Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (на примере ООО «Пумори-Спорт», г. Екатеринбург).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «ПУМОРИ-СПОРТ»

3.1 Мероприятия по совершенствованию организационной культуры

В свете выявленных проблем в деятельности организации автором предлагается направить усилия директора и членов коллектива на повышение эффективности коммуникационного процесса, акцентированного на следующих моментах:

  • повышение «командного духа» и лояльности членов коллектива;
  • поиск новых методов принятия качественных решений;
  • усовершенствование морально-психологического климата в коллективе организации.

Для решения проблемы недостаточного развития командного духа предлагается не реже, чем 1 раз в полгода проводить тренинг по взаимодействию в организации.

Цель: сплочение участников, создание благоприятного социально-психологического климата в группе, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему развитию.

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

  • продемонстрировать преимущества командной работы;
  • усовершенствовать общение в команде;
  • освоить навыки обратной связи;
  • усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
  • получить удовольствие от совместной работы.

Участники: члены коллектива.

Время проведения: около 6 часов.

Структура тренинга включает в себя три блока (рисунок 12).

Рисунок 12 - Структура тренинга по командообразованию

В основном блоке есть теоретическая и практическая части. В содержательном плане на тренинге прорабатываются темы, связанные с прояснением общих принципов командной работы и эффективным общением в команде.

Методы, применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения и тестирование. Основное направление их использования и интерпретации – это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.

Несомненно, такого рода мероприятия добавят энергии коллективу Организации для более эффективного выполнения своих функций, тем самым повысится эффективность процесса развития адекватной организационной культуры.


Формирование лояльности персонала - одна из ключевых задач директора. Основные используемые при этом инструменты показаны в таблице 9.

Таблица 9

Инструменты формирования лояльности коллектива

Инструмент

Описание инструмента

Информирование и вовлечение

Необходимо начать с опроса персонала о том, как повысить качество выполняемых задач. Обычно, большая их результатов учитывается при разработке стандартов работы. В результате внедрение новых стандартов проходит успешно, быстро и легко.

Командообразующие мероприятия

Тренинги (см. выше).

Разработка объективной и прозрачной системы материального и нематериального стимулирования

Введение новой прозрачной системы оплаты труда резко повысит лояльность персонала. Этому способствует и борьба со слухами и сплетнями, которая сама по себе выступает отдельным, самым сложным видом работы по формированию лояльности.

Регулярный мониторинг удовлетворенности трудом

Одним из способов ее повышения является разъяснение сотрудникам их нового социального статуса, который они приобрели путем освоения навыков работы и описание получаемых при этом преимуществ. Также можно показать документальный фильм об иностранном опыте работы с тем, чтобы люди поняли: инновации помогут приблизить условия труда к европейским нормам.

Учет возможной нелояльности при подборе персонала

Можно начать использовать блок методик, направленных на выявление уровня субъективного контроля и конструктивности мотивации, что в результате позволит Организации сформировать команду членов, склонных к лояльному поведению.

Для решения проблем организации по оперативному решению проблем и задач (эффективному принятию решений) предлагается следующее мероприятие: тактическое планирование по сферам ответственности.

Суть такого планирования заключается в том, что помимо участия в решении общих и частных вопросов на совещаниях, члены коллектива путем, например, мозгового штурма проводят поиск оптимальных решений по повышению эффективности работы и конкурентоспособности организации. К такому виду совещания могут быть привлечены или все члены коллектива, или те, которые более всего разбираются в анализируемой проблеме (в зависимости от проблемы).

Мозговой штурм – все еще редко применяющийся метод в российских организациях, где все построено на жесткой иерархии. С учетом того, что руководитель придерживается демократического стиля управления, как было выяснено в результате интервьюирования сотрудников организации, а сам метод подтвердил свою эффективность, то считаем его внедрение возможным в исследуемом предприятии.


Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) включает в себя два этапа:

а) Группа выдвигает идеи по заданной теме. Все идеи фиксируются, в том числе на первый взгляд абсурдные. Критиковать нельзя.

б) Оценка и развитие идей. Отбор лучших идей.

Суть метода - в отделении процесса генерации идей от их анализа и отбора. Проводить такое мероприятие рекомендуется в свободное от основной работы время не реже, чем раз в полгода или по мере возникновения проблемы.

Форма плана-отчета представлена в таблице 10.

Таблица 10

Образец формы для формирования тактического плана путем мозгового штурма

Срок действия плана

Мероприятие

Описание мероприятия

Дата проведения

Ответственный за выполнение

Отметка о выполнении

Необходимо также придерживаться следующих правил при составлении такого плана:

  • основной упор необходимо сделать на достижении целей предприятия;
  • запрещается переходить на открытую критику деятельности конкретных сотрудников предприятия;
  • планы не должны быть многословны, необходимо выдержать принципы целеполагания: реалистичность, достижимость, эффективность.

Думается, что внедрив такую процедуру в практику работы предприятия, руководитель повысит эффективность коммуникаций принимаемых им решений. Кроме того, сможет также выявить перспективные направления развития, не высказанные вслух во время тренингов по командной работе.

Мероприятием по повышению мотивации персонала к эффективному труду, повышению лояльности персонала путем снижения количества сотрудников-детракторов, предлагается комплексный подход к повышению организационной культуры учреждения.

На основании изучения поиска возможных решений предлагаются следующие мероприятия по непосредственному формированию организационной культуры (таблица 11).

Таблица 11

Мероприятия по развитию организационной культуры

Мероприятие

Дата проведения

Организация тренингов

2 раза в год

Абонементы на массаж

По необходимости

Конкурс и премия «Работник квартала» по отделам

В конце каждого квартала

Празднование Нового Года

В канун Нового Года

Изготовление фирменных кружек

13.08.2019 г. в День строителя

Сертификат на канцелярию для детей сотрудников

20-25.08.2019 г.

Надбавка 0,5% от годового фонда оплаты труда по результатам работы

В канун Нового Года


Повышение эффективности коммуникаций также положительно отразится на эффективности деятельности предприятия. Назовем факторы, положительно влияющие на формирование организационной культуры (рисунок 13).

Рисунок 13 - Пути решения проблем коммуникаций в ООО «Пумори-Спорт»

Благодаря внедрению описанных мероприятий, формирование организационной культуры организации будет иметь значительное влияние и на эффективность деятельности всего предприятия и его конкурентоспособность.

3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий

Авторский расчет экономической и социальной эффективности мероприятий по совершенствованию организационной культуры в коллективе ООО «Пумори-Спорт» показан в таблице 12. Расчет приводится для 20 человек - непосредственно работающих с клиентами.

Стоит отметить, что затраты на эти мероприятия составят всего 0,12% от годового дохода, при этом годовой эффект от мероприятия составит 11763,2-470,5 = 17292,7 тыс. руб.

Таблица 12

Эффективность мер в рамках повышения уровня организационной культуры на 2019г.

Мероприятие

Стоимость организации, тыс. руб.

Эффект

Организация тренингов

2 тренинга * 5000руб. = 10,0

Повышение производительности труда. Выручка от реализации услуг повысится на 1,5% (прогноз автора), т.е. эффект составит 383627*1,015-383627 = 5754,4 тыс. руб.

Конкурс и премия «Работник квартала» по отделам

5,0*3 отдела*4 = 60,0

Празднование Нового Года

20сотр.*1500руб. + 20сотр.*300руб.(подарки) = 36,0

Абонементы на массаж (по мед.справкам)

20 сотр.*0,3 (30% со справками)*750руб.(1 абон.) * 12мес.= 54,0

Получая услуги массажа, сотрудники меньше будут болеть. В среднем болеет 3 чел. в месяц (в теч. недели) и им нужно находить временную замену, т.е. экономия за год не менее = 3*12,5*12 = 450,0 тыс. руб.

Изготовление фирменных кружек

20сотр.*150руб. = 3,0

Чувство работы в команде, ощущение единства, высокая организационная культура, новые стимулы к работе.

Сертификат на канцелярию для детей сотрудников

20сотр.*500руб. = 10,0

Экономия семейного бюджета, чувство заботливости менеджмента повышает мотивацию сотрудников к труду.

Надбавка 0,5% за каждый год работы

Максимальный беспрерывный стаж - 10 лет, в т.ч.

1 чел. - 10 лет;

3 чел. - 9 лет;

5 чел. - 7 лет;

7 чел. - 5 лет;

4 чел. - 3 года и менее.

Средняя зарплата - 25000руб.

Надбавка = 25000*0,005*(1чел.*10+3*9+5*7+7*5+4*3)*20 чел. = 297,5

Денежное стимулирование всегда напрямую действует на производительность труда. Прогноз автора - 3% рост, т.е. эффект составит 383627*1,03-383627 = 11508,8 тыс. руб.

Кроме того, удерживает кадры (1 чел.), т.е. экономия на поиске и обучении новых специалистов 3 мес.- 50,0 тыс. руб.

Итого

470,5

11763,2


Кроме того, мероприятия несут в себе и необходимый социальный эффект, и повышение качества услуг. Социальный, мотивационный эффект и эффект от повышения лояльности сотрудников сложно измерить сразу, он несет более перспективный характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного исследования сформулируем следующие выводы.

Организационная культура может быть определена следующим образом – набор базовых ценностей, негласных норм и соглашений, убеждений, разделяемых всеми членами организации. Это своеобразная система общих предположений и ценностей о том, что и как делается в фирме, познающаяся по мере столкновения с внутренними и внешними проблемами.

Основными составляющими организационной культуры являются: декларация организационной миссии, организационная философия, организационный дух, управление, стиль руководства и лидерства, организационная этика, управление человеческими ресурсами, имидж и репутация, культура качества.

Нет культуры плохой и хорошей. Но есть эффективная в данной компании в данный момент ее развития. И такую культуру можно формировать. Существует два основных подхода: насаждение сверху и «проращивание снизу». Первый быстрее, второй – долговечнее. Поэтому обычно используется их сочетание.

Проблема неразвитости организационной культуры очень актуальна на предприятиях. В основном, она формируется в коллективах хаотично и слабо поддается управлению. На примере исследуемого предприятия ООО «Пумори-Спорт», при диагностике, автором выявлены следующие проблемы формирования и развития организационной культуры:

  • сложности в процессе принятия и качестве решений;
  • отсутствие командной работы и недостаточная лояльность сотрудников;
  • неэффективная мотивация, несовершенный морально-психологический и соответственно коммуникационный климат в организации.

Основными результатами SWOT-анализа ООО «Пумори-Спорт» отметим необходимость выработки направлений совершенствования деятельности компании в целом, использовании передовых технологий, изучении рынка и привлечении клиентов, а также совершенствование мотивации персонала и организационной культуры на предприятии. Стратегией развития ООО «Пумори-Спорт» должно быть укрепление позиций на строительном рынке с расчетом на различные категории клиентов. При этом, для повышения продаж и конкурентоспособности необходимо обратить внимание на проблемы организационной культуры.