Файл: Доходы и расходы бюджета. Бюджетная классификация ( Теоретические основы изучение доходов и расходов как приоритетов развития экономики страны ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5) Высокая степень зависимости экспорта полезных ископаемых от курса валют.

Основу доходов бюджетной системы составляют поступления от отраслей, которые осуществляют добычу полезных ископаемых и их переработку, однако, анализ доходов федерального бюджета РФ показал снижение удельного веса нефтегазовых доходов. 

Доходы от уплаты НДПИ в настоящее время формируют нефтегазовые доходы федерального бюджета РФ в большей части, чем поступления от уплаты таможенных пошлин, следовательно, необходимо провести их более детальный анализ, в том числе в разрезе крупнейших налогоплательщиков.

Проведенное исследование нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ выявило тенденцию снижения нефтегазовых поступлений за счет реализации реформы налогового и таможенного-тарифного регулирования. При этом структура нефтегазовых доходов существенно изменилась: в настоящее время доля поступлений от уплаты НДПИ значительно превышает долю поступлений от уплаты таможенных пошлин.

Анализ налоговых платежей крупнейших нефтегазовых компаний России показал, что существует тенденция к постепенному снижению доли экспортных пошлин и росту доли НДПИ.

Нефтегазовый сектор Российской Федерации характеризуется рядом проблем, нуждается в активных инвестициях в модернизацию технологий и реформировании производственных отношений. Государство и компании, осуществляющие деятельность в нефтегазовой отрасли, должны достичь соглашения с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.

Также правительство должно обеспечивать необходимый объем сбережений нефтегазовых доходов для сохранения стабильности макроэкономических показателей.

Необходимость в полном объеме и своевременно реализовывать государственную политику предопределяет особое внимание к изучению аспектов формирования доходов бюджетов бюджетной системы. Наличие факторов отрицательно влияющих на макроэкономическое состояние, такие как падение цены нефти на мировом рынке, санкции, введенные против Российской Федерации обусловили необходимость выявления резервов роста доходов федерального бюджета, ориентированных на расширение доходного потенциала территории, недопущения роста налогового бремени и т.д..

Высокая степень зависимости доходов федерального бюджета от нефтегазовых доходов предопределяет особое внимание и необходимость ее снижения. Если в начале 2000-х годов доля нефтегазовых доходов составляла около 20% всех доходов, то к 2009г. их доля достигла 42%, а с 2013г. превышала уже половину всех поступивших в федеральный бюджет доходов.


Высокий уровень нефтегазовых доходов делает российскую экономику уязвимой к внешним шокам, повышает вероятность возникновения макроэкономических рисков и существенно может ослаблять инвестиционную привлекательность. Кроме того, высокая волатильность национальной валюты и непредсказуемость мировых цен на нефть, резкое падение цен на сырьевые товары создают угрозы стабильности бюджетной системы и функционирования экономики.

Основным методом, который способствовал бы смягчению отрицательного воздействия высокой доли нефтегазовых доходов, должна стать диверсификация. Суть диверсификации заключается в расширении ассортимента и переориентации рынков сбыта, освоения новых видов производств с целью повышения эффективности производства и сбыта. В настоящее время основное внимание стало уделяться вертикальной диверсификации, т.е. созданию дочерних предприятий, осуществлению слияний и др. К вертикальной диверсификации можно также отнести добычу на новых месторождениях. К примеру, рост объема переработки компанией «Роснефть» был обусловлен наращиванием добычи за счет нововведенного Восточно-Мессояхского месторождения.

У России также есть потенциал по расширению «ассортимента», т.е. необходимо не только увеличивать экспорт нефти и газа, но и переориентироваться на внутренний рынок. В настоящее время существуют огромные упущенные возможности, которые отражаются на низких доходах федерального бюджета. Реализуя данный методы, будет происходить развитие нефтеперерабатывающей отрасли, что позволит снизить объем закупки товаров, переработанных из нефти, а даже позволит создавать их самим для внутреннего рынка Кроме того, в рамках все той же диверсификации, необходимо развитие не только нефтегазовой промышленности, но и других отраслей. К примеру, производство инновационной продукции, развитие наукоемких отраслей (не только за счет «Сколково»), поддержание малого и среднего бизнеса, развитие сельского хозяйства и т.д. Введенные внешнеэкономические санкций стали стимулом к развитию национального сельского хозяйства, возрождению утерянных ранее сельскохозяйственных ресурсов, в результате чего доля сельского хозяйства в 2015г. составила 6,3% ВВП, вместо 5,5% ВВП в 2014г., что свидетельствует о нераскрытом потенциале использования всех имеющихся у Российской Федерации ресурсов (как материальных, так и нематериальных.

Анализ структуры доходов федерального бюджета позволяет выявить низкий удельный вес доходов бюджета от использования их собственности. Тем самым, скрывает существенный потенциал роста доходов федерального бюджета. Основным средством решения данной проблемы является повышение качества или эффективности управления государственным имуществом. Под эффективностью управления необходимо понимать не увеличение цен на госимущество (к примеру, арендной платы), а повышение его рентабельности. В качестве способов реализации данного метода необходимо часть средств по государственным ценным бумагам в виде дивидендов направлять на увеличение активов, что должно повысить стоимость государственных компаний (имущества), как следствие, привлечь инвесторов, которые при рассмотрении инвестиционного проекта в основном уделяют внимание именно показателю рентабельности.


Показатель теневой экономики находится в диапазоне от 30 до 40% ВВП . Это практически половина всего валового внутреннего продукта, т.е. рыночной стоимости всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства. Можно утверждать, что доходы государства (не только федерального бюджета, но и других бюджетов бюджетной системы) ниже на 30-40% от той величины, которая могла быть получена в случае отсутствия ненаблюдаемого сектора экономики или хотя бы снижения его объема.

Переливание бизнеса в теневой сектор во многом связано с малой эффективностью работы фискальных органов, в т.ч. Федеральной налоговой службы. Для решения данной проблемы необходимо применить так называемых метод «кнута и пряника», т.е. усиление контроля за качеством работы Федеральной и территориальных налоговых служб, увеличение ответственности за нарушения налогового законодательства (не только для физических и юридических лиц, но и для служащих) с целью повышения результативности их работы и пресечения коррупционных мероприятий. Для бизнеса необходимо создание благоприятной экономической среды, повышение заинтересованности в официальной работе и открытости информации своих доходах, что возможно за счет применения системы льгот и поощрений. Решение данной проблемы окажет положительное влияние на использование трудовых и материальных ресурсов, что должно повысить ВВП и доходы государства.

Помимо перечисленных проблем существуют такие негативные факторы низких доходов федерального бюджета, как:

- частый пересмотр проектов федерального бюджета, в результате чего возникают упущения в объемах доходов;

- отсутствие поступлений по ряду видов доходов и др.

Анализ доходов федерального бюджета и выявление причин их низкого объема позволяет целенаправленно определять механизмы решения возникающих проблем и устранять их. Основной проблемой, с которой сталкивается федеральный бюджет, является проблема с управлением источниками доходов, в основном связанная с человеческим фактором.

Для решения этой проблемы чаще всего предполагается использование ужесточения мер контроля и повышения ответственности органов, отвечающих за формирование и использование бюджетных средств. Другой немало важной проблемой, является проблема создания стимулов к увеличению доходов федерального бюджета за счет повышения заинтересованности в этом всех субъектов экономики. Как уже отмечалось ранее, для устранения этой проблемы используется метод поощрений и наказаний. В случае решения этой проблемы будет решена, на мой взгляд, и другая проблема, связанная с зависимостью доходов федерального бюджета от нефтегазовых поступлений, т.е. создадутся стимулы к развитию экономической деятельности во всех отраслях экономики, что также будет способствовать повышению доходов федерального бюджета.


В современных условиях одной из приоритетных задач бюджетной политики является повышение доходов федерального бюджета. По нашему мнению, рост доходов федерального бюджета можно обеспечить только благодаря последовательным и научно обоснованным изменениям в управлении налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета и стабильным бюджетным правилам, регулирующим поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Представляется, что резервы роста доходов федерального бюджета в текущем и среднесрочном периоде связаны с расширением перечня подакцизных товаров и введением акцизов на товары, в которых используются вредные вещества (ГМО, усилители вкуса, искусственные красители, пальмовое масло и проч.), которые наряду с табачной алкогольной продукцией наносят вред здоровью людей;

- пересмотром системы налоговых льгот по налогу на прибыль путем отмены тех льгот, которые не имеют целевого характера;

- оценкой эффективной налоговой нагрузки на экономику в целом, и отдельно на бизнес и население для ее своевременной корректировки в условиях снижения темпов экономического роста;

- а также с решением общих макроэкономических проблем, в числе которых сокращение теневого сектора национальной экономики, повышение деловой активности и развитие отечественного производства в несырьевом секторе экономики.

3.2 Направления оптимизации расходов федерального бюджета

Важным инструментом в повышении эффективности расходов бюджета является совершенствование государственных программ. Не достаточное регулирование может являться причиной возникновения неэффективного расходования бюджетных средств. Это подрывает прозрачность денежных потоков и играет достаточно важную роль в мерах борьбы с легализацией бюджетных средств.

Еще одной проблемой неэффективности государственных программ являются недостатки структур некоторых государственных программ, вследствие которых они не удовлетворяют единым требованиям программно-целевого структурирования бюджетных расходов.

Немаловажное значение для повышения эффективности государственных программ играет правильное указание сферы их реализации, а также совершенствование методических требований к их качеству. Необходимо учитывать не только расходы федерального бюджета, но и инструменты их реализации.


Самой важной проблемой в обеспечении полной эффективности расходования бюджетных средств является в необходимости актуального прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, что в современных кризисных условиях достаточно затруднительно.

Одним из главных направлений повышения эффективности расходов федерального бюджета является переход от финансирования бюджетной сети к финансированию государственных услуг.

Для окончательного этапа перехода от финансирования бюджетной сети к финансированию государственных услуг необходимо обеспечение конкурентных условий, создания рыночных механизмов и привлечение негосударственных организаций. Это должно повысить качество предоставляемых услуг и работ, их предложение, и соответственно, увеличит конкуренцию.

Еще одним важным направлением является повышение эффективности мер социальной поддержки населения, анализ которой показал, что меры, оказываемые гражданам, распределяются по категориям населения, и не учитывают уровень доходов получателей. Сами же меры делятся на несколько категорий. Одни предоставляются за особые заслуги, другие по социально-демографическим критериям, также за службу или работу в особых условиях труда и компенсационные меры. Следует учитывать не только категорию граждан, но и обращать внимание на их доходы, что увеличит эффективность социальной поддержки.

Повышение эффективности государственных закупок является важным инструментом в повышении эффективности расходов федерального бюджета, которые на данный момент не достигли запланированного уровня эффективности соответственно Федеральному закону от 5.04.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Важно обеспечить казначейский контроль за неисполнением или несвоевременным исполнением государственным заказчиком обязательств по оплате контракта. Для чего нужно вести учет денежных обязательств заказчика на основе единого документа.

Для повышения эффективности расходов федерального бюджета важным направлением является совершенствование бюджетной политики в сфере государственной поддержки реального сектора экономики и реализации инвестиционных проектов с государственным участием.

Важно усовершенствовать нормативно-правовое регулирование, более тщательное рассмотрение участия государственных и муниципальных организаций в инвестировании и реализации проектов.