |
ПНД |
Итог по балансу |
480 |
100 |
Тсм |
Для анализа фотографии рабочего времени необходимо определить следующие показатели, которые характеризуют эффективность использования внутрисменного времени:
1. Коэффициент использования сменного времени (Кисп) рассчитывается по формуле: Кисп = (ПЗ + ОП + ОБ + ОТЛ) / Тсм
где: ПЗ – подготовительно-заключительное время, мин.;
ОП – оперативное время, мин.;
ОТЛ – время на отдых и личное время, мин.;
Тсм – сменное время, мин.
Кисп = (15 + 330 + 20 + 50)/480 = 0,86
2. Коэффициент потерь рабочего времени по организационно-техническим причинам (Котп ) рассчитывается по формуле: Котп = ПНТ/Тсм
где ПНТ – время перерывов, связанное с нарушением нормального протекания производственного процесса, мин.
Котп = 20/480 = 0,041
3. Коэффициент потерь рабочего времени в связи с нарушением трудовой дисциплины (Кпнд) определяется по формуле: Кпнд = ПНД/Тсм
где: ПНД – время перерывов, связанное с нарушением трудовой дисциплины, мин.
Кпнд = 35/480 = 0,103
4. Процент оперативного времени (Коп ) определяется по формуле: