Файл: Процессы принятия решений в организации (Понятие управленческого решения, этапы процесса принятия решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Принятие управленческого решения – это достаточно значимый шаг вперед в управленческой деятельности, осуществлении различных взаимоотношений, и лидерских способностей любого управленца. Результатом управленческой и организационной деятельности считается общепринятое управленческое решение. Процесс управления сопряжен со стабильной разработкой управленческих решений и их принятием.

Управленческое решение – это результат рассмотрения, моделирования, оптимизации, экономического обоснования и подбора варианта из большого количества альтернатив достижения определенной цели системы менеджмента.

Менеджером, возможно, назвать человека только лишь в том случае если он берет на себя организационные решения либо осуществит из посредством других людей. Потребность принятия решений пронзает все, что делает руководитель формулируя миссии и достигая их свершения. Непосредственно данным и определена очевидная актуальность данной деятельности.

Актуальность исследования данной работы в свою очередь заключается в том, что в ходе управления производственной системой постоянно образуются ситуации, когда руководители всевозможных уровней, встречаются с потребностью выбора некоторых альтернатив операций. Формирование и утверждение решения – главная операция деятельности управляющего, которая определяет весь дальнейший ход процесса управления, в особенности заключительный итог управленческой деятельности.

Объектом исследования данной работы являются процессы принятия решений в организации.

Предметом исследования является – процесс разработки и принятие управленческого решения в ООО «KFS».

Цель исследования - исследовать процесс разработки и принятия управленческого решения в ООО «KFS».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие управленческого решения и этапы процесса принятия решения;

- рассмотреть факторы, влияющие на качество управленческого решения;

- дать общую характеристику ООО «KFS» ;

- провести анализ разработки и принятия управленческого решения;

- дать оценку эффективности процесса принятия управленческих решений в ООО «KFS» ;

Информационной основой для написания данной работы, явились работы таких специалистов, как С.А. Баронин, И.А. Бланк, В.Р. Веснин, В. Ф. Володько, С. Н. Воропаев, В. В. Глухов, В. И. Гончаров, А.П. Егоршин и других.


Методы исследования: анализ научных источников, сравнительный, коэффициентный.

Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1. Понятие управленческого решения, этапы процесса принятия решения

Управленческая деятельность связана с принятием решений. В обобщенном понимании под решением принято понимать поиск определенного варианта действий, само действие и его результат. Управленческие решения являются результатом анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения цели [12, с. 105].

По мнению Трофимовой Л.А. и Трофимова В.В., управление представляет собой целенаправленное воздействие для организации и координации достижения поставленных целей. Одна из основных форм такого воздействия – управленческое решение. Управленческое решение понимается данными авторами как акт выбора одной из возможных альтернатив и является результатом деятельности менеджера (управленца) [16, с. 149].

Прохоров Ю.К. уточняет понятие управленческого решения. По его мнению, управленческое решение – это не просто результат выбора, а вариант действий, который менеджер выбирает в соответствии с занимаемой должностью с целью обеспечения выполнения стоящих перед организацией задач [13, с. 78].

Лукичева Л.И. несколько иначе подходит к определению понятия управленческое решение. Так, управленческое решение – это творческое и волевое воздействие менеджера, направленное на достижение поставленных целей. Важно, что такое воздействие является основанным на знании объективных законов функционирования системы управления и анализе информации о ее состоянии [15, с. 193]. Российский исследователь А.В. Кашин также видит в изучаемом понятии стратегический или тактический альтернативный выбор целенаправленных действий в рамках предоставленных полномочий и имеющихся компетенций [57]. Асаул А.Н. определяет управленческое решение как директивный выбор целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе ситуации и содержит программу достижения цели [8, с. 80]. Российский ученый Э.А. Смирнов, понимает под управленческим решением результат мыслительной деятельности руководителя или управленческой команды компании, направленный на подчиненных для разрешения возникших проблем [20, с. 133]. Таким образом, управленческое решение является результатом осуществления субъектом управления выбора определенного варианта решения организационных или управленческих задач. Управленческое решение состоит из набора взаимосвязанных последовательных действий, нацеленных на решение проблемы и устойчивое развитие системы управления.


Рассмотрим стадии принятия управленческих решений, выделяемые в российской и зарубежной практике.

М.Мескон и Ф. Хедоури выделяют 5 этапов в процессе принятия решения, после которых следует непосредственно реализация решения и обратная связь: 1) диагностика проблемы, 2) формулировка ограничений и критериев для принятия решения, 3) определение альтернатив, 4) оценка альтернатив, 5) окончательный выбор, 6) реализация решения, 7) Обратная связь [14, с. 93].

Трофимова Л.А. к основным стадиям процесса принятия решения относит 3 стадии. Первая, разведывательная, включает в себя осознание необходимости принятия решения; вторая, проектная, представляет собой проектирование альтернатив; заключительная стадия, стадия выбора и реализации – это принятие и реализация управленческого решения.

По мнению Прохорова Ю.К., состоит из:

1) Постановки задачи (выявление и описание проблемной ситуации, определение располагаемого времени, определение имеющихся ресурсов)

2) Формирования решений (анализ проблемной ситуации, формирование гипотез, формирование целей, определение ограничений, генерация решений, измерение предпочтений решений)

3) Выбор решения (определение допустимых решений, формирование критериев выбора, определение эффективных решений, выбор единственного решения) [10, с. 105].

Лапыгин Ю.Н. выделяет 4 этапа в процессе разработки и реализации управленческого решения: выявление проблемной ситуации; подготовка решения (анализ проблемы, генерирование и оценка альтернатив); управленческое воздействие; контроль за выполнением решения и оценка его эффективности [5, с. 88].

Зуб А.Т. приводит схему принятия рационального управленческого решения, состоящую из восьми шагов, объединенных в четыре этапа:

1) Определение проблемы (осознание и идентификация проблемы),

2) Сбор информации (идентификация проблемы и разработка альтернатив),

3) Идентификация решения (разработка критериев оценки альтернативы, оценка, выбор),

4) Выполнение решения и проверка [19, с. 27].

Таким образом, принятие управленческого решения всегда связано со сбором и анализом информации, поэтому ее качество является одним из важнейших факторов, влияющих на конечный результат реализации решения.

1.2. Факторы, влияющие на качество управленческого решения


В статье российского исследователя Каражаковой Д.А. отмечается, что основой для принятия качественных и своевременных управленческих решений является их информационное обеспечение. И именно качественные решения в современной высоко конкурентной среде зачастую играют такую же важную роль, как и конкурентные преимущества товара или услуги. Качественные решения – это решения, позволяющие оперативно, с минимальными финансовыми и временными ресурсами решить возникшую проблему [6, с. 108].

Информация – очень многогранное понятие. В науке существует множество определений информации, однако ни одно из них не является общепринятым. Приведем краткий обзор трактовок понятия информации. В системно-кибернетическом смысле информация – это совокупность сведений, значащая (смысловая) интерпретация и корреляция некоторого массива данных с целью принятия решений. В законе информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [13, с. 102]. В терминологических словарях информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний [1, с. 43]. Качество информации определяется совокупностью ее реальных характеристик, определяющих возможность ее использования в предметной области. Совокупность параметров, характеризующих качество информации, различна для разных предметных областей [4, с. 27]. Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации [22, с. 146].

Качество управленческого решения определяется совокупностью свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблем, например, своевременность, адресность, конкретность. Прежде всего, качество управленческого решения определяется качеством различных видов информации – экономической, организационной, финансовой и других. Качество информации зависит от ее объема и достоверности, которые, в свою очередь, определяются затратами на получение, обработку и хранение информации. Ценность информации зависит от постановки задачи для принятия управленческого решения: чем конкретнее сформулирована проблема, тем более конкретная информация необходима.

На рисунке 1.1 представлены факторы, влияющие на качество управленческого решения. Качество информации может быть искажено как внешними барьерами (например, закрытым доступом, коммерческой или государственной тайной), так и внутренними причинами (оппортунизм исполнителей). Также нужно отметить, что объективно качество информации зависит от того, в каком состоянии она находится: детерминированном, стохастическом (вероятностном) или неопределенном [3, с. 26].


Рисунок 1.1 – Роль информации в качестве УР [19, с. 174]

Решения, основанные на детерминированной информации, как правило, высокоэффективны. Например, решение по поводу формирования ассортимента и методов продвижения табачной или алкогольной продукции исходит из законодательно детерминированной информации. Использование этой информации сводит к минимуму риск принятия неэффективного решения.

Управленческие решения, основанные на стохастической информации, наиболее распространены. Так, информация, полученная в ходе проведения маркетингового исследования, вне зависимости от его типа (полевое или кабинетное), в основном дает вероятностный результат. При этом на качество первичной информации влияет качество выборки, наряду с личными качествами менеджера. Для решений данного вида возрастает вероятность неэффективности. В качестве примера решений, основанных на стохастической информации, можно привести определение целевой аудитории и потенциальных рынков сбыта [14, с. 111].

Наиболее сложными решениями являются решения, принимаемые на основе неопределенной информации. В подобных ситуациях на первый план выступает опыт и интуиция менеджера. В качестве примера можно привести решение по поводу выбора метода ценообразования для инновационного продукта [2, с. 66].

Следует также отметить, что на принятие управленческих решений влияет не только качество исходной информации, но и качество ее обработки. Среди качественных методов обработки информации особо выделяются методы экспертных оценок, которые несут в себе определенную долю субъективизма. В данном случае человеческий фактор играет ведущую роль. Что касается количественных методов обработки информации, то при использовании статистических методов присутствует вероятность вычислительной ошибки, ошибки выборки, ошибки при необходимости экстраполяции или интерполяции отсутствующих значений, неверное толкование тренда и многое другое. При корреляционном анализе по ряду причин может наблюдаться статистическая незначимость коэффициентов, что может поставить под сомнение верную гипотезу. Для повышения качества обработки информации и для принятия более качественных решений также используются средства систем поддержки решений и маркетинговых информационных систем.

Важнейшую роль играет качество источника информации. Источник информации можно рассматривать как единичный элемент подмножества информационных ресурсов, доступного пользователю и обладающего, как правило, некоторой содержательной определенностью [12, с. 146].