Файл: Доходы и расходы бюджета. Бюджетная классификация ( Теоретические основы изучение доходов и расходов как приоритетов развития экономики страны ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы изучение доходов и расходов как приоритетов развития экономики страны
1.1 Роль государственного бюджета и особенности бюджетной классификации
1.2 Сущность доходов государственного бюджета и их значение
1.3 Сущность и особенности бюджетных расходов
2 Оценка доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации
2.1 Анализ доходов федерального бюджета России
2.2 Анализ расходов государственного бюджета
3 Проблемы и направления оптимизации доходов и расходов бюджета страны
3.1 Проблемы формирования и исполнения доходов федерального бюджета РФ и пути их решения
Введение
Формирование государственного бюджета, определение его доходных и расходных статей являются постоянным полем политических и научных дискуссий по поводу обеспечения эффективности и результативности государственного управления, поиска правильного пути развития государства, создания условий достойного уровня жизни его граждан.
Данные проблемы весьма актуальны для современной России, в которой в силу сложившейся системы управления роль федерального бюджета многократно усиливается. При этом важна роль государственного регулирования, которое является одной из основных форм участия государства в экономической жизни и состоит в его прямом и косвенном взаимодействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.
В настоящее время положение государственного бюджета страны в большей степени зависит от налоговых поступлений, так как налоги являются важнейшей частью формирования доходов государства. Успешное социально-экономическое развитие страны зависит от эффективного управления, которое требует формирования финансовой базы. Последняя в свою очередь формируется главным образом за счет налогов.
Цель курсовой работы – проанализировать систему доходов и расходы государственного бюджета на современном этапе развития.
Задачи:
- рассмотреть роль государственного бюджета и особенности бюджетной классификации;
- раскрыть сущность доходов государственного бюджета и их роль в макроэкономическом развитии;
- рассмотреть сущность и классификацию расходов федерального бюджета;
- провести оценку доходов и расходов государственного бюджета РФ;
- выявить проблемы и направления оптимизации государственных доходов и расходов бюджета.
Объектом исследования являются государственный бюджет Российской Федерации.
Предметом – особенности формирования доходов и направления расходов государственного бюджета РФ.
Среди методов исследования использованы следующие: анализ литературы, группировка, экономико-статистический и расчетно-конструктивный методы, графический и табличный для наглядного отображения данных.
Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке научно обоснованных положений, выводов, рекомендаций по повышению эффективности управления доходами и расходами бюджета.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1 Теоретические основы изучение доходов и расходов как приоритетов развития экономики страны
1.1 Роль государственного бюджета и особенности бюджетной классификации
Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений между государством и другими субъектами хозяйствования по поводу образования, распределения и расходования денежных ресурсов, необходимых для обеспечения функций органов государственной власти[1] .
Для понимания сущности бюджета необходимо кратко охарактеризовать его ключевые функции.
1. Макроэкономическая или перераспределительная функция бюджета определяется его общественным назначением - регулятор экономики, перераспределяющий финансовые потоки между регионами и субъектами экономики внутри государства.
2. Функция институционализации общественных предпочтений - результат демократизации общества, когда принятию закона о бюджете обязательно предшествуют парламентские слушания, обсуждения и экспертиза.
3. Стимулирующая функция бюджета заключается в государственном регулирование хозяйственной жизни страны, экономических отношений, при этом направляя бюджетные средства на поддержание и развитие регионов и отраслей промышленности. Государственное регулирование экономических отношений направлено на усиление и сдерживание темпов роста производства .
4. Информационная функция бюджета важна для всех экономических агентов, так как утверждение параметров бюджета определяет экономическое поведение как корпоративного сектора экономики, так и бюджетополучателей разных уровней.
5. Контрольная функция бюджета позволяет четко отслеживать движение денежных и финансовых потоков, поступление доходов в бюджеты всех уровней[2] .
Одной из основных целей составления бюджета любого уровня является обеспечение соответствия расходов бюджета его доходам. Поэтому должен быть максимально сбалансированным по доходам и расходам. Несбалансированность бюджета выражается в его дефиците или профиците[3].
Государственный бюджет ориентирован на реализацию основных направлений социально-экономического развития России. Несмотря на то, что сформированы параметры прогноза социально-экономического развития страны и установлены законодательством «бюджетные правила» характеристик бюджета в отношении социального обеспечения не выделяют необходимые объемы финансирования с целью исполнения принятых расходов бюджета, в результате чего устойчивость финансового бюджета подвержена опасности и бюджетным рискам.
Базовым инструментом обеспечения единства бюджетной системы служит бюджетная классификация, которая представляет собой группировку по однородным признакам бюджетных доходов и расходов, а также источников финансирования дефицитов бюджетов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке.
Законодательное определение бюджетной классификации содержится в Бюджетном кодексе Российской Федерации, и он же определяет её состав.
Бюджетная классификации согласно статье 19 Бюджетного кодекса Российской Федерации включает:
- классификацию доходов бюджетов;
- классификацию расходов бюджетов;
- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификацию операций публичноправовых образований.[4]
Бюджетная классификация, будучи важным инструментом бюджетного процесса, должна отвечать следующим требованиям, которые вытекают из природы бюджетной системы и основаны на сущности бюджетного законодательства:
- должна обеспечивать единый методологический подход к составлению и исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы;
- должна адекватно отражать изменения, которые происходят в налоговом и бюджетном законодательстве;
- должна обеспечивать сравнимость бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.
Обеспечение указанных требований на практике достигается на основе единых принципов назначения, единой структуры и единых требований порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации. Назначение кодов бюджетной классификации осуществляется в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности), открытости назначения кодов.
Значение бюджетной классификации заключается в том, что использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов.
Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств и использованием их по целевому назначению. Классификация дает возможность сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов[5].
В целом бюджетная классификация ориентирована на решение следующего круга проблем:
- законодательного контроля за составом и структурой расходов и доходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом;
-формирование механизма реализации принципа единства бюджетной системы Российской Федерации;
- получение сводной бюджетной информации , сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;
- формирование механизмов законодательного контроля бюджетного процесса. Бюджетная классификация обязательна для всех бюджетов бюджетной системы и организаций и строится в соответствии требованиями, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации.
1.2 Сущность доходов государственного бюджета и их значение
Рассмотрим сущность доходов государственного бюджета. Относительно термина «доходы бюджета» существует множество определений со стороны ряда российских учёных экономистов.
М.М. Ильясов дает следующее определение данному понятию: «Доходы бюджета – это экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления»[6].
О.С. Шумакова и Д.С. Евсюкова дает следующую трактовка доходов бюджета: «Доходы бюджета как поступающие в бюджет денежные средства (за исключением тех, которые являются источниками покрытия дефицита бюджета)»[7].
Ещё одно определение доходам бюджета в учебнике под редактированием К.В. Бондаренко: «Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны» [8].
Обобщая можно привести следующий комментарий доходам бюджета, в условиях рыночных отношений доходы государственного бюджета страны выражают денежные отношения, которые возникают в ходе процесса формирования главного централизованного фонда страны, между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, мобилизуя денежные средства в распоряжение государства для выполнения им функций и задач.
Доходная часть государственного бюджета имеет свою классификацию. Основным признаком классификации доходов Государственного бюджета является их разделение по методам взимания на доходы, формирующие в виде налоговых поступлений и неналоговых доходов бюджета.
1. В зависимости от государственного устройства страны для федеративных государств различают доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов федерации и доходы муниципальных бюджетов, для унитарных государств это доходы центрального (республиканского) бюджета и доходы местных (региональных) бюджетов.
2. В зависимости от уровня бюджетной системы страны, за каждым из которых закрепляются доходы, они подразделяются на собственные доходы местного (муниципального) бюджета и регулирующие доходы местного (муниципального) бюджета.
3. По источникам образования доходы Государственного бюджета подразделяются на доходы бюджета, формирующиеся в виде доходов поступающих от юридических лиц и от физических лиц.
4. В зависимости от конкретных объектов обложения – доходы, взимаемые с имущества, дохода и др. [9]
Налоговые доходы государственного бюджета также классифицируются по определённым признакам.
Рассмотрим классификацию налогов по различным признакам.
1. В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги и косвенные. К прямым налогам относятся налоги на собственность или доход, к косвенным налогам относятся налоги на обращение или потребление. Нужно отметить, что конечным плательщиком косвенного налога является потребитель товара (он оплачивает надбавку к цене товара).
2. По уровню управления налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные (для федеративных государств) или общегосударственные и местные (для унитарных государств).
3. По объекту обложения выделяют налоги с дохода, с имущества (налог на имущество юридических лиц, налог на имущество физических лиц и др.), за выполнение определенных действий (передача имущества в порядке наследования или дарения, на сделки купли-продажи и др.); рентные (ресурсные), на потребление, на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).